эксперты Виталий Воронин ведущий специалист отдела внедрения систем управления компании «ЮБиТек» Андрей Иванов генеральный директор компании «БИС» Денис Лисовец директор по развитию бизнеса компан
Виталий Воронин
ведущий специалист отдела внедрения систем управления компании «ЮБиТек»
Андрей Иванов
генеральный директор компании «БИС»
Денис Лисовец
директор по развитию бизнеса компании INTELLECTIKA
Андрей Путилов
заместитель генерального директора компании Ansoft
Юрий Оганянц
директор по работе с корпоративными клиентами компании INTELLECTIKA
Вероника Тараба
заместитель генерального директора компании «Крок»
Зачем интеграторы объединяют свои усилия?
Почему интеграторы зависят от ростовских бизнес-центров?
На протяжении последних лет ростовские интегра- торы формируют рынок профессиональных IТ-услуг. Как отмечают участники рынка, предлагаемые сегодня IТ-решения полностью соответствуют специализации и бизнес-процессам компаний-заказчиков. Эксперты говорят, что для удовлетворения качественно возросшего спроса интеграторы консолидируют свои усилия.
По мнению участников рынка, услуги системной интеграции в Ростове предлагают не более 20 компаний, из которых лидерами рынка эксперты признают всего пять: «БИС», «Миком», «Кредиткард», «ЮБиТек», «Цифровой диалог» и «ДВ.ком». Сильное влияние на рынок оказывают московские игроки, которые в последние три–четыре года открыли свои филиалы в городе. Среди них наиболее значимыми эксперты считают «АйТи», «ICS-Юг», «R-Style Юг», «Ай-Теко» и «Крок-Юг».
Заместитель генерального директора компании «Крок» ВЕРОНИКА ТАРАБА считает, что московские интеграторы в регионах конкурируют только между собой: «На том уровне проектов, которые интересны нам, местные компании не могут с нами соперничать. На нашей стороне — опыт выполнения масштабных проектов и качество, которое стоит тех денег». А директор по работе с корпоративными клиентами компании INTELLECTIKA ЮРИЙ ОГАНЯНЦ считает, что на местном рынке московские и ростовские системные интеграторы фактически составляют два отдельных пула: «Москвичи приходят в Ростов, чтобы обслуживать своих столичных клиентов, открывших у нас собственные филиалы. Ростовские интеграторы обслуживают локальных клиентов. Зачастую, чем крупнее местный игрок, тем больше у него возможностей выбирать, кому заказать внедрение информационных систем: интегратору из Москвы, с большим, как им кажется, опытом, огромными ресурсами для создания и внедрения сложных проектов, или же местному, который знает специфику рынка и услуги которого могут стоить меньше».
Кроме специализированных интеграционных компаний, на ростовском рынке действуют фирмы, для которых оказание подобных услуг не является основным бизнесом. По мнению генерального директора компании «БИС» АНДРЕЯ ИВАНОВА, вместе с ними общее число системных интеграторов в Ростове приближается к 100.
Объем рынка услуг системной интеграции в Ростове его участники оценивают минимум в 3 млрд руб. «У лидеров рынка средний годовой оборот составляет около 100 млн руб. Крупные московские игроки реализуют проекты в местных отделениях федеральных заказчиков, таких как «Сбербанк», «Российские Железные Дороги», холдинг «Связьинвест», и их обороты на порядок больше» — говорит ВИТАЛИЙ ВОРОНИН, ведущий специалист отдела внедрения систем управления компании «ЮБиТек». По мнению Юрия Оганянца, дать более точные цифры по объему рынка невозможно: «Рынок растет весьма динамично, и зафиксировать совокупные доходы компаний — достаточно сложная задача».
По мнению собеседников «ДК», появление новых непрофильных игроков привело к тому, что объем предложений на рынке системной интеграции растет ежегодно на 25-30%. Как считает Виталий Воронин, рост рынка стимулируется еще и расширением количества предложений самих системных интеграторов: «Они стараются предложить своим клиентам максимум услуг, направленных на удовлетворение их бизнес-требований». Кроме того, как считает заместитель генерального директора компании Ansoft АНДРЕЙ ПУТИЛов, спрос на услуги интеграции за последние два года вырос: «Если в начале 2000 г. многие компании ограничивались внедрением учетной системы для ведения бизнеса, документооборота, взаиморасчетов с контрагентами и т.д., то за последние два года компаниям потребовались автоматизация внутрискладской логистики, цепочек поставок и проведения анализа данных с помощью так называемых интеллектуальных бизнес-систем. И если раньше бюджет на информационные технологии руководители формировали по остаточному признаку, то сейчас они все чаще осознают необходимость внедрения современных систем автоматизации и готовы платить за такие решения». Эксперты объясняют эту тенденцию изменением отношения многих заказчиков к IТ-сфере — многие владельцы компаний, действующие в напряженной конкурентной обстановке, осознали, что качественная информационная среда способствует увеличению доходности бизнеса.
