эксперты Виктор Гребенец генеральный директор ООО «Вегас» Наталья Емельянова главный редактор газеты «Строительный комплекс» Наталья Иванова директор ООО «Леди» Владимир Литвинов специалист по ком
Виктор Гребенец
генеральный директор ООО «Вегас»
Наталья Емельянова
главный редактор газеты «Строительный комплекс»
Наталья Иванова
директор ООО «Леди»
Владимир Литвинов
специалист по коммерческой аренде компании «Титул»
Светлана Луценко
1-й менеджер отдела коммерческой недвижимости агентства «Лендлорд»
Лариса Махова
начальник отдела маркетинга строительного концерна «Единство»
Александр Перельман
генеральный директор компании «Софт»
Олег Пилипенко
директор управляющей компании «Офис-сервис»
Евгений Сосницкий
генеральный директор компании по управлению недвижимостью «Титул»
Зачем владельцы зданий создают управляющие компании?
Почему возникает спрос на офисы высокого класса?
Практически все офисные здания, возведением которых сейчас занимаются в Ростове, их владельцы относят к «качественным» категориям – A и B. Риэлторы говорят, что именно таких помещений сейчас не хватает рынку: с развитием местного бизнеса меняются и требования к инфраструктуре. Чтобы обеспечить себя клиентами еще на стадии строительства, собственники зданий играют с ценами, повышают стандарты обслуживания, создают мощные управляющие компании и активно рекламируют объекты.
Стремление застройщиков возводить офисы высокого класса участники рынка объясняют просто: чем выше класс помещений, тем большие деньги впоследствии можно заработать на их продаже или сдаче в аренду. Сейчас стоимость офиса зависит не столько от его месторасположения, сколько от классности помещения.
Специалист по коммерческой аренде компании «Титул» ВЛАДИМИР ЛИТВИНОВ отмечает, что в этом году появились заявки, о каких год назад риэлторы и не слышали. Клиенты ищут качественные помещения большой площади, с евроремонтом, с выделенной интернет-линией, с кондиционерами. Качество помещения стоит на первом месте, цена – на втором. А, по данным директора управляющей компании «Офис Сервис» ОЛЕГА ПИЛИПЕНКО, хорошие помещения площадью 20-30 кв. м сейчас даже в дефиците. Спрос примерно на 70% превышает предложение. До недавнего времени потребитель не интересовался офисами классов А и В, потому что таковых просто не было на рынке. Сейчас ситуация изменилась: появились арендаторы, готовые платить $40-50 в месяц за кв. м в бизнес-центре класса А или В.
1-й менеджер агентства «Лендлорд» СВЕТЛАНА ЛУЦЕНКО говорит, что офисы невысокой классности тоже востребованы. Они привлекают арендаторов расположением на первом этаже, отдельным входом, конкурентной ценой, парковкой. О равном спросе на помещения всех классов свидетельствует и динамика роста цен: за полгода они увеличились во всех сегментах.
Больше всего подорожали недооцененные ранее офисы, удаленные от центральной части города. По информации компании «Лендлорд», аренда помещения в центре города в первом полугодии подорожала в среднем на 13% (с $23 до $26 за кв. м), а на Ленина и Западном – на 46-50% (соответственно с $13 до $19 и с $18 до $27 за кв. м). Стоимость покупки помещений изменялась более плавно. Цена квадратного метра в центре выросла в среднем на 11% (до $1564), а на Западном – на 33% (до $1324).
Замедленный рост цен на недвижимость в центре по сравнению с менее престижными районами участники рынка объясняют меняющимся спросом. Очень часто иногородние бизнесмены, не ориентирующиеся в Ростове, первоначально спрашивают у риэлторов центр города. Но в процессе поисков оказывается, что их вполне устраивают улица Ленина или проспект Нагибина – место хорошее, а квадратный метр дешевле.
Генеральный директор компании «Титул» ЕВГЕНИЙ СОСНИЦКИЙ объясняет рост цен субъективными факторами. Многие собственники выставляют помещения «по ценам завтрашнего дня» в надежде на то, что поднимется среднерыночная стоимость и нужный клиент найдется. Цены действительно повышаются, но и аппетиты владельцев растут пропорционально. Иные предприниматели надеются, что придет некая крупная иностранная компания и возьмет сверхдорогой офис. «Но времена уже не те, – констатирует г- н Сосницкий. – Иногородние компании ориентируются теперь не на московские, а на региональные цены». По мнению экспертов, новые бизнес-центры сбалансируют цены и ликвидируют дефицит помещений.
Новые проекты положительно повлияют и на качество рынка. До нынешнего лета образцом современной деловой недвижимости в Ростове-на-Дону считалась 12-этажка на Гвардейской площади. С одним «но». Она выстроена на государственные средства, принадлежит фонду социального страхования и службе занятости. Частный капитал только начал приходить в эту сферу. Главный редактор газеты «Строительный комплекс» НАТАЛЬЯ ЕМЕЛЬЯНОВА говорит, что Ростов готов принять 250-300 тыс. квадратных метров новых офисных помещений. Из них 100 тыс., по информации компании «Титул», сдадут в эксплуатацию уже в этом году. В общем объеме строительства офисные помещения занимают 5-7%. Их качество несравнимо с бывшими проектными институтами и заводскими корпусами.
