Меню

Обзор: Поставщики торгового оборудования - 22.05.2006

эксперты Олег Бурков директор ростовского филиала компании «Штрих-М» Александр Воробьев начальник отдела продаж ростовского филиала компании «Русский проект» Денис Завалишин начальник отдела «Осн

Ростовский рынок торгового оборудования пошел по пути комплексного развития. Если для многих отраслей экономики специализация – единственный путь к победе в конкурентной борьбе, то игроки этого рынка свою стратегию выстраивают, ориентируясь на работу «под ключ». Поставщики выбрали такую линию, ориентируясь на темпы развития рынков, которые они обслуживают.
эксперты

Олег Бурков
директор ростовского филиала компании «Штрих-М»
Александр Воробьев
начальник отдела продаж ростовского филиала компании «Русский проект»
Денис Завалишин
начальник отдела «Оснащение объектов питания» ростовского филиала компании «Русский проект»
Артур Изюменко
коммерческий директор компании «Формула Торговли АТ»
Валерий Матвеев
начальник отдела маркетинга компании «Полюс Юг»
Максим Остапенко
старший системный администратор компании «Ростов»
Александр Сосницкий
руководитель отдела автоматизации ростовского филиала компании «Штрих-М»
Алексей Стрельников
генеральный директор компании «BALTIC MASTER Юг»
Станислав Цибульский
директор кафе «КофеТун»
Кто создает спрос на торговое оборудование?
Как торговые предприятия сокращают необоснованные затраты?
Чем будет замещаться торговое обрудование в ассортименте поставщиков?
Развитие рынка торгового оборудования зависит от ситуации в смежных отраслях – продовольственном и непродовольственном ритейле, общественном питании, складском и логистическом, выставочном бизнесе. Сейчас эти сегменты активно развиваются, и, в первую очередь, благодаря приходу в Ростов филиалов столичных и иностранных компании. Поставщики торгового оборудования развернули борьбу за контракты с этими игроками.
Игроки противопоставляют цену и качество

На ростовском рынке торгового оборудования сейчас работают порядка 100 операторов. Пятая часть из них поставляет холодильное оборудование, остальные выбрали другую специализацию либо совмещают разные направления. Лишь несколько поставщиков оказывают полный комплекс услуг.

Игроки рынка конкурируют друг с другом, стремясь расширить зоны своего влияния. Используемые ими методы напрямую зависят от масштабов компаний: крупные, как правило, делают ставку на качество работы и сервис, мелкие привлекают демпинговыми ценами. «Когда клиенту нужен единичный кассовый аппарат, возможно, он уйдет к тем, кто продаст его дешевле. Если требуется оснастить оборудованием несколько тысяч квадратных метров, то нет смысла покупать его у разных компаний и гнаться за ценой. В таком случае никто не даст гарантию, что все будет работать в комплексе», – комментирует АЛЕКСАНДР СОСНИЦКИЙ, руководитель отдела автоматизации ростовского филиала компании «Штрих-М».

Пока на этом рынке наблюдается дисбаланс цены и качества оборудования. «Ино­странные компании обеспечивают самые высокие технологические стандарты. Но их цены часто неподъемны для клиента. А у отечественных производителей при подходящей стоимости далеко не всегда хорошее качество», – рассказывает АЛЕКСЕЙ СТРЕЛЬНИКОВ, генеральный директор компании «BALTIC MASTER Юг». В зависимости от приоритетов клиента (цена или качество), и происходит выбор поставщика. Пока соотношение предлагаемого отечественного и иностранного оборудования находится на уровне примерно 50 на 50. Причем каждое из них находит своего клиента. Российское оборудование востребовано торговыми точками формата «магазин у дома», европейское (Франция, Германия, Италия, Швейцария) и американское – супермаркетами. «У отечественного оборудования – слабая техническая поддержка, страдает качество. К тому же содержать его достаточно дорого. Оно более энергоемкое – в некоторых случаях в три-четыре раза по сравнению с европейским», – отмечает ДЕНИС ЗАВАЛИШИН, начальник отдела «Оснащение объектов питания» ростовского филиала компании «Русский проект».

