Меню

Обзор: Мебельный ритейл. Домашняя мебель

эксперты Александр Бабичев генеральный директор ООО «Мир мебели», учредитель ООО «Дятьково-Юг» Евгений Ефанов директор по маркетингу салона «Палаццо» Сюзанна Кайяли PR-менеджер розничной сети ИКЕА

Ростовский рынок домашней мебели в 2007 году показал высокие темпы роста, близкие к общероссийским. Однако эксперты считают, что рынок мог бы расти еще стремительнее, если бы не дефицит качест- венных специализированных торговых центров в Ростове. И все же в некоторых секторах конкуренция заметно усилилась: оправдались прогнозы экспертов, предрекавших, что приход в город ИКЕА повлечет за собой отток покупателей у игроков, работающих в среднеценовом сегменте.

эксперты
Александр Бабичев
генеральный директор ООО «Мир мебели», учредитель ООО «Дятьково-Юг»
Евгений Ефанов
директор по маркетингу салона «Палаццо»
Сюзанна Кайяли
PR-менеджер розничной сети ИКЕА в России
Нелли Метелкина
маркетолог мебельной фабрики ООО «ЯНА»
Ирина Пасечная
генеральный директор ООО «Прагматика-на-Дону»
Андрей Савкин
директор салона «Космос Мебель»

Какая доля рынка принадлежит иногородним игрокам?
Почему продажи дорогой мебели растут наиболее динамично?
Что изменилось на ростовском рынке с приходом ИКЕА?
По наблюдениям экспертов, с каждым годом конкуренция на ростовском рынке продаж домашней мебели ужесточается. Особенно остро она проявляется среди игроков, работающих в наиболее привлекательных, с точки зрения оборачиваемости финансовых средств, среднем и низком ценовых сегментах. Немаловажную роль в этом сыграло открытие под Ростовом гипермаркета шведского транснационального игрока ИКЕА, которое привело к оттоку покупателей в салонах, продающих мебель для ростовчан со средним достатком и выше. В конце 2007 года с рынка ушли несколько средних игроков, таких как сеть магазинов «Елена», «Мебельвилль», а также около десяти мелких салонов, работавших как ИП. Собеседники «ДК» полагают, что прекратившие работу мебельные салоны попросту не выдержали накала конкурент- ной борьбы: в таких условиях становится все сложнее пережить сезонные спады покупательского спроса без достаточно весомой финансовой поддержки. Эксперты уверены — число игроков на рынке домашней мебели будет убывать, и в первую очередь, уйдут финансово нестабильные фирмы.
Лидеры рынка работают в среднеценовом сегменте

По оценкам аналитиков, рынок мебели продолжает оставаться самым неструктурированным и непрозрачным среди рынков товаров длительного пользования. Эксперты не берутся называть емкость рынка домашней мебели в Ростове. По официальным данным Минэкономразвития РФ, среднестатистический объем потребления мебели в России составляет около 1700 руб. на человека в год. Таким образом, приблизительный оборот мебельного рынка в Ростове составляет около 2 млрд руб. Если учитывать, что в среднем на продажи домашней мебели приходится около 80% всего рынка мебели, то в Ростове общая выручка ритейлеров от реализации бытовой мебели могла составить не менее 1,6 млрд руб.

Большинство экспертов отмечают неизменный рост рынка на уровне общероссийского показателя — порядка 25% в год, объясняя его высокими темпами жилищного строительства и ростом доходов населения. Тем не менее, эксперты замечают, что вышеназванные темпы его прироста значительно ниже потенциально возможных. Основным сдерживающим фактором собеседники «ДК» считают несоответствие предложения спросу, вызванное недостатком торгово-выставочных площадей: пока в нашем городе-милионнике действует лишь один специализированный мебельный торговый центр «Интерио», который сдает площади в аренду салонам. Генеральный директор ООО «Прагматика-на-Дону» ИРИНА ПАСЕЧНАЯ отмечает, что в других крупных российских городах сегодня работает по 4–5 подобных торговых центров мебели. По мнению АЛЕКСАНДРА БАБИЧЕВА, генерального директора ООО «Мир мебели», учредителя ООО «Дятьково-Юг», еще одним фактором, сдерживающим рост продаж мебели в Ростове, выступает увеличивающийся отложенный спрос. «Мебель в последние годы определенно уступила свои позиции в списке приоритетов среди товаров длительного пользования. Сегодняшние потребители предпочитают сначала покупать собственную квартиру, автомобиль, бытовую технику, а обновление мебели идет где-то в конце первой десятки этих приоритетов», — считает г-н Бабичев.