Сейчас в городе – порядка 25 объектов, уже выставленных на рынок или готовящихся к сдаче. Информация об общем количестве зданий и метраже в разных компаниях отличается. Причин, объясняющих подобные расхождения, несколько. Во-первых, некоторые собственники, желая выглядеть лучше, заявляют заведомо завышенные данные, потом корректируют их. Во-вторых, бизнесмен начинает вкладываться в недвижимость, но потом меняет планы. Здание-«сироту» распродают по кускам. Есть и третий вариант развития событий: собственник ошибается на этапе разработки проекта, и уже в процессе работ, изучая конъюнктуру рынка, понимает свои упущения и оперативно исправляет их.
История со счастливым концом сложилась у бизнес-центра «Кристалл» на проспекте Кировском. Оно прослыло долгостроем. Очень много времени ушло на оформление земельного участка. Трижды переделывали фасад здания. В конце концов пришли к его нынешнему состоянию. «Наш облик я оцениваю на твердую четверку с плюсом, – говорит генеральный директор компании «Софт» АЛЕКСАНДР ПЕРЕЛЬМАН. – Любое интересное решение требует средств. К сожалению, Ростов пока не позволяет воплотить все наши задумки».
«Кристалл» на проспекте Кировском – первый в Ростове бизнес-центр, уже введенный в эксплуатацию. В ближайшее время распахнут двери «Купеческий двор», «Гвардейский», «Трудовые резервы», «Миллениум», «Ростов-сити», «Клевер Хаус» и другие современные бизнес-центры.
Линию «жилье+бизнес» выбрал строительный концерн «Единство». На территории своего жилого комплекса «Белый слон» он возводит одноименный центр класса В, сообщает начальник отдела маркетинга компании ЛАРИСА МАХОВА. Ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2007 г.
Каждое новое офисное здание становится на рынке поводом для презентации и одновременно – причиной многочисленных дискуссий. Недоброжелатели любят преувеличивать недостатки здания. Если здание, например, слишком красивое, конкуренты о нем отзываются как о «чрезчур смелом».
Появление в Ростове современных офисных зданий заставляет участников рынка по-новому пересматривать критерии классности офисов. До презентации в мае бизнес-центра «Пять морей» хозяева прочих новостроек относили свои детища к классу А. Например, «Кристалл» на Кировском. Теперь игроки рынка склонны относить «Кристалл» к классу В, «Пять морей» – к классу А, проектные институты и заводские корпуса – к С. И все же классность офисов участники рынка до сих пор определяют по личному усмотрению. Риэлторы – пользуются сразу несколькими методиками.
Александр Перельман считает, что о качестве офисов нужно судить по их инфраструктуре. Офис высокого класса – это надежные системы коммуникаций, связь последнего поколения, хорошая охрана. Его обитатели заботятся только о собственном бизнесе и не сталкиваются с угрозой безопасности жизни и имущества.
Отсутствие общепринятых норм мешает собственникам офисной недвижимости, даже приводит к срывам сделок. Генеральный директор ООО «Вегас» ВИКТОР ГРЕБЕНЕЦ уверен, что классность офисов должна быть четко прописана в юридических документах, например, в строительных нормах и правилах. «Где я могу прочитать, что мое здание относится к классу С? – задается вопросом г-н Гребенец. – Разве есть какие-то ГОСТы? Мне известны только инженерные ГОСТы». ООО «Вегас» базируется в корпусах завода «Ростсельмаш», справа от заводоуправления. На здании висит растяжка: «Офисы класса В в аренду».
Эксперты утверждают, что разная классность помещений допустима даже внутри одного здания. Светлана Луценко из агентства недвижимости «Лендлорд» уточняет, что градация комнат происходит по их площади, комфортности, оснащенности системами охраны и связи.
Участники рынка говорят, что требования к офисам повышаются одновременно с ростом местной экономики. Арендатор Наталья ИВАНОВА, директор ООО «Леди», недавно поменяла одно помещение в центре города на другое. «Начинающие предприниматели особенно не перебирают, – уточняет Наталья Иванова, – уж очень хочется поскорее обзавестись хоть и небольшим «трамвайчиком», зато идущим по выбранному тобой маршруту». Офис, по мнению г-жи Ивановой, влияет на статус фирмы. Солидный и благоустроенный, он повышает имидж компании в целом.
Поскольку отношения с клиентами – дело хлопотное, собственники зданий уже на начальном этапе стараются определиться, что предпочесть – аренду или продажу. Александр Перельман: «Мы сразу решили, что не будем сдавать помещения «Кристалла» в аренду. Это уже совсем другая, девелоперская, деятельность. Она противоречит концепции развития моего бизнеса».
