Алексей Бурашников директор филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование» в г. Ростове-на-Дону Наталья Горбачук директор филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл» в г. Ростове-на-Дону Сергей Денисенко директор р
эксперты
Алексей Бурашников
директор филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование» в г. Ростове-на-Дону
Наталья Горбачук
директор филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл» в г. Ростове-на-Дону
Сергей Денисенко
директор ростовского филиала ОСАО «Ингосстрах»
Алла Киселева
генеральный директор СГ «Адмирал»
Юрий Колесников
председатель Совета директоров ГК «Адмирал»
Алла Черткова
генеральный директор ОАО СК «Эни»
Каким образом СК будут преодолевать последствия общеэкономического спада? Еще 1-2 года назад на местном страховом рынке велась ожесточенная конкурентная борьба. За этот период в Ростов пришли практически все крупные федеральные игроки, которые открыли здесь свои филиалы и представительства. В 2008 г., по признанию представителей страховых компаний (СК), практически никаких серьезных сдвигов на региональном рынке не произошло — за девять месяцев работы своей доли не увеличила и не потеряла ни одна компания «первой десятки», а такое событие, как выход в донской регион немецкого страхового холдинга Ergo в конце октября, осталось игроками практически незамеченным. Ни один из опрошенных «ДК» экспертов в уже работающих на рынке компаниях не считает «дочку» немецкого страховщика большой угрозой, даже несмотря на заверения ее руководства уже в первый год работы получить 2 млн евро страховых сборов и войти в ТОП-20 страховых компаний Ростова. «Все СК сейчас заняты разработкой антикризисных программ. Нынешняя ситуация может привести к серьезному переделу рынка и поставить под вопрос факт существования той или иной компании», — говорит топ-менеджер одной из ростовских страховых компаний, пожелавший остаться неназванным. Он признается, что в нынешних условиях на страховом рынке можно ожидать и громких банкротств крупных страховых групп, и незаметного, но повального ухода «малышей». «Особенно это касается кэптивных страховщиков, бизнес которых полностью зависит от материнских структур и тех компаний, которые делали ставку на банковские каналы продаж», — уверен эксперт.
Подводя предварительные итоги уходящего года, эксперты отмечают сохранение в масштабах страхового рынка страны и региона динамики роста в 20-25%. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на территории области сегодня работает 158 страховых компаний. По оценке директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону СЕРГЕЯ ДЕНИСЕНКО, лишь около 50 из них можно назвать заметными игроками рынка. Согласно предварительным данным ФССН, компании, работающие в РО, получили в качестве взносов 7,104 млрд руб., страховые выплаты компаний по всем видам составили 3,766 млрд руб. Лидером рынка по-прежнему является «Росгосстрах-Юг», на долю которого приходится около 8,4% сборов. Немного отстал от него крупный местный страховщик — СГ «Адмирал», доля которого составляет 8,15% в совокупных поступлениях страховщиков в РО. На третьей позиции по сумме поступлений за три квартала этого года оказался еще один старейший местный игрок — «Литер-Полис». В десятку крупнейших компаний, которые в совокупности получили 48,58% всех взносов в регионе, помимо лидеров, входят СКПО-УРАЛСИБ, «Спасские ворота», «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «ЭНИ», «Военно-страховая компания» и «РЕСО-Гарантия».
По мнению экспертов, в основном конкурентная борьба в минувшем году разворачивалась между московскими компаниями — к настоящему времени на донском рынке прочно обосновались почти все крупнейшие российские игроки. Из местных компаний, помимо «Адмирала» и «Литер-Полиса», наиболее сильны те, которые занимаются обязательным медстрахованием (ОМС) — это «Айболит», «Панацея» и «АсСтра». По оценке Сергея Денисенко, в 2008 г. основной прирост был в секторе добровольного страхования (в первую очередь, каско, добровольное страхование жизни, имущества, грузов), а не в секторе обязательного. После отрицательных показателей роста в 2004 и 2005 годах добровольные виды показали рост в 16% за 2006 г. и 19,3% за 2007 г. По мнению экспертов, по итогам уходящего года рост в секторе добровольных видов страхования составит не менее 40%.
Эксперты по-разному оценивают рентабельность страхового бизнеса. «Она очень неоднородна, — говорит эксперт из представительства Союза страховщиков России в ЮФО. — ОСАГО, к примеру, сейчас очень часто становится убыточным, потому что выплаты по нему устанавливаются государством, а не рынком. А вот в секторе ДМС, особенно по корпоративным программам, рентабельность доходит до 90%».
