эксперты Ольга Журавлева коммерческий директор типографии «Принт-Сервис» Ольга Калинина директор типографии «Печатный двор» Елена Каменева генеральный директор студии «Аверс» Владислав Курбатов ко
Ольга Журавлева
коммерческий директор типографии «Принт-Сервис»
Ольга Калинина
директор типографии «Печатный двор»
Елена Каменева
генеральный директор студии «Аверс»
Владислав Курбатов
коммерческий директор компании «НИССА-Офитек»
Наталья Филонова
начальник отдела маркетинга рекламного агентства «Резон»
Зачем типографиям снижать цены?
Кто возродит самиздат?
Некоторые местные полиграфисты по своему техническому оснащению достигли уровня московских типографий – самых развитых в стране. К ростовчанам не раз обращались заказчики из столицы, стремясь получить качественную полноцветную полиграфию в короткие сроки. Остальные игроки ростовского рынка постепенно подтягиваются к уровню лидеров, переоснащая свои цеха современными печатными машинами, секциями пре-пресс и пост-пресс, улучшая качество продукции и сокращая издержки.
Рынок полиграфических услуг в Ростове-на-Дону, по мнению специалистов, сформировался: сейчас в городе работает от 150 до 200 типографий. Около 15% из них – государственные, остальные – коммерческие предприятия. В подавляющем большинстве типографий используют технологию офсетной печати, и лишь в некоторых работают на цифровых машинах. К крупнейшим игрокам на рынке можно отнести «Военный вестник СКВО» и «Молот» в сегменте книжно-газетного производства, «Омегу-принт», «Аверс», «Принт-Сервис» и «Печатный Двор» – в сегменте журнально-рекламного производства. «Печатная мануфактура» лидирует по выпуску этикеток и упаковки.
Объем российского рынка полиграфических услуг в 2005 г., по оценке информагентства «РосБизнесКонсалтинг», превысил $3 млрд. Объем местного рынка эксперты оценить затрудняются, ссылаясь на закрытость информации и сложность проведения исследований. Но участники рынка полагают, что ежегодно производство полиграфической продукции в Ростове увеличивается на 20-25%. «Рынок постоянно растет. Появляются новые небольшие типографии, их создают люди, которые считают, что типография – это быстрый возврат денег», – считает ЕЛЕНА КАМЕНЕВА, директор студии «Аверс». По мнению директора типографии «Печатный Двор» ОЛЬГИ КАЛИНИНОЙ, объемы рынка растут благодаря новым клиентам: «В последнее время появилось большое количество предприятий, которые хотят получать качественную рекламную полиграфию. За счет этого увеличивается совокупное количество заказов, их тираж и сложность изготовления».
Производство, по оценкам специалистов, растет в офсетной печати, рынок цифровых типографий пока находится в стадии формирования. «В Ростове цифровые типографии стали появляться только в последние два-три года. Но точно назвать объемы производства и количество игроков в этом сегменте достаточно сложно: любая фирма, в которой стоит цветной цифровой дубликатор, в принципе, может назвать себя цифровой типографией. Однако, как и в офсетных типографиях, качественное производство полиграфической продукции требует более серьезных машин и хороших специалистов», – полагает НАТАЛЬЯ ФИЛОНОВА, начальник отдела маркетинга рекламного агентства «Резон».
Особенность ростовского рынка полиграфии, как считают специалисты, заключается и в том, что он практически не подвержен экспансии столичных игроков и сохраняет локальность. Эксперты объясняют это географическим положением города и историей развития этого бизнеса: в советское время в Ростове создали несколько крупных типографий, которые до сих пор остаются лидерами в газетно-книжном сегменте. Появившиеся первыми коммерческие типографии, специализирующиеся на этикетке и полноцвете, в свою очередь, прочно заняли значительную долю в своих нишах.