Часто мелкие собственники, имеющие небольшое количество помещений, совмещают две роли: хозяина и управляющей компании (УК). Крупные владельцы недвижимости создают специальные структуры – УК. Случаи, когда собственник привлекает внешнюю управляющую компанию, в Ростове пока единичны. Хотя УК снимает с владельца обременительные компетенции: она ищет клиентов, заключает договоры, обслуживает арендаторов, «депортирует недобросовестных квартирантов» и многое другое.
Виктор Гребенец рассказывает, что ООО «Вегас» первоначально пыталось продать помещения. Желающих приобрести этаж или пол-этажа не нашлось. Мелкие покупатели, претендующие на одну комнату, «Вегасу» невыгодны. Фирма переориентировалась на аренду и взяла на себя роль УК. Олег Пилипенко убежден, что стороннее управление выгодно собственнику. Внешняя УК использует один и тот же персонал на нескольких объектах. Заботится о добрососедстве. Подбирает арендаторов так, чтобы рядом с солидной фирмой не было, например, фирмы-однодневки, чтобы одна компания своими услугами помогала соседям.
В скором времени, считают эксперты, УК будут сильно влиять на цены и на стандарты обслуживания в офисном мире. Получит развитие услуга «все включено». Сейчас некоторые помещения сдают по цене, в которую не входят «коммуналка», ремонт здания, уборка, парковка и другие необходимые арендатору услуги.
Особое внимание сегодня управляющие компании уделяют продвижению своего «товара». Очень популярна интернет-реклама недвижимости, особенно нацеленная на иногородних клиентов. Олег Пилипенко говорит, что три года назад раскрутку своего сайта он считал напрасной тратой денег. Сейчас 90% клиентов компания находит именно через интернет-ресурсы.
Рынок деловых помещений будет планомерно прирастать за счет комплексов «жилье+офис», считает начальник отдела маркетинга концерна «Единство» ЛАРИСА МАХОВА. Часть предпринимателей переселится в левобережную зону. Эту модель можно обозначить «склад+офис», «производство+офис».
Главный редактор газеты «Строительный комплекс» Наталья Емельянова прогнозирует: для инвестирования в офисный рынок осталось четыре «золотых» года. Это период, когда уровень доходов и спрос будут высоки. Когда темпы роста и его развития будут стремительны.
Эксперты прогнозируют перемены в классификации офисной недвижимости. С вводом на рынок элитных объектов часть нынешних помещений класса А, рассуждает Емельянова, спустится в верхнюю прослойку класса В. Сейчас доля помещений класса А в объеме нового строительства резко увеличивается. К 2008 г. классы А и В практически сравняются, соответственно – 4,2 млн и 4,6 млн квадратных метров. Назревает совсем новый класс А, его создадут крупные международные игроки, которые только собираются прийти в Россию. Возникнет потребность в обновлении параметров классификации зданий.
В нише офисов класса С (бывшие проектные институты и заводские корпуса) эксперты предвидят ужесточение конкуренции за клиентов и усиление их миграции. Наталья Иванова обращает внимание на тенденцию ухода с рынка «каморочных и подвальных» помещений, потому что персонал фирм не хочет в них работать. Мотивация сотрудников сводится на нет, если люди попадают в плохие гигиенические условия. По мнению г-жи Ивановой, люди начнут менять работу и уходить в фирмы, которые располагаются в качественных офисах.
детали
Классификация офисных помещений
Наименование | ОПИСАНИЕ |
Класс А | Помещения в новых офисных комплексах (бизнес-центрах) с первоклассным расположением, оптимальными планировочными решениями, высоким качеством отделки и инженерии, автоматизированными системами жизнеобеспечения. Имеют развернутую инфраструктуру централизованного обеспечения арендаторов оргтехникой, средствами связи и телекоммуникаций, конференц-залы, средства бытового обслуживания и отдыха, содержатся в безупречном состоянии. Имеют собственные службы безопасности, управления и обслуживания, охраняемые стоянки с числом мест не менее одного на 25-30 кв. метров офисных помещений. Внутренняя отделка – по индивидуальному заказу арендатора. |
Класс В | Офисные помещения в новых специальных офисных зданиях, реконструированных особняках или в бизнес-центрах после 5-7 лет эксплуатации, по каким-либо параметрам качества или местоположения уступающих классу А. |
Класс С | Офисы, по характеристикам здания соответствующие классам А и В, но с недостатками в местоположении (удаленность от центра, неудобный подъезд) и оборудовании (недостаточная инфраструктура обслуживания бизнеса и отдыха). |
Класс D | Офисные помещения в зданиях с устаревшими инженерными коммуникациями, отсутствием специализированных служб жизнеобеспечения: разнообразные нежилые помещения в административных зданиях, научно-исследовательских институтах, построенные более 10 лет назад, приспособленные под офисы (как правило, после более или менее качественного ремонта). |
Класс Е | Офисные помещения в зданиях, не приспособленных для размещения офисов, то есть реконструированные первые этажи жилых зданий и подвалы. |
Источник: «Титул».