Другие собеседники «ДК» также отмечают сильно снизившуюся за этот год привлекательность ОСАГО для страховщиков. Из местных компаний автогражданкой занимаются только «Эни» и «Адмирал», и вряд ли в этом сегменте появятся новые игроки. По мнению аналитиков рынка, заниматься этим низкорентабельным видом страхования можно лишь при условии умелого управления выплатами и грамотного размещения страховых резервов. «Если сразу после введения ОСАГО порог входа на рынок был практически нулевым (достаточно было получить лицензию), то сегодня рынок в массе своей четко поделен. Текучесть клиентов очень невысокая, ведь это обязательный и строго регламентированный вид страхования, какие-либо новшества, инновации предложить сложно», — говорит генеральный директор СГ «Адмирал» АЛЛА КИСЕЛЕВА.
Если в целом за девять месяцев года рынок вырос практически на четверть, то в третьем квартале, когда финансовая ситуация дестабилизировалась, сборы страховщиков, по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., упали на 3,4% — до 2,4 млрд руб. Эксперты отмечают, что осеннее падение связано, в первую очередь, с практически стоящим рынком ипотеки и автокредитования. «Если говорить о секторе так называемого «добровольно-принудительного страхования» — залогового страхования в банках и автосалонах, — то он был одним из самых важных для страховых компаний, говорят эксперты. Некоторые из них делали ставку именно на него, а в целом по рынку залоговое страхование и страхование ипотечных рисков обеспечивало до 40% страховых сборов. Г-н Денисенко добавляет, что на автострахование приходится до 70% премий по каналу нестраховых посредников, при этом до 80% объемов — это страхование автомобилей, купленных в кредит, говорит г-н Денисенко.
В настоящее время аналитики MACON Realty Group констатируют, что в общей структуре спроса рынка новостроек ипотечные продажи занимали порядка 40-45%, в настоящий момент данный показатель упал до 5–10%, серьезное падение продаж в кредит констатируют и автосалоны.
Один из экспертов говорит, что страховщики обеспокоены ситуацией на рынке: «За довольно короткий срок из первой десятки крупнейших игроков выпал, к примеру, «МСК», который делал ставку на автокаско. Сейчас сразу от нескольких страховых компаний мы ждем и более серьезных шагов — банкротств и отказов от своих обязательств, а это может серьезно подорвать доверие ко всей отрасли».
В сложившейся ситуации, по словам директора филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл» в г. Ростове-на-Дону НАТАЛЬИ ГОРБАЧУК, страховщики делают упор на пролонгацию договоров страхования, всеми силами стараясь удержать клиентов. В частности, по ее словам, в ряде страховых компаний уже пошли на пересмотр тарифов по автострахованию в сторону снижения.
Еще один вид страхования, который уже начал серьезное падение — добровольное медицинское страхование (ДМС). По оценкам экспертов, 90% премий по ДМС обеспечивается корпоративными клиентами, при этом многие из них уже сейчас массово сокращают сотрудников и выводят их за штат. «Сами компании постараются не отказываться от корпоративного ДМС — помимо хорошего мотивационного эффекта, оно дает еще и ощутимую материальную выгоду — налоговые льготы, — объясняет руководитель направления медицинского страхования одной из ростовских компаний. — А вот в то, что сокращенные работники, уже вкусившие все прелести добровольного медстрахования, купят полис ДМС сами, верится с трудом». Падение сборов по ДМС, пока еще официально не зафиксированное, по итогам года эксперты прогнозируют не менее чем на 40%.
Прогнозы на 2009 г. у большинства руководителей страховых компаний пессимистичны и схожи — прирост сохранится, но снизится до 5–10%. Страхование напрямую зависит от уровня жизни — когда людям есть что терять, они заботятся о сохранении своих ценностей. Мы не обольщаемся относительно темпов роста: страхование — это пирожное, а сейчас многим придется думать о хлебе», — говорят эксперты.
Компании пока не дают точных прогнозов относительно того, как изменятся тарифы, но предсказывают значительное снижение прибылей. «Если говорить об основной массе страховщиков с нормальной ликвидностью, то можно прогнозировать следующий сценарий: компаниям повышать тарифы не даст рынок, но и снизить их будет невозможно, поскольку нужно сохранить необходимый уровень рентабельности, — говорит председатель совета директоров ГК «Адмирал» ЮРИЙ КОЛЕСНИКОВ. — В связи с этим основная масса страховых компаний оставит тарифы на прежнем уровне». Риск же наступления страховых случаев возрастет во всех отраслях. Например, эксперты не исключают серьезных осложнений на рынке туристических услуг — снижение спроса неизбежно приведет к демпингу и, возможно, банкротству туроператоров. А ответственность большинства из них застрахована, то есть возмещать нанесенный клиентам ущерб придется страховым компаниям. Пока риск наступления таких событий явно недооценен.
Однако эксперты говорят и о полезной стороне нарастающих рисков. По мнению Аллы Киселевой, страховщики, которые предложат клиентам грамотные способы защиты от кризиса, в нынешней ситуации выиграют. Например, она предсказывает, что в страховые компании активно пойдет малый и средний бизнес — их риски несоизмеримо выше страховых расходов. Г-жа Киселева рассказывает, что аналитики «Адмирала» просчитывают и оптимистический, и пессимистический сценарии развития рынка. «На мой взгляд, многое зависит от реакции граждан на кризис — воспримут они его как повод к панике, или как повод пересмотреть финансовые приоритеты? — рассуждает она. — Пока всё говорит о том, что реализуется второй вариант. Мы точно знаем, что приоритеты и отношение к страхованию изменяются к лучшему. Уже сейчас наши достаточно обеспеченные клиенты думают о страховке как об инструменте финансовой безопасности, а не как о повинности перед банком. Кризис приводит многих из нас к необходимости пересмотра системы управления бизнесом: становится всё более очевидным, что в современных условиях управление предприятием должно строиться на основе управления рисками, сопровождающими его деятельность».
Гендиректор СК «Эни» АЛЛА ЧЕРТКОВА также говорит, что нынешний спад может стать отправной точкой для нового роста в страховании. «Кризис — это время, когда каждая семья оценивает свою финансовую устойчивость с перспективой углубления негативных тенденций. Поэтому развиваться, на мой взгляд, будут простые продукты, связанные с удовлетворением потребностей населения — каско, обеспечение страховой защиты жилья, здоровья и личного имущества. Это, в основном, недорогие полисы, для продажи которых необходимы разнообразные каналы: работа агентской и субагентской сети, наличие у страховщика качественных, удобных продуктов, позволяющих без осмотра и длительных согласований заключить договор страхования».
Г-жа Черткова отмечает, что в выгодной ситуации окажутся компании, которые в стабильные времена развивали ритейл, а это свойственно региональным страховщикам, имеющим ограниченные возможности по страхованию банковских рисков, и потому нацеленных на работу «в поле». Сергей Денисенко отмечает, что «Ингосстрах» в этом году активно занимался построением агентской сети — в первую очередь, в развитых городах и районах Ростовской области. Он уверен, что периферия долгое время оставалась недооцененной, и сейчас страховщики могут более активно работать над распрастранением там страховой культуры. «К примеру, такой перспективный вид, как страхование сельхозрисков. В среднем по России страхуется порядка 25% посевов, у нас же этот показатель равен 4,8%. А ведь донские крестьяне не менее обеспеченные, чем их коллеги из других регионов, просто пока они не знают о его преимуществах».
По словам директора филиала «Группа Ренессанс Страхование» в Ростове АЛЕКСЕЯ БУРАШНИКОВА, в условиях кризиса страховые компании начинают уделять большее внимание рентабельности своего бизнеса и эффективности андеррайтинговой политики, поэтому основная конкурентная борьба развернется не на ценовом, а на сервисном уровне. «Реакцией рынка на отсутствие перспективы роста и снижение объемов бизнеса станет активная работа по удержанию существующих клиентов, внедрение программ лояльности, появление новых бюджетных продуктов с франшизами. Конкуренция за клиента обострится, и компании будут уделять больше внимания своей операционной эффективности и качеству обслуживания».
Тем не менее вопросами сокращения издержек компании также не будут пренебрегать, указывает Алексей Бурашников. В частности, он говорит, что серьезным снижением тарифов может обернуться активное внедрение прямых продаж, в том числе через страховые интернет-магазины. По его словам, в сентябре группа «Ренессанс Страхование» первой среди федеральных игроков запустила услугу прямых продаж через интернет по всей сети филиалов. «Покупка полиса он-лайн или через колл-центр позволяет сэкономить до 30% от его стоимости, поэтому мы считаем, что этот канал в дальнейшем будет пользоваться высоким спросом», — говорит эксперт.