Надежда Анциферова заместитель генерального директора холдинга Next Media Group Дмитрий Горох менеджер по связям с обществен- ностью компании «Вымпелком» (Ростов) Нина Гюббенет директор по обслужив
Надежда Анциферова
заместитель генерального директора холдинга Next Media Group
Дмитрий Горох
менеджер по связям с обществен- ностью компании «Вымпелком» (Ростов)
Нина Гюббенет
директор по обслуживанию «TELE2 Россия»
Маргарита Зобнина
старший аналитик консалтинговой компании IKS-Сonsulting
Ольга Игошкина
пресс-секретарь компании «МегаФон–Северный Кавказ»
Михаил Макаров
руководитель коммерческой службы компании «Ростовский сотовый телефон» («Скай-Линк Ростов»)
Сергей Недеря
генеральный директор компании «Ретро»
Татьяна Стародубцева
аналитик J`son & Partners
Сергей Харченко
заместитель гендиректора «Мегафон–Северный Кавказ»
Когда в Ростове заработают мобильные сети третьего поколения?
Зачем мобильные операторы выходят на рынок фиксированной связи?
Рынок сотовой связи в Ростовской области, как и в целом по России, сейчас практически насыщен, уровень проникновения связи в регионе (отношение количества проданных SIM-карт к общему числу жителей) приблизился к 100%. Всего, по итогам 2007 года в Ростовской области насчитывалось 4,3 млн абонентов. Оборот рынка, по подсчетам «ДК», составил более $500 млн. По данным консалтинговой компании J`son & Partners, лидерство по количеству абонентов в 2007 году захватила компания «Tele2-Ростов»: доля этого оператора в общем количестве проданных сим-карт в нашем регионе составила 29,6%. Одинаковую долю по этому показателю на донском рынке заняли «Билайн» и «Мегафон» — по 24,6%, а «МТС» оказался на четвертой позиции с 21,1%. При этом, по оценке аналитиков J`son & Partners, в 2007 году количество абонентов в Ростове у двух операторов «большой тройки» — «Вымпелкома» и «МТС» — снизилось (на 9,2% и 7,4% соответственно), а у «Мегафон–Северный Кавказ» выросло, правда, довольно незначительно — на 7,1%. По мнению экспертов, если учитывать только реальных абонентов, а не количество проданных сим-карт, то изменения окажутся еще скромнее. Лишь у «Ростовского сотового телефона» (бренд «Скай Линк») в прошлом году наблюдался значительный прирост клиентской базы — почти в шесть раз. Руководитель коммерческой службы этой компании МИХАИЛ МАКАРОВ объяснил его высоким спросом на услуги высокоскоростного мобильного интернета, который «Скай Линк» предложил по наиболее привлекательной среди операторов цене — от 1 до 3,5 руб. за один Мб.
Эти данные, по мнению собеседников «ДК», говорят о том, что рынок переходит от интенсивного роста к стабильному развитию: те, у кого есть возможность пользоваться мобильным телефоном, уже подключились к одному из операторов, поэтому увеличить прибыль сегодня можно, лишь увеличив средний доход от одного абонента. Слова экспертов подтверждаются статистикой. У всех операторов, за исключением «Скай Линк», достаточно серьезно вырос ARPU (среднемесячная выручка на одного абонента) «Мегафон–Северный Кавказ» — на 30,9%, у «МТС» — на 56,9%. Рост выручки мобильных операторов игроки рынка объяс- няют подорожанием связи и увеличением дохода от дополнительных, прежде всего, неголосовых услуг.
Как отмечают эксперты, одним из главных инструментов в борьбе за лояльность абонентов стали дополнительные услуги. Следуя за потребностями клиентов, операторы предлагают VAS . Наиболее популярной и востребованной дополнительной услугой остается мобильный интернет. «За последний год резко возросла популярность услуг на базе технологий высокоско- ростной передачи данных GPRS/EDGE, существенно увеличилось количество пользователей WAP, MMS, мобильного интернета: в общем объеме нашей базы более 30% абонентов компании активно пользуются этой услугой, — говорит пресс-секретарь компании «Мегафон–Северный Кавказ» ОЛЬГА ИГОШКИНА. — И это не удивительно: операторы обеспечивают все более высокую скорость передачи трафика». Г-жа Игошкина отмечает возрастающий интерес к услугам мобильного позиционирования, позволяющим оперативно получать достоверную информацию о своем местоположении и ближайших объектах, метеосводки, определять координаты других абонентов сети.
По оценке старшего аналитика консалтинговой компании IKS-Consulting МАРГАРИТЫ ЗОБНИНОЙ, сегмент мобильного интернета — наиболее быстрорастущий сектор в структуре VAS. По ее словам, за 2007 год он увеличился на 47%, в основном, за счет упрощения и автоматизации настроек абонентских терминалов, снижения тарифов и активного продвижения этой допуслуги самими операторами. В целом, доля интернет-сервисов в объеме всего рынка выросла за год с 18% до 20% и в денежном выражении составила $379 млн.