К тому же, выход на рынок недешев. Чтобы открыть небольшую офсетную типографию в Ростове-на-Дону, нужно потратить около $3 млн, а чтобы выйти в сегмент цифровой полиграфии, необходимо инвестировать не менее $300 тыс. Как считает коммерческий директор типографии «Принт-Сервис» ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА, рынок уже давно негласно поделен между игроками. Несмотря на это, большинство типографий все еще далеки от цивилизованности: «Они переманивают клиентов низкими ценами и несбыточными обещаниями выполнить заказ в кратчайший срок». Поэтому участники рынка уверены: столичным и иногородним типографиям просто нет смысла открывать в Ростове свои представительства. Они не смогут предложить более низкие цены на свои услуги и заполучить крупных ростовских заказчиков.
По словам участников рынка, москвичи сегодня незначительно влияют на ростовский рынок полиграфических услуг: более 90% продукции печатается в Ростове. В московские типографии «уходят» лишь иногородние филиалы компаний или те, кто нуждается в огромных тиражах печатной продукции. Елена Каменева: «К примеру, ни одна ростовская типография не возьмется за печать полноцветной 100-страничной брошюры тиражом более 20 тыс. экземпляров. В Ростове этот тираж будет печататься месяца два, в то время как московская типография выполнит такой заказ за два дня».
Наибольшим спросом пользуется рекламная полиграфия: буклеты, брошюры, календари, флаеры, открытки. Это направление развивают практически все участники рынка, кроме «газетных» типографий. Долю производства рекламной полиграфии от общего тиража продукции, выпускаемой ростовскими типографиями, участники рынка оценивают в 50%.
Растет спрос на высококачественные отделочные операции: тиснение, конгрев, выборочную УФ-лакировку и их совместное использование. Ольга Журавлева: «Послепечатные технологии достигли такого уровня, что позволяют делать шикарные вещи». Все чаще заказчик требует нестандартный разворот или арт-перфорацию. Например, «окошки» в полосе, сквозь которые видна часть следующей, или хитрым образом сложенную конструкцию, объемно раскрывающуюся перед читателем. Одна из последних европейских модных тенденций – светящиеся краски и краски с запахом – в Ростове-на-Дону пользуется ограниченным спросом.
Эксперты уверены, что ростовский рынок полиграфических услуг развивается по тем же законам, что и российский. А главная тенденция на российском полиграфическом рынке – снижение рентабельности производства. В начале 90-х она достигала 200%. С 2000-2001 гг. наблюдается устойчивое падение прибыльности. Сегодня, в среднем по отрасли, рентабельность этого бизнеса не превышает 15%.
Участники рынка уверены, что в точных цифрах оценить рентабельность полиграфического бизнеса невозможно: она находится в «плавающем» состоянии и имеет тенденцию к снижению. Прежде всего это связано с тем, что большинство игроков ведут достаточно гибкую ценовую политику по отношению к своим клиентам. «Серьезный долгосрочный контракт естественно заставляет типографию идти на определенные ценовые уступки, предоставлять бонусы и льготы», – говорит Ольга Журавлева.
Появление большого числа мелких типографий, которые не задумываются о качестве выпускаемой продукции и выставляют очень низкие цены на свои услуги, по оценке участников рынка, снижает рентабельность. По мнению Елены Каменевой, на рынке установились буквально демпинговые цены: стоимость заказа падает, а себестоимость остается прежней. «В Ростове есть клиенты, которые просчитывают заказ в типографиях, зарекомендовавших себя высоким качеством печати, а размещают его там, где стоимость ниже. В итоге, мы вынуждены постоянно снижать стоимость заказа, чтобы не потерять клиента», – поясняет г-жа Каменева.
Как отмечает Ольга Журавлева, наряду с демпингом, снижению рентабельности способствуют и такие компании, которые нечестно работают на рынке: «У многих нет собственного оборудования. Они занимаются перераспределением: принимают заказы у многих клиентов, а потом оптом заказывают печать в более крупной типографии. При этом клиент даже и не подозревает, кто и за какую цену печатал ему, к примеру, буклеты».
Основным клиентом типографий остается конечный заказчик. Эксперты связывают это с тем, что многие компании имеют собственные маркетинговые отделы и считают себя компетентными в вопросах полиграфии. «Основная тенденция сегодня на рынке: клиенты стали обращать внимание на качество исполнения заказа и требовать минимальных сроков его осуществления», – замечает Ольга Калинина. Это заставляет типографии модернизировать оборудование и внедрять новые технологии в производство.
По мнению экспертов, складывается парадоксальная ситуация, когда, снижая цены вслед за большинством игроков, крупные компании должны приобретать новую технику не на собственные оборотные средства, а в кредит. По сведениям «ДК», так поступают практически все крупные типографии Ростова-на-Дону, кроме «Молота» и «Военного вестника СКВО». В последние полтора года в «Омега-принте», «Аверсе» и «Принт-сервисе» отказались от традиционного фотовывода и установили системы цифрового фотовывода Heidelberg CTP (computer-to-plate). Лидеры рынка постоянно обновляют печатные машины: сейчас их парк пополняется пятикрасочными Heidelberg, в то время как у остальных игроков до сих пор в ходу двухкрасочные. По мнению Елены Каменевой, машины нового поколения уменьшают издержки на предпечатную подготовку, улучшают качество печати и сокращают сроки выполнения заказа.
Со временем основной тенденцией на рынке полиграфии, по мнению его участников, может стать более глубокая специализация типографий по секторам рынка. Эксперты отмечают, что специализация на рынке есть и сейчас. Особенно ярко она проявляется в газетно-книжном и этикеточном сегментах: для производства этих видов полиграфии нужны специальные машины, которые приспособить под выпуск рекламной полиграфии невозможно. «Подавляющее большинство типографий пытаются заниматься всем сразу: они берутся и за этикетку, и за буклеты, и за листовки, и за печать журналов,» – говорит Ольга Калинина. По ее мнению, типографский бизнес должен специализироваться на каком-то одном направлении. Это сделает его более устойчивым, более качественным. В будущем, считают специалисты, произойдет перераспределение ролей: типографии займут те ниши, в которых сейчас они наиболее сильны.
Ольга Журавлева полагает, что в ближайшие два-три года рынок может выравняться: «В основном это будет происходить из-за увеличения количества выпускаемых периодических изданий. Они загружают мощности типографий, и нагрузка распределяется более равномерно». Кроме того, отмечают эксперты, есть тенденция распределения заказов на печать сувенирной продукции в течение всего года: представительства иногородних компаний распределяют свои заказы в местных типографиях на печать сувенирной полиграфии на весь год.
Участники рынка считают, что в ближайшие два года бурное развитие ждет и сегмент цифровой печати. По словам Натальи Филоновой, здесь может появиться достаточно много игроков, чему способствуют приемлемая рентабельность и незаполненость ниши. «Проведенное нами исследование показало, что услуги цифровых типографий, которые могут качественно печатать малые тиражи за короткое время, уже сейчас востребованы на рынке небольшими фирмами, бюджетными организациями и учебными заведениями», – рассказала г-жа Филонова. А коммерческий директор московской компании «НИССА-Офитек» ВЛАДИСЛАВ КУРБАТОВ замечает еще одно обстоятельство, которое обусловит развитие цифровых типографий: «В цифровой печати себестоимость оттиска не зависит от тиража. Именно это будет иметь революционное значение для полиграфии, поскольку может принципиально изменить взаимоотношения заказчиков и исполнителей. Приходит эра качественного «самиздата», когда небольшая компания сможет выпускать вполне профессиональный печатный продукт с минимальными затратами».
Еще одной перспективной тенденцией, которую отмечают участники рынка, станет увеличение тиражей рекламной продукции и повышение ее качества: экономика растет, и клиенты хотят получать более эксклюзивные вещи, большим тиражом. Увеличение тиражей будет происходить и за счет того, что филиалы иногородних компаний, в том числе и иностранных, уже начали заказывать рекламную полиграфию в Ростове.