По мнению Андрея Иванова, рост спроса и рост предложения на рынке системной интеграции в Ростове привели к увеличению рентабельности бизнеса: «Чем более сложный проект выполняет интегратор, тем больше доля прибавочной стоимости, возникающая при его исполнении. Такие контракты участникам рынка более интересны и с точки зрения прибыли, и с точки зрения реализации. Поэтому регулярные игроки рынка системной интеграции стараются предоставлять услуги в комплексе, создавая более насыщенную инфраструктуру, как можно лучше удовлетворяющую потребности клиента».
По мнению участников рынка, сейчас в системной интеграции развиваются две основные тенденции: специализация игроков в определенном сегменте с одновременным расширением сопутствующих предложений и уход от «коробочных» решений.
Первая тенденция проявляется в том, что компании, оказывающие услуги системной интеграции, стали уходить от принципа «универсального» оператора и сосредотачивают свои усилия на каком-либо одном сегменте: разработка инфраструктуры, посторенние кабельных инженерных систем или разработка и внедрение у заказчика специализированного программного обеспечения. «Не надо пытаться объять необъятное, — утверждает Андрей Путилов. — Если компания, например, является разработчиком ПО и осуществляет консалтинговые услуги, то не факт, что она предложит самое лучшее решение по «железу»». Директор по развитию бизнеса компании INTELLECTIKA ДЕНИС ЛИСОВЕЦ считает, что это наиболее правильный путь и для развития компании, и для развития рынка: «Компании, которые предлагают большое количество разнообразных IТ-услуг, сейчас стараются вывести разные направления системной интеграции в отдельные подразделения».
Однако Виталий Воронин считает, что лишь немногие IТ-компании Ростова могут похвастаться тем, что у них с успехом сосуществуют три или четыре независимых отдела, каждый из которых ведет свое направление: «В Ростове остро стоит проблема нехватки квалифицированного персонала: доходность большинства IТ-компаний не так велика, чтобы содержать высококлассных специалистов. Поэтому чаще всего у компании есть один отдел продаж, менеджеры которого принимают заказы, контролируют их выполнение техническими специалистами компании и проводят итоговую сдачу проекта заказчику». Эксперты говорят, что на создание таких структур системному интегратору требуется продолжительное время. «С учётом непростого российского трудового законодательства, при отсутствии контрактного права между работодателем и наёмным работником, такие структуры создавать очень трудно, — замечает Андрей Иванов. — И компания, которая претендует на стабильные доли рынка, вынуждена проводить долгую и тщательную селекционную работу по подбору и обучению персонала, формированию отделов, которые занимаются различными направлениями интеграции. Профессионализм же оценивается во время работы: может ли найти специалист нестандартное, эффективное и рентабельное решение».
С другой стороны, те игроки, которые изначально специализировались, к примеру, на автоматизации бизнес-процессов, ищут себе партнеров среди компаний, которые предлагали услуги построения структурированных кабельных систем (СКС). «Компании стараются консолидировать свои усилия для того, чтобы достичь необходимого качества при выполнении крупного заказа. В Ростове, как правило, это означает, что московский интегратор заключает контракт с клиентом, и разрабатывает проект, удовлетворяющий требованиям заказчика, а одна или несколько ростовских компаний реализуют этот проект по субподряду с московским партнером» — делится своими наблюдениями Андрей Иванов.
Эксперты утверждают, что на практике заказчик довольно редко дает готовое техническое задание, и для выполнения заказа требуются многочисленные консультации. «К примеру, наш проект в бизнес-центре Clover House был разработан совместно с компанией «КлеверКом». Бизнес-центр сейчас готовится к открытию, и ему нужно разработать по возможности комплексный пакет сопутствующих услуг, помимо самой аренды. Цель понятна — чем большим вниманием и заботой будет окружен арендатор, чем более комфортным будет его пребывание в бизнес-центре, тем больший процент площадей будет приносить прибыль. В результате, мы подготовили решение по предоставлению арендатору полного набора IТ-услуг, в соответствии с которыми все необходимые IТ-сервисы арендатор может получить у компании «КлеверКом», не вкладывая собственные средства в приобретение и содержание дорогостоящей техники и квалифицированного персонала» — рассказывает Виталий Воронин.
