Меню

Обзор: Косметологические клиники, центры и салоны красоты

Ольга Бякова главный врач клиники «Ольвия» Елена Горбачева директор косметико-оздоровительного центра «МакроПолис» Яна Дрейзина главный врач центра здоровья и красоты LaLin Игорь Дубровин главный в

За последние несколько лет обеспеченность ростовских потребителей услугами салонов красоты превысила стопроцентный барьер и достигла 125%. В столь высококонкурентной среде игроки рынка, пытаясь удержать клиентов и падающую рентабельность, диверсифицируют бизнес. В ближайшее время рынок будет развиваться за счет освоения новых ниш, технологий и повышения качества услуг. эксперты

Ольга Бякова
главный врач клиники «Ольвия»
Елена Горбачева
директор косметико-оздоровительного центра «МакроПолис»
Яна Дрейзина
главный врач центра здоровья и красоты LaLin
Игорь Дубровин
главный врач Врачебно-косметологической лечебницы
Виктория Пастухова
главный специалист комитета по торговле и бытовому обслуживанию администрации г. Ростова-на-Дону
Юрий Прждецкий
главный врач Ростовского научно-исследовательского онкологического института
Сергей Прокудин
главный врач центра пластической хирургии «Эстетическая медицина»
Валентин Черевков
генеральный директор группы компаний «ИнфоБьюти»  

Какова емкость местного beauty-рынка?
Почему ростовские салоны красоты не спешат получать сертификаты соответствия?
Как участники рынка решают проблему дефицита кадров?

Поподсчетам комитета по торговле и бытовому обслуживанию администрации г. Ростова-на-Дону, количество салонов красоты в донской столице за последние три года выросло на 45%, сегодня в городе действуют 530 фирм. В Мин- здраве области зарегистрировано 30 центров, предоставляющих косметологические услуги, и около 10 клиник эстетической хирургии. Таким образом, общее число игроков ростовского beauty-рынка приближается к 570.

Объем этого рынка в 2007 г., по оценкам экспертов, составил около 600 млн руб. Это без учета косметологических клиник: игроки рынка отмечают, что оборот клиник — строго закрытая информация. По подсчетам «ДК», основанным на конфиденциальных данных некоторых участников этого рынка, оборот шести ведущих косметологических клиник Ростова в 2007 году превысил 150 млн руб.

На пути к открытию салона красоты стоят 24 инстанции

По мнению экспертов «ДК», лидерами на рынке салонов красоты и оздоровительно-косметических центров выступают игроки с «раскрученными» именами, зачастую работающие в регионе по франчайзингу: Wellness, Dessange, «Посольство красоты» и др. Они предлагают качественные и технологичные услуги, спрос на которые стабильно растет, а также привлекают клиентов бонусными системами и скидками.

Местные игроки, по мнению экспертов, занимают примерно 90% beauty-рынка. «Пока в Ростове не представлен целый ряд популярных в Москве услуг, но очевидно, что москвичам интересен наш рынок и в ближайшее время к нам будут приходить федеральные сети, которые займут нишу комплексных предприятий, специализирующихся на врачебной косметологии, на банных услугах и СПА-процедурах», — замечает главный врач центра здоровья и красоты LaLin ЯНА ДРЕЙЗИна.

Говоря о ценовом диапазоне, эксперты отмечают, что на местном рынке в эконом-сегменте, со средним чеком в 100-150 руб., работают парикмахерские, которые не предлагают косметических услуг и не являются в полной мере салонами. Мидл-сегмент со средним чеком в 200-400 руб. наиболее многочисленный — эксперты относят к нему примерно 70% салонов красоты, работающих в городе. Салоны класса «премиум» занимают около 10% рынка, поход сюда обойдется клиентам в 1000–2000 руб.

Эксперты отмечают, что рынок салонов красоты в Ростове перенасыщен уже на 25%, что ведет к ужесточению конкуренции и росту затрат на входной билет в этот бизнес. Привлекательность этого вида бизнеса для предпринимателей, приведшая к значительному росту количества салонов красоты и парикмахерских, по мнению самих участников рынка, связана во многом с тем, что в Ростове шесть лет назад было отменено обязательное лицензирование и сертифицирование услуг парикмахерских и салонов красоты. Более того, на сегодняшний день нет даже государственных органов, предоставляющих эту услугу. Экспертную оценку салон может получить добровольно в Донском центре сертификации услуг и продукции при Донской ремесленной палате. Однако сейчас только 25% салонов красоты получили такой сертификат. Связано это, по словам игроков, прежде всего, со значительными дополнительными расходами на его получение. Сегодня сумма официальных затрат достигает 20 тыс руб. При этом некоторые собеседники «ДК» указали, что к ней приходится прибавлять и «неформальные» расходы, при том, что этот документ не избавляет от проверок Роспотребнадзора. К тому же, на отечественном рынке сертификат не является дополнительным стимулом для привлечения клиентов, как за рубежом, поскольку ростовские потребители не привыкли требовать для подтверждения качества услуг подобные документы. «На Западе каждый салон красоты сертифицируется на добровольной основе, так как это преимущество позволяет увеличить поток клиентов, — поясняет главный специалист комитета по торговле и бытовому обслуживанию администрации г. Ростова-на-Дону ВИКТОРИЯ ПАСТУХОВА. — В России люди, заходя в салон красоты, не задумываются о наличии сертификата, поэтому салоны и не спешат его получать».

По мнению Яны Дрейзиной, минимальная стоимость выхода небольшого салона красоты на рынок — 5 тыс. без учета аренды помещения и затрат на оформле- ние документов. Если вместе с салоном открывать небольшой косметологический кабинет, то эта сумма возрастет до 100 тыс. — в основном, за счет затрат на оборудование. «Столь значительные затраты связаны с дороговизной оборудования: если 5 лет назад его можно было купить за 2-4 тыс., то теперь оно стоит порядка 50-100 тыс.», — объясняет директор косметико-оздоровительного центра «МакроПолис» ЕЛЕНА ГОРБАЧЕВА. Эксперты отмечают, что первоначальные инвестиции все же во многом зависят от уровня специалистов-косметологов. Хороший специалист одинаково качественно может делать мезопроцедуры копеечным шприцем или специальным пистолетом за 4 тыс.

Эксперты соглашаются, что поиск помещения и получение разрешения на открытие салона — процедура дорогостоящая и долгая. На это может уйти от трех месяцев до года. За это время предстоит пройти проверки более 24 контролирующих инстанций.

Салоны красоты обзаводятся косметологическими кабинетами

Большинство людей консервативны и не любят менять салоны и косметологические центры, поэтому, по утверждению экспертов, в салоне что-то должно «цеплять», и это «что-то» надо придумать заранее. Чтобы удержать клиентов и привлечь новых, большинство салонов расширяют линейку своих услуг за счет новых предложений и технологий. «Одному салону сложно удержаться на рынке, поэтому развитие любого другого направления — это дополнительный доход», — замечает г-жа Горбачева. Чаще всего салоны открывают косметологический кабинет, в котором оказывают такие услуги, как коррекция фигуры, глубокое очищение кожи и т. д. На сегодняшний день, по данным самих игроков, в Ростове уже около 200 салонов обзавелись своими косметологическими кабинетами. Правда, только порядка 30 из них получили лицензию Минздрава — остальные предпочитают работать нелегально. Дело в том, что подобную лицензию получает лишь предприятие, укомплектованное специалистами с высшим медицинским образованием, имеющими сертификаты обучения и пятилетний медицинский стаж работы по каждому из заявленных видов медицинской деятельности. В условиях дефицита подобных кадров салонам приходится рисковать и открывать кабинеты в обход требований Минздрава. По словам экспертов, получение такой лицензии может обойтись в 30 тыс. руб.

Сейчас на рынке практически нет сетевых операторов. Эксперты признают, что местному участнику рынка развивать сеть сложно, поскольку необходимо большое количество квалифицированных кадров, а также управляющий персонал. Сетевой бизнес требует существенных вложений, а отдача может быть незначительной, поэтому некоторые салоны пробуют развивать не сеть одинаковых по классу заведений, а целый комплекс смежных бизнес-объектов: салон, магазин и учебный центр под одним брендом. Так поступают «Ева», «Этуаль» и некоторые другие компании. Однако пока это единичные попытки, об эффективности которых пока рано говорить.

В пластической хирургии на доброе имя надо работать десятилетиями

Необходимо отметить, что на донском beauty-рынке особняком держатся клиники эстетической хирургии. В этой нише наблюдаются тенденции, не характерные для местