Меню

Обзор: Рекрутинговые компании - 29.09.2008

эксперты Виктория Арсеньева генеральный директор агентства персонала «БИЗНЕС СФЕРА» Светлана Белецкая руководитель отдела по управлению персоналом ГК «Донской янтарь» Замира Бикчурина директор фили

На ростовском рынке рекрутинговых услуг — видимость затишья. Несмотря на прогнозы, федеральные компании за последний год здесь не появились. Крупные игроки делят рынок между собой после волны экспансии столичных ритейлеров и борются за значительных местных клиентов. Некоторые эксперты считают, что это затишье перед бурей: в ближайшие годы начнутся слияния и поглощения ростовских рекрутинговых агентств федеральными и иностранными гигантами и замедление роста рынка, связанное с финансовым кризисом.

эксперты
Виктория Арсеньева
генеральный директор агентства персонала «БИЗНЕС СФЕРА»
Светлана Белецкая
руководитель отдела по управлению персоналом ГК «Донской янтарь»
Замира Бикчурина
директор филиала компании Advan Hawk
Ирина Благодарная
начальник отдела рекрутинга компании «Южный кадровый центр»
Елена Гринева
директор компании АНКОР в Ростове-на-Дону
Игорь Зотов
генеральный директор компании «Технологии бизнеса»
Петр Косов
президент ГК АгроЗемИнвест
Наталья Чаплыгина
директор по персоналу ООО «Завод КОНОРД»
Ирина Швец
директор компании AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону
Екатерина Уварова
генеральный директор компании «Южный кадровый центр»
Яна Яровая
генеральный директор компании Aster


Сколько стоит «входной билет» на рынок рекрутинговых услуг
На каких услугах больше всего зарабатывают рекрутеры
Что может затормозить развитие рынка в ближайшие годы
Директор компании «АНКОР» в Ростове-на-Дону ЕЛЕНА ГРИНЕВА считает, что на рынке рекрутинговых услуг сейчас происходят закономерные процессы: укрупнение бизнеса серьезных игроков и постепенный процесс деления рынка. В конкурентной борьбе за свою долю рынка местные сети строят парт нерские отношения с москвичами, привлекают федеральных клиентов и завоевывают лояльность руководителей HR-отделов ключевых компаний региона.
Ростовские рекрутеры ищут способы конкуренции с федералами

Оценки экспертов по поводу темпов развития рынка неоднозначны и расходятся в разы: называются цифры от 20% до 40-60%. Эксперты подчеркивают, что рост рынка происходил за счет развития уже сложившихся лидеров на рынке. К таковым относят компании AVANTA Personnel, «АНКОР», Kelly Services, Senat Consulting Servises, «Южный кадровый центр», «Бизнес-сфера», «Мегаполис», «Профи», Maxima и т.д. Несмотря на то, что в прошлом году некоторые эксперты прогнозировали уход с ростовского рынка рекрутинга большинства мелких компаний, количество его игроков в 2008 г. значительно не изменилось. Из новичков, стартовавших в 2008 г., наиболее заметными эксперты считают агентства «Технологии бизнеса» и Aster. В Ростове по-прежнему предлагают рекрутинговые услуги порядка 50 компаний, и лишь 15-20 из них, по мнению собеседников «ДК», оказывают существенное влияние на рынок. «Происходит постоянная ротация региональных компаний, которые сменяют друг друга, и эти изменения практически не заметны на рынке», — считает начальник отдела рекрутинга «Южного кадрового центра» ИРИНА БЛАГОДАРНАЯ.

Однако в этом году большие перемены произошли с некоторыми крупными игроками. В сентябре стало известно, что филиал компании Advan Hawk сворачивает свою деятельность в Ростове-на-Дону. Директор филиала ЗАМИРА БИКЧУЛИНА сообщила корреспонденту «ДК», что юридическое лицо, созданное Advan Hawk в Ростове, будет ликвидировано. Однако учредители официально объясняют эту «ликвидацию» тем, что компания переходит в другой формат. Как говорят некоторые игроки в беседах «не для печати», по рынку бродит неофициальная информация: Advan Hawk намерен поменять название на Advan Hunt, а вместе с ним — специализацию, сконцентрировавшись на подборе топ-менеджеров. Также компания может ограничить географию своей деятельности Москвой и Московской областью, предполагают анонимные собеседники «ДК».

Руководители агентств по подбору персонала объясняют частую ротацию небольших игроков низким порогом вхождения на рынок, который, по мнению большинства из них, не превышает $5-7 тыс., требующихся на аренду помещения и обеспечение его офисной техникой. «Молодые компании на оклады сотрудников не тратятся: в качестве рекрутеров они привлекают людей без опыта работы, готовых работать только за проценты от заказов», — рассказывает г-жа Благодарная. Между тем, отмечают эксперты, амбициозные новые игроки, не желающие попасть в категорию «подснежников», делают ставку, в первую очередь, на квалифицированных специалистов, владеющих технологиями подбора персонала, а значит, тратят на открытие бизнеса в разы больше. «Сотрудники в рекрутинговой компании — это ее основной актив, — считает директор компании AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону ИРИНА ШВЕЦ. — Можно потерять базы данных, раскрученный бренд, но если компания располагает хорошими специалистами, она останется на плаву».

