эксперты Марина Безбородова специалист по маркетингу компании HotJob.ru Екатерина Демьянова заместитель руководителя ростовского офиса рекрутинговой компании AdvanHawk Алла Коротенко руководи
Марина Безбородова
специалист по маркетингу компании HotJob.ru
Екатерина Демьянова
заместитель руководителя ростовского офиса рекрутинговой компании AdvanHawk
Алла Коротенко
руководитель направления консалтингово-тренингового центра «Стратегии Успеха»
Елена Пустоветова
директор рекрутинговой компании «Империя кадров «Фаворит»
Екатерина Уварова
генеральный директор компании «Южный Кадровый Центр»
За счет чего растет рынок?
Зачем рекрутерам интернет?
Низкий порог вхождения в рынок приводит к тому, что новые рекрутинговые агентства появляются постоянно. Но, по словам экспертов, работают они недолго и быстро закрываются. Настоящую конкуренцию действующим игрокам сейчас могут составить московские агентства. Они уже активно развивают в Ростове интернет-проекты.
В Ростове-на-Дону активно работают более 60 компаний, которые занимаются подбором персонала. Рекрутинговых агентств среди них не более 20. Объем рынка его участники оценивают в 90-120 млн руб. «Темпы роста в рекрутинге очень высокие, сейчас рентабельность этого бизнеса достигает 70%», – говорит ЕКАТЕРИНА УВАРОВА, директор компании «Южный Кадровый Центр».
Ведущими игроками рынка эксперты называют компании Ancor, «Алеко», «Южный Кадровый Центр», «Карьера», «Арсенал». В этом году в Ростове начали работать несколько крупных столичных агентств: AdvanHawk, Headhunter. ru и HotJob.ru. Но пока их позиции не очень сильны. «Иногородний клиент, конечно, сначала обращается к столичным агентствам. Но для «подстраховки» или сравнения качества работы он идет и к местным игрокам. А там уже все зависит от подхода и профессионализма сотрудников, качества обслуживания. Часто клиент становится постоянным именно после первого сотрудничества, которое носило «сравнительный» характер», – рассказывает Екатерина Уварова. А ЕКАТЕРИНА ДЕМЬЯНОВА, заместитель директора ростовского офиса рекрутинговой компании AdvanHawk, считает, что в скором времени ситуация может измениться: «На местный рынок приходят столичные компании вслед за крупными федеральными и международными, и именно они закрывают наиболее сложные и дорогостоящие позиции».
Игроки называют рынок рекрутинговых услуг высококонкурентным. По мнению специалиста по маркетингу компании HotJob.ru МАРИНЫ БЕЗБОРОДОВОЙ, в Ростове очень много агентств-однодневок. АЛЛА КОРОТЕНКО, руководитель направления консалтингово-тренингового центра «Стратегии успеха», связывает это с тем, что входной билет на рынок стоит достаточно недорого и окупить первоначальные вложения можно за полгода–год. Чтобы открыть рекрутинговое агентство, по мнению экспертов, достаточно 200-250 тыс. руб. Эти деньги нужны, чтобы зарегистрировать компанию, нанять персонал и начать работу. Как правило, открывают рекрутинговые фирмы бывшие наемные работники, у которых есть собственные идеи, базы клиентов и соискателей.
Большинство работающих в Ростове-на-Дону рекрутинговых компаний универсальные. «Рекрутеры не идут по пути специализации в подборе персонала, потому что рынок достаточно узкий. Компания, которая будет искать специалистов определенного профиля, здесь не удержится», – уверена Алла Коротенко. И все же некое распределение рынков между компаниями произошло. Целенаправленным поиском инженерно-технического персонала занимается агентство «Арсенал», медицинских работников и фармацевтов ищет компания Veres, а рекрутинговое агентство «Фемили» специализируется на подборе домашнего персонала. «Даже если компания и заявляет о том, что у нее есть специализация, она все равно будет работать на других рынках. Этому есть два объяснения: во-первых, никто не откажется от дополнительного дохода, а во-вторых, специалисты узкого профиля в Ростове требуются непостоянно», – рассказывает Алла Коротенко.
Участники рынка говорят, что наиболее популярные в Ростове вакансии - менеджеры по продажам, региональные представители, программисты, маркетологи и бухгалтеры. Практически все рекрутеры занимаются подбором топ-менеджеров. Поиск персонала игроки ведут через Интернет, путем размещения информации о вакансиях в прессе и через базы данных потенциальных соискателей. Но Екатерина Уварова отмечает, что в последнее время местные рекрутинговые компании стали разрабатывать свои индивидуальные схемы подбора персонала. Екатерина Демьянова считает, что ростовские рекрутеры закрывают примерно 83,3% принятых в работу вакансий, а средний срок работы по вакансии – 17 суток. Для того чтобы закрыть ключевые позиции в относительно крупных компаниях, требуется около месяца.
Объем выручки рекрутинговых агентств определяет уровень заработных плат в Ростове, поскольку цены на услуги зависят от годового фонда оплаты труда (ГФОТ) подобранного специалиста. Как правило, гонорар рекрутера составляет 12-15% ГФОТ при подборе рядовых сотрудников, а при подборе руководителей - 20%. Участники рынка говорят, что средняя стоимость закрытой вакансии составляет 30 тыс. руб.
Сейчас многие рекрутинговые компании, помимо поиска персонала, предлагают клиентам дополнительные услуги. «Столичным заказчикам, кроме подбора персонала, нужны обучение сотрудников, мониторинг заработных плат, аудиторские либо бухгалтерские услуги. Это заставляет не стоять на месте, следить за потребностями клиентов, думать, как быстро подстроиться и суметь предложить им необходимую услугу», – говорит Екатерина Уварова. По мнению участников рынка, дополнительные направления помогают рекрутинговым агентствам более стабильно держаться на плаву. В среднем, они приносят 20-25% доходов.
В основном, ростовские компании предлагают проведение тренингов и мониторинг заработных плат. Большим спросом пользуются тренинги для менеджеров по продажам, по работе с возражениями и по командообразованию. Многие агентства начали предлагать услугу аренды необходимых специалистов (аутстаффинг).
Эксперты говорят, что в ближайшем будущем лидеры рынка станут осваивать массовые и непривлекательные пока сегменты, где раньше специализировались небольшие агентства. Например, год назад компания Ancor открыла компанию «АнкорЭкспресс», подбирающую персонал по формальным требованиям – на неспециализированные позиции начального и среднего звена – кассиров, продавцов, торговых представителей и т.п. По сведениям сотрудника компании, эти заказы массовые, часто по одной и той же специальности требуется 10-20 человек.
Еще одной тенденцией можно назвать активный выход рекрутеров в интернет. Как говорят участники рынка, сейчас почти у любого агентства есть свои сайт, на котором размещают вакансии. «Процент привлеченных таким образрм соискателей зависит от «раскрученности» и от организации поисковой базы. У нас около 30% соискателей попадают в базу через сайт компании», – говорит Екатерина Уварова.
Активно интернет-проекты реализуют московские агентства - HeadHunter.ru и HotJob.ru. HeadHunter.ru открыл свое представительство в нашем городе в начале июня, а HotJob.ru планирует начать работу в Ростове с 14 августа. Марина Безбородова говорит, что сайты отличаются друг от друга технологиями поиска кандидатов и работы с клиентами, но у них есть одно сходство: целевыми клиентами таких интернет-рекрутеров должны стать HR-отделы крупных компаний и местные рекрутинговые агентства. «Наша задача состоит в том, чтобы и работодателям, и соискателям было удобно. Соискатели могут абсолютно бесплатно просматривать вакансии, размещать резюме на сайте и подписываться на рассылку вакансий. Работодатели размещают свои вакансии на платной основе. Но даже если работодатель не может заплатить деньги, то у него есть бесплатная возможность просмотреть резюме соискателей. Получается, что мы никаким образом не продаем информацию о кандидатах,» – рассказывает Марина Безбородова.
Директор рекрутинговой компании «Империя кадров «Фаворит» Елена Пустоветова отмечает, что сегодня практически все ростовские рекрутинговые агентства работают с другими городами. Чаще всего сотрудничество строится на субподрядных отношениях. Но некоторые ростовские компании начинают строить собственные сети. «Многие ростовские рекрутеры выходят в область, в районные центры. Там они создают кадровые агентства, которые «поставляют» соискателей в головную контору», – рассказывает Алла Коротенко. А «Южный Кадровый Центр», по словам Екатерины Уваровой, планирует развиваться в крупных региональных центрах: «Мы уже открыли офис в Москве, его сотрудники подбирают персонал для столичных компаний. Сейчас мы ведем переговоры с партнерами о создании офисов в Краснодаре и Волгограде».