По оценкам опрошенных «ДК» ритейлеров, общее число салонов, студий, магазинов, специализирующихся на домашней мебели, приближается к 100. «Из них около 30% — это крупные ритейлеры, средних игроков — порядка 40% и мелких — 30%», — полагает АНДРЕЙ САВКИН, директор салона «Космос Мебель». Исходя из общей площади торгово-выставочных площадей, крупнейшими игроками ростовского рынка домашней мебели эксперты называют гипермаркет ИКЕА, ТЦ «Мебель от А до Я» («Анна Потапова»), «Мир Мебели» — «Дятьково», «КМ», «Мебель Черноземья», ТК «Интерио», «СБС», «Дом мебели», «Фея». По мнению Ирины Пасечной, на крупных операторов рынка приходится наибольшая доля продаж — около 85%. Лидеры работают, как правило, в среднем (от 40 до 100 тыс. руб.) и высоком (от 100 тыс. руб. и выше) ценовых сегментах. Средние и мелкие компании специализируются на среднем и низком (мебель от 25 до 40 тыс. руб.) ценовых сегментах. Примечательно, что подавляющее большинство участников ростовского рынка домашней мебели — местные компании, иногородние и иностранные операторы составляют лишь 30% от общего количества игроков.

По мнению экспертов, рентабельность продаж домашней мебели в 2007 г. в среднем по рынку составила 10–15%. «В нынешнем году она продолжает стабильно держаться на этом уровне», — отмечает Александр Бабичев. Хотя в отдельных сегментах она может быть выше. К примеру, по данным Ирины Пасечной, рентабельность в розничных продажах детской мебели в среднеценовом и премиум-сегментах составила около 20%.

Порог вхождения на рынок в 2007 году составил как минимум $5 млн. Такие затраты могут потребоваться на открытие универсального салона мебели в среднеценовом сегменте. По оценкам экспертов, в начале 2008 года эта сумма не изменилась. Хотя, безусловно, вложения в старт мебельного бизнеса во многом зависят от формата проекта. К примеру, Ирина Пасечная рассказала, что открытие бренд-секции Pragmatika в ТЦ «Интерио» обошлось в 25 тыс. евро. Проект окупился за 2 месяца, хотя изначально предполагалась окупаемость в течение года. Эксперт объяс- няет это тем, что проект был запущен в конце года, в период повышенного спроса на домашнюю мебель.

НЕЛЛИ МЕТЕЛКИНА, маркетолог мебельной фабрики ООО «ЯНА», согласна с тем, что именно в ноябре-декабре в Ростове наблюдается пик активности покупателей домашней мебели. В начале года, по ее словам, лучше всего продаются гостиные. А в марте, апреле, мае наступает спад спроса на мебельном рынке. Следующий всплеск покупательской активности наблюдается летом, когда ростовчане, в основном, приобретают спальни и детские. «В конце лета все готовятся к началу учебного года, поэтому приобретают новые столы и стулья. Весной люди находятся в процессе подготовки к дачному сезону и выбирают коллекции садовой мебели», — поясняет СЮЗАННА КАЙЯЛИ, PR-менеджер розничной сети ИКЕА в России. В осенние месяцы, как утверждают собеседники «ДК», спрос примерно одинаков на все категории мебели для дома.

Мебельные ритейлеры стали изучать менталитет потребителя

По словам маркетолога мебельной фабрики «ЯНА», на отечественную мебель приходится более 60% продаж. «Наиболее популярными у ростовчан отечественными брендами выступают «Дятьково», «Шатура» и «Мебель Черноземья», — добавляет Ирина Пасечная. Зарубежные производители представлены, в основном, продукцией из Китая, Малайзии, Польши, если речь идет о недорогой или средней по цене мебели, премиальная мебель импортируется в Ростов преимущественно из Италии и Германии.

В Ростове, как и в России в целом, наиболее востребованной категорией на рынке домашней мебели являются кухни и спальни, а также аксессуары для их об- устройства. «Кухня всегда являлась сердцем дома. Здесь мы принимаем гостей, отдыхаем после рабочего дня, зачастую работаем за обеденным столом», — замечает Сюзанна Кайяли. ЕВГЕНИЙ ЕФАНОВ, директор по маркетингу салона «Палаццо», добавляет, что в продажах мебели премиум-класса на кухни также приходится около четверти всех продаж.

По данным «КОМКОНа», расходы на приобретение мебели являются важной частью бюджета семьи среднего класса — они составляют примерно 10% ее совокупных потребительских расходов. Самым активным потребителем домашней мебели, как отмечают эксперты, становятся семьи с детьми. Как правило, это семья, где оба супруга в возрасте от 30 до 50 лет работают и имеют 1–2 ребенка от 3 лет. Чаще это не первая их крупная мебельная покупка. Скорее всего, они меняют мебель, приобретенную около 7 лет назад или покупают в связи с приобретением жилья. «Словом, наиболее экономически активны люди в возрасте от 35 до 45 лет. Впрочем, эта картина не нова для потребительского рынка», — отмечает Ирина Пасечная.

Зато изменился и продолжает меняться менталитет покупателей. Как отмечают игроки, клиенты стали более требовательны к качеству обслуживания и более информированы: зачастую перед посещением салонов пролистывают специализированные издания или ищут информацию в интернете. Совершая покупку, чаще всего покупатель разбирается в материалах, уровне цен. Говорят эксперты и о местном отличии покупателей. «Перед тем как потратить деньги, ростовчанин обойдет все магазины и только тогда примет решение. В Москве, например, такое представить сложно, учитывая ее масштабы и пробки на дорогах», — полагает Александр Бабичев. Ирина Пасечная отметила другую особенность: «У нас, на юге традиционно любят классику, но при этом чутко воспринимают современные тенденции, — подчеркнула она. — Независимо от стиля, ставка делается на качест- во. Сегодня уже трудно найти человека, которого будет устраивать только цена, без оглядки на материалы и исполнение. Люди четко представляют, чего хотят и быстрее принимают решение».

Собеседники «ДК» также отмечают, что изменяется не только менталитет, но и поведение потребителей. В первую очередь, это связано с бурным развитием потребительского кредитования, которое сделало мебель более доступной для самых разных категорий населения. Участники рынка отмечают, что развитие кредитования сглаживает последствия сезонных колебаний спроса — некоторые покупатели берут мебель в кредит даже в те месяцы, которые раньше были «мертвыми». Также, благодаря доступности заемных средств, многие представители среднего класса начали приобретать товары более высокой ценовой категории. Именно этот фактор приводит к тому, что с каждым годом растет емкость сегмента дорогой домашней мебели. Директор по маркетингу салона «Палаццо», специализирующегося на продажах мебели категории luxury, говорит, что у них значительно увеличилось количество покупателей и, по предварительным оценкам, оно будет продолжать расти. Г-жа Пасечная добавляет, что дело здесь не только в росте объемов потребительского кредитования, но и в том, что потенциальные потребители элитной мебели сохраняют покупательскую способность даже в условиях роста цен на товары каждодневного спроса.

Мебельщики ожидают прихода федеральных сетей

По оценкам экспертов, в 2008 году рынок домашней мебели в Ростове будет расти теми же темпами, что и в 2007 году. «Если не учитывать инфляцию, то процентов на 20–25 рынок должен вырасти. И рентабельность сохранится на том же уровне», — полагает Александр Бабичев. Андрей Савкин считает, сверхприбылей в 2008 году никто из игроков не получит, но многие компании улучшат свое финансовое состояние прежде всего за счет вытеснения с рынка слабейших и неустойчивых операторов. Ирина Пасечная полагает, что динамика роста продаж домашней мебели будет даже более высокой, чем в прошлом году. «В первую очередь, это связано с ростом доходов потребителей, доступностью кредитных программ, разнообразием продукции и форм ее предложения. Выбор расширяется, и игроки начинают более основательно подходить к продвижению своей продукции, разрабатывая различные акции, дисконтные программы, рекламные кампании и т. п.», — полагает она.

Эксперты затрудняются предположить, какова будет расстановка сил к концу года. По мнению г-жи Пасечной, рынок в Ростове находится на этапе активного становления, формирования, и еще многое должно измениться. Но очевидно, что мелкие игроки уходят, средние становятся перед выбором вырастать, как минимум, в небольшую сеть или уходить в узкую специализацию, а крупные местные игроки определяются со своим предложением и потребителем. Зачастую это превращается в простое повторение «телодвижений» столичных гигантов. Эксперты, говоря о будущем мебельного ритейла в Ростове, заявляют, что неминуемо появление больших специализированных торговых центров мебели вроде московских «Трех китов». Приход таких операторов — дело времени. По мнению большинства игроков, «Икея» — это только начало экспансии мебельных гигантов.