Большинство экспертов утверждает, что местные компании удерживают большую долю рынка. Гендиректор компании Aster ЯНА ЯРОВАЯ отмечает тенденцию повышения лояльности федеральных компаний к местным рекрутерам: «Если раньше федералов обслуживали только столичные партнеры, то сейчас некоторые заказы они охотнее предают местным игрокам». Одним из преимуществ ростовчан становится более гибкая ценовая политика. В то время как крупные компании запрашивают за закрытие вакансии 25% от годового оборота кандидата, ростовские агентства зачастую согласны брать за свои услуги почти в два раза меньше — 10-15%. Впрочем, отмечает Ирина Благодарная, в последние годы цены на услуги местных компаний начали расти. Ирина Швец считает это логичным, поскольку качественная услуга по подбору персонала не может стоить дешево, в противном случае компания будет работать «в минус».

Одним из трендов в развитии мест ных игроков эксперты считают рост числа тех, кто имеет партнерскую и филиальную сеть. Таким образом, ростовчане стермятся удержать свои позиции в коонкурентной борьбе с федералами. Нижегородскую компанию «Мегаполис» в Ростове представляет бывшая «Траст-Персонал», а агентство персонала «Бизнес-сфера» работает в партнерстве с московским кадровым агентством Avenue. По словам генерального директора «БИЗНЕС СФЕРЫ» ВИКТОРИИ АРСЕНЬЕВОЙ, партнерские сети развиваются, главным образом, на основе франчайзинговых контрактов или партнерских договоров на выполнение проектов. «Эта тенденция будет только усиливаться, поскольку так местные компании могут выдержать конкуренцию, — рассуждает г-жа Благодарная. — Большинство федеральных заказчиков, имеющих филиальную сеть, хотят получить комплекс услуг от своего партнера и, соответст-венно, делают выбор в пользу агентств, способных подобрать персонал в различных регионах страны и СНГ». Как сообщила «ДК» генеральный директор «Южного кадрового центра» ЕКАТЕРИНА УВАРОВА, компания в ближайшее время открывает представительства в Киеве (Украина) и в течение полугода — в Пекине (Китай).


Рекрутинговые компании зарабатывают на рядовых специалистах

По словам игроков рынка, наибольшую долю в обороте компании занимает сам рекрутинг — порядка 70-75%, остальное приходится на дополнительные услуги. Как отмечают эксперты, наиболее прибыльным остается подбор персонала на топовые позиции. «За последние годы стремительно выросли зарплаты руководителей высшего звена, их подбор становится еще более привлекательным для рекрутинговых компаний, — говорит Ирина Швец. — Если раньше заработная плата у HR-директора в крупной компании составляла 30 тыс. руб. в месяц, то сегодня нередко мы сталкиваемся с суммой в 300 тыс. руб. А директора производственных предприятий могут получать порядка 800 тыс. руб., тогда как еще в прошлом году их зарплата не превышала 400 тыс. руб.».

И все-таки, поскольку поиск кандидатов на высшие должности, как отмечают игроки рынка, — услуга «штучная», главным источником дохода для рекрутеров остается подбор специалистов на многочисленные типовые позиции.

«В основном, это менеджеры среднего звена — специалисты отделов продаж, бухгалтеры и т.д.», — поясняет г-жа Яровая. «Для рекрутера выгодны все вакансии, если он правильно диагностировал проект, — замечает Елена Гринева. — Но, безусловно, некоторые особенности на рынке есть. Так, средняя длительность поиска персонала по проекту на рынке FMCG (товаров народного потребления) — 30 рабочих дней, в то время как работа над топовой позицией в производственном секторе может длиться 50-60 дней. А один из самых длительных сроков закрытия вакансий — в банковском секторе. Это связано с многоступенчатым процессом интервьюирования кандидатов и согласованием их кандидатур со службой безопасности клиента».

Эксперты затруднились оценить рост спроса на рекрутинг за последние годы. Виктория Арсеньева отметила, что в этом году количество обращений в целом выросло на 70%. Как отмечают игроки рынка, наибольшим спросом пользуются услуги по подбору специалистов высшего и среднего звена. Ирина Благодарная отмечает наиболее активный спрос на специалистов в области строительства, финансов и производства. А Ирина Швец добавляет, что большая востребованность в кадрах такого уровня традиционно приходится на сектор FMCG.