Столичные компании упорно стремятся вытеснить с рынка местных игроков. Имея такие преимущества, как уровень подготовки персонала, склады запчастей и налаженный сервис, они без труда выигрывают в конкурентной борьбе. Еще увереннее они себя чувствуют, открывая в регионе собственное производство. «Большинство магазинов, рассчитанных на средний класс, ввозят оборудование и мебель из европейских стран. У нашего завода достаточно мощностей, чтобы изготавливать такое оборудование в России, и цена будет ниже на 15-20%. В Москве этот процесс уже идет, а в Ростове он проявится через два-три месяца», – рассказывает ОЛЕГ БУРКОВ, директор ростовского филиала компании «Штрих-М».

Растет спрос на «магазиностроение»

По мнению участников рынка, главным потребителем их услуг по-прежнему остаются торговые предприятия, на которые приходится две трети всех заказов, треть объемов обеспечивает HoReCa (отель, ресторан, кафе) и совсем небольшая доля – у складских комплексов (2%). Бум строительства в Ростове супер- и гипермаркетов сказывается на работе по­ставщиков торгового оборудования: сейчас 80% приходятся на сегмент торговых предприятий. На руку участникам рынка и экспансия в регион столичных и зарубежных ритейлеров. «Сетевые клиенты стали основными заказчиками в сфере торговли продуктами питания, а в ресторанном бизнесе они только появляются. Но мы ожидаем, что уже через полтора–два года они придут на ростовский рынок», – уверен Денис Завалишин.

Ориентируясь на работу с сетевыми клиентами, поставщики торгового оборудования расширяют свой ассортимент, оказывают комплексные услуги по по­ставке, установке и вводу оборудования в эксплуатацию. «Приходят крупные игроки, у них есть продовольственный отдел, сеть бутиков, развлекательные и детские центры, кафе, бары и ресторан. Поставка только стеллажного оборудования или только холодильного – это половинчатое оснащение магазина. Нужен целый комп­лекс услуг, в том числе – грамотно выстроенная транспортная логистика», – говорит Александр Сосницкий.

Потребителя устраивает, если поставщик «занимается магазиностроением». Все начинается с дизайн-проекта, поставки стеллажей, мебели, систем защиты, видеонаблюдения, охраны, контроля доступа. «Если заказчик приносит свой вариант проекта, мы проводим экспертизу и обязательно показывам все уязвимые места, если таковые обнаружим. Слепо следовать запросу клиента по типу «я хочу только так» нельзя: это может обойтись очень дорого и одной, и другой стороне», – пояснил Алексей Стрельников.

Между собой конкурируют в основном филиалы московских и питерских компании. «Мы ставим задачу, чтобы приходящие сети обращались за оборудованием не на московский рынок, а к нам», – говорит АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ, начальник отдела продаж ростовского филиала компании «Русский проект». Выбирая поставщика, столичные сети ориентируются на уровень сервиса и количество представленных брендов. «Ростов проигрывает столицам по наличию товаров на момент покупки. В остальном же марку держит. Правда, в Москве можно найти оборудование по более низкой цене, но получать своевременный сервис оттуда, как правило, невозможно», – рассказывает СТАНИСЛАВ ЦИБУЛЬСКИЙ, директор кафе «КофеТун» на Б.Садовой.

Потребители стремятся автоматизировать свой бизнес

И все же основной объем продаж пока приходится на холодильное оборудование. «В связи с развитием магазинов самообслуживания мы стали оснащать промышленные холодильные склады размером до 1000 кубических метров», – комментирует ВАЛЕРИЙ МАТВЕЕВ, начальник отдела маркетинга компании «Полюс Юг». В этом сегменте растет спрос на недорогое холодильное оборудование отечественного производства и на проекты шоковой заморозки.

Участники рынка отмечают, что в по­следние год-два наибольшим спросом пользуются услуги по атоматизации торговых процессов. «Пять лет назад основная доля продаж систем автоматизации приходилась на супермаркеты, аптеки, бары, рестораны. Сегодня первое место занимают бары, рестораны, затем идут производственные предприятия и магазины», – говорит АРТУР ИЗЮМЕНКО, коммерческий директор компании «Формула торговли АТ». Они покупают, по сути, инструмент управления бизнесом, позволяющий исключить необоснованные затраты и своевременно получать информацию о том, какой товар и от какого поставщика продается лучше, какой залежался или вообще не пользуется спросом. «У нас уменьшился процент ошибок, мы можем работать в онлайн-режиме. Товароведы быстро получают информацию о предпочтениях покупателей, а главное – нет проблемы с отсутствием того или иного товара на полках», – рассказывает МАКСИМ ОСТАПЕНКО, старший системный администратор компании «Ростов».

Специалисты различают три составляющие процесса автоматизации: касающиеся оборудования, программного обеспечения и услуг по его внедрению. Например, для супермаркетов эта система будет состоять из контрольно-кассового и весового оборудования, посттерминалов, сканеров штрихкодов, базы ведения товароучета и процесса обучения. По мнению Александра Сосницкого, спросом пользуются информационные терминалы. Они позволяют устанавливать цены и изменять их на 4-5 тыс. номенклатурных позиций, а в крупных магазинах – и на 20 тысяч. «Отсутствие цены отпугивает потенциального покупателя. Когда человек не знает, сколько стоит товар, он его не купит. К тому же информационные терминалы предоставляют полные данные о товаре», – комментирует Олег Бурков. Сегодня такие терминалы установили уже большинство супермаркетов, магазинов косметики, хозтоваров и аптек.

Участники рынка расширяют географию поставок и ассортимент

Несмотря на появление новых сетевых заказчиков и введение в строй торговых точек с новыми форматами, игроки отмечают сокращение спроса на свои услуги. Это заставляет их выходить в соседние с Ростовской областью регионы. Наиболее активно осваивают Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградскую область. При этом потребители в тех регионах работают с поставщиками через Ростов, последние не спешат открывать новые филиалы. «Рынок развивается так: продвижение в регионы современного проектирования, подбор оборудования на всей технологической линейке, качественный монтаж и внедрение стандартов сервиса. Сбалансировать все составля­ющие – трудная задача. Но это единственное наше конкурентное преимущество», – рассказывает г-н Стрельников.

Участники рынка свое развитие связывают с приходом новых продоволь-ственных и ресторанных сетей. Ожидается, что будут строить новые и переоборудовать старые магазины «у дома», расширят сеть уличных кафе и начнут развивать комплексы быстрого питания. «Мы рассчитываем, что на территории юга России будет расти производственная база молочной, мясной, перерабатывающей промышленности с современными системами холодильного и климатического оборудования», – предполагает Алексей Стрельников. «На рынке автоматизации количество компаний останется примерно таким же, – прогнозирует Артур Изюменко. – А вот спрос должен увеличиться, так как руководители компаний осознают, что автоматизация помогает зарабатывать деньги прямо или косвенно».

Но даже в этом случае игрокам придется расширять свой ассортимент, включая в него новые направления. «Думаю, что тепловое и климатическое оборудование начнет «теснить» торговое. Во-первых, активно возрождают инфраструктуру отдыха, курортологии. Во-вторых, строят много производственных и жилых зданий повышенной комфортности», – отмечает Алексей Стрельников. А в планах компании «Штрих-М» – начать производство линейки холодильного оборудования как со встроенным, так и выносным холодом, банкоматов, автоматизированных киосков по продаже различных товаров (например, напитков и журналов). Также компания намерена увеличить объемы продаж терминалов для оплаты услуг АЗС.