Вторая тенденция, по мнению участников рынка, связана с тем, что заказчики IТ-услуг доросли до понимания выгод от использования сложных информационных технологий в своем бизнесе. «Большинство заказчиков понимают, что, внедряя информационные технологии, они получают определенные конкурентные преимущества. Поэтому они стали требовательней относиться к качеству услуг и технологий системных интеграторов. Их сегодня не удовлетворяет хаотичный набор оборудования и ПО — они ждут от интегратора полноценного решения, адекватного по соотношению цены и качества» — рассказывает Юрий Оганянц. Интеграторы стараются работать на опережение. «Если компания продает «офис в коробке», то этот проект будет востребован только во время открытия нового магазина или офиса, а значит, и цикл продажи тут достаточно короткий, — отмечает Виталий Воронин. — А если вы внедряете ERP-систему, то, скорее всего, от первого контакта до начала реализации проекта пройдет не менее года, так как такие инвестиции бюджетируются, в основном, на следующий финансовый год от даты принятия решения».
По мнению Андрея Путилова, сейчас в крупные и средние компании приходит новое поколение IТ-директоров, которые внедряют в компаниях ITIL , что позволяет вывести IТ-подразделение компании из затратного в прибыльное. Такая тенденция может повлечь за собой значительное увеличение стоимости IТ-услуг.
Как полагает Виталий Воронин, в ближайшее время продолжится выход на ростовский рынок московских компаний-интеграторов: «В ближайшие два-три года можно ожидать передела рынка. Причины для этого — падение рентабельности от поставок техники «в коробке», усиление конкуренции со стороны московских компаний, а также появление новых местных игроков».
На дальнейшее развитие рынка системной интеграции, считает Андрей Путилов, будет сильно влиять наличие программных заготовок, которые можно применить при составлении и реализации различных решений: «Сегодня практически ничто не делается с нуля. Время, когда небольшая компания может написать универсальное бизнес-приложение и выиграть крупный тендер, прошло. Рынок требует сложных авторизованных решений, с богатым базовым функционалом и возможностью внесения изменений и реализации нового функционала».
Ростовские интеграторы полагают, что направления в дальнейшем развитии рынка во многом будут определять инвесторы и владельцы крупных объектов коммерческой недвижимости. «В этом году в эксплуатацию были введены первые крупные бизнес-центры, — замечает Андрей Иванов. — И уже сейчас их владельцы — наши заказчики — высказывают свои замечания по поводу реализованных на этих объектах информационных систем. Такая обратная связь помогает системным интеграторам усовершенствовать собственные предложения, и в дальнейшем, на других объектах, внедрять более качественные и стабильные системы управления бизнес-процессами».
Участники рынка считают, что наметившееся увеличение спроса на внедрение современных ERP-систем в ближайшее время будет только расти. «Это направление в ближайшее время должно продемонстри- ровать быстрый рост. А направления, связанные с услугами по созданию IТ- и телеком-инфраструктур, будут развиваться прежними темпами. Я считаю, что это связано с тем, что организации, ведущие деятельность на территории всей России, заинтересованы в решениях, обеспечивающих непрерывность и безопасность бизнес-процессов. Поскольку речь идет о территориально распределенных системах, то растет востребованность в решениях по мониторингу и управлению ими» — считает Вероника Тараба.
детали
Рынок IT-услуг в России растет за счет системной интеграции
Как сообщает сервер Consult.ru, основной рост сегмента IT-услуг в ближайшие три года обеспечит направление системной интеграции, в то время как доля разработки ПО на заказ и услуг техподдержки будет неуклонно снижаться. В 2006 г. доля затрат российских компаний на оборудование в сегменте IT составила 69%, на услуги — 20%, на программное обеспечение — 11%.
Однако, IT-услуги будут постепенно увеличивать свою долю, и в течение следующих трех лет займут около 50% IT-рынка. При этом в 2007 г. рынок услуг будет расти в основном за счет системной интеграции, сервисной поддержки и IT-аудита. Очевидно, что бурного роста аутсорсинга в этом году не будет, так как у российских компаний еще не исчерпаны ресурсы роста за счет консолидации и изменения бизнеса. Об IT-аутсорсинге руководители начнут всерьез задумываться, когда придет время внутренней оптимизации бизнеса.
Источник: Consult.ru.
ITIL — набор считающихся лучшими практических решений в области защиты IT, публикуемых виде книг и призванных снизить затраты на использование технологий.