В последние годы эксперты отмечают рост спроса и на дополнительные услуги рекрутинговых компаний: лизинг персонала, аустаффинг, аутсорсинг и подбор временного персонала. Виктория Арсеньева объясняет рост спроса активизацией ростовских заказчиков. «Они обращаются в рекрутинговые агентства куда более активно, чем раньше. Правда, пока они не всегда готовы платить за услуги, — считает она. — Но в целом платежеспособность ростовских работодателей выросла в течение этого года существенно».

Еще одной тенденцией на рекрутинговом рынке стало обращение за рекрутинговыми услугами отделов персонала местных компаний. «У HR-отделов сегодня множество задач: адаптация, обучение персонала и т.д., — говорит гендиректор компании «Технологии бизнеса» ИГОРЬ ЗОТОВ. — Поэтому они начинают понимать, что проще передать ту или иную задачу специализирующимся на ней профессионалам».

В дирекции по персоналу «Группы АГРОКОМ» корреспонденту «ДК» сообщили, что чаще всего у рекрутинговых агентств компания заказывает подбор персонала, а также подготовку обзоров заработных плат по региону. Собеседник «ДК» в «АГРОКОМе» отметил, что, ощущая растущую потребность в качественном подборе персонала, с 2008 г. руководство ГК «АГРОКОМ» даже внесло расходы на услуги рекрутинговых агентств в бюджет. Директор по персоналу компании «Завод КОНОРД» НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА отмечает, что также прибегает к услугам рекрутинговых агентств, но пока только при поиске кандидатов на топовые позиции. «Вакансии на остальные позиции мы предпочитаем закрывать самостоятельно».

Однако некоторые собеседники «ДК» из других компаний отмечают, что пока не готовы пользоваться услугами рекрутеров. Руководитель отдела по управлению персоналом ГК «Донской янтарь» СВЕТЛАНА БЕЛЕЦКАЯ говорит, что пока не исчерпала методы самостоятельного подбора кадров и не видит необходимости обращаться к рекрутинговым компаниям. Ее мнение разделяет и президент ГК «АгроЗемИнвест» ПЕТР КОСОВ: «Мы нечасто прибегаем к услугам рекрутеров, поскольку их услуги пока не выстроены настолько, чтобы решать полный спектр задач заказчика. Люди и компании индивидуальны. Только сам руководитель может «увидеть» нужного ему специалиста, поэтому я предпочитаю подбирать специалистов самостоятельно».

Местные компании ждут слияний и поглощений

Как считают игроки рынка, спрос на услуги рекрутинговых компаний в ближайшие годы будет расти. Елена Гринева выразила общее мнение, что в ближайшие годы активно станут развиваться лизинг, аутстаффинг и акутсорсинг персонала. Впрочем, игроки рынка, например, Виктория Арсеньева, отмечают, что на динамике рынка существенно отразится мировой финансовый кризис: «Портфель услуг рекрутинговой компании, возможности и планы многих заказчиков через несколько лет могут сильно измениться». С ней соглашается и Ирина Швец: «Наша деятельность напрямую зависит от развития экономики в регионе. И в связи с кризисом развитие рынка будет заторможено». По ее прогнозам, небольшой виток развития компаниям стоит ожидать в 2009 г., когда начнется новая волна экспансии федеральных ритейлеров и приход в Ростов сразу нескольких промышленных предприятий, которые уже сейчас постепенно начинают сотрудничать с рекрутерами в регионе.

Виктория Арсеньева видит выход из кризисной ситуации для ростовских рекрутеров в умении выстраивать маркетинговую стратегию и внимательном изучении и учете потребностей своей аудитории. «В сложившейся ситуации выиграют те, кто сможет оперативно перестраивать свои бизнес-процессы под новые потребности, формировать новые продукты, — считает она. — Огромное значение в данный период будут иметь менеджерские навыки и опыт руководителей рекрутинговых компаний, поскольку в кризисных ситуациях это может становиться ключевым для выживания и дальнейшего развития компании».

В целом, по мнению экспертов, в ближайшие годы ростовский рынок рекрутинга пойдет по пути укрупнения компаний, которые уже здесь присутствуют. «В течение полутора лет произойдет окончательный передел рынка, выделятся несколько ведущих игроков, — уверена Елена Гринева. — Остальные поделят между собой оставшуюся долю». Игроки рынка предсказывают, что уже до конца года произойдет слияние местной фирмы с ведущей иностранной компанией. В самой компании пока эту информацию комментировать отказываются.

Некоторые эксперты скептически относятся к выходу на рынок новых крупных игроков в ближайшие годы. «Все основные федеральные игроки, которые планировали выход на ростовский рынок, уже пришли», — считает г-жа Гринева. С ней не согласна Яна Яровая, которая отмечает, что экспансия на ростовский рынок продолжится благодаря привлекательности рынка ЮФО — его стабильного экономического развития и грядущей олимпиады в Сочи. Ирина Благодарная предполагает, что даже если на рынке появятся новые федеральные или международные компании, то это негативно отразится только на мелких игроках, которым ничего не останется, кроме как уйти с рынка. Крупные компании останутся при своих клиентах.