Эксперты рынка считают, что настоящего прорыва в области допуслуг можно ожидать вслед за широким распространением сетей связи третьего поколения — 3G. В начале 2008 года ведущие сотовые операторы вплотную подошли к коммерческой эксплуатации 3G-сетей на юге России. 6 января 2008 года «Мегафон» провел презентацию тестовой сети 3G на юге России: продемонстрировал общественности видеозвонок из Красной Поляны в Куршевель. Президент «Мобильных телесистем» Леонид Меламед заявил в феврале о начале строительства сети 3G на юге, к 2011 году в компании ожидают, что до трети абонентов перейдет на этот стандарт. Не позднее апреля 2009 года в коммерческую эксплуатацию 3G запустит в Ростовской области «Вымпелком». Строительст- во сети будет вестись в Ростове-на-Дону, Азове, Новочеркасске, Шахтах, Таганроге и Новошахтинске на базе существующей инфраструктуры базовых станций. Расходы на строительство сетей 3G сотовые операторы не называют, однако отмечают их медленную окупаемость: связь третьего поколения готовится на перспективу. «Опыт западных коллег показывает, что за год с момента запуска к сети подключаются 25-30% от числа всех абонентов, — говорит специалист по связям с общественностью компании «Вымпелком» (Ростов) ДМИТРИЙ ГОРОХ. — Наш прогноз гораздо менее оптимистичный. В России продвижению нового формата препятствует множество проблем, в том числе консерватизм потребителей, неразвитость рынка и дороговизна телефонных трубок, поддер- живающих дополнительные сервисы». По словам первого заместителя гендиректора «Мегафон–Северный Кавказ» СЕРГЕЯ ХАРЧЕНКО, строительство сетей связи третье- го поколения — закономерный этап в развитии телекоммуникационной отрасли. «Развитие нового стандарта планируется и реализуется не взамен, а в дополнение к стандарту GSM. Абонент сам будет выбирать любой стандарт», — полагает г-н Харченко. Несмотря на озвученное руководителями сотовых компаний намерение активно развивать новый стандарт, по прогнозам аналитиков, полнофункциональные сети 3G в России появятся только через несколько лет, а само создание таких сетей пока остается для сотовых операторов в большей степени имиджевым шагом.
По мнению экспертов, несмотря на активный рост продаж VAS-услуг, основную часть выручки сотовым операторам будет приносить передача голоса. По словам заместителя генерального директора холдинга Next Media Group НАДЕЖДЫ АНЦИФЕРОВОЙ, увеличится спрос на «тяжелый» контент: java-игры, видео, mp3-файлы. «Несмотря на высокие тарифы на WAP-GPRS, все больше пользователей будут скачивать файлы большого объема. К тому же операторы и контент-провайдеры все больше интересуются различными сервисам на базе веб-сообществ». Аналитик J`son & Partners ТАТЬЯНА СТАРОДУБЦЕВА советует сотовым операторам тщательно обдумывать тарифную политику, чтобы их доходы не пострадали при миграции пользователей WAP-GPRS на простой GPRS, где трафик стоит намного меньше.
«Видеонаблюдение, мобильное телевидение — все это постепенно станет реальностью нашей жизни, высокая скорость передачи данных открывает новые возможности для всех пользователей», — уверен Михаил Макаров. По его словам, снижение стоимости и увеличение скорости интернет-трафика повлияет на увеличение числа пользователей этой услуги. По мнению эксперта, борьба за абонента между сотовыми операторами сместится в сторону технологий и сформирует ситуацию, когда потребитель будет готов заплатить больше за действительно качественную услугу. В результате, предполагают эксперты, произойдет серьезный передел долей всего рынка мобильной связи. Макаров также отмечает, что в 2009 году компании впервые смогут предложить тариф на безлимитный мобильный интернет.
Еще одной важной тенденцией в ближайшие годы, по мнению экспертов, станет усиление конкуренции сотовых компаний с операторами дальней фиксированной связи. Причем, сотовые операторы не только будут снижать расценки на международные и междугородние звонки, но и строить собственные сети фиксированной связи. «МТС» в августе прошлого года уже закончила строительство сети в 57 городах России, вложив в проект $7,9 млн, а «Вымпелком» будет готов начать коммерческую эксплуатацию своей фиксированной сети в конце 2008 года после прохождения сертификации в Связьнадзоре. «Мегафон», получивший лицензию на предоставление услуг стационарной связи еще в ноябре 2006 года, приступил к активным работам в ЮФО в начале 2008 года. Дмитрий Горох говорит, что сети стационарной связи нужны сотовым операторам для оптимизации работы и снижения эксплуатационных расходов.
Эксперты также отмечают, что строительство собственных сетей фиксированной связи мобильными операторами может в перспективе даже изменить модель их бизнеса: компании получат возможность выводить на рынок конвергентные услуги, соединяя возможности сотовой и фиксированной телефонии, или же выйти на рынки местной и зоновой фиксированной связи.
Value Added Services (VAS) — неголосовые сервисы — внутрисетевой роуминг, электронные платежи и т. д. (всего, по данным IKS-Consulting, более 200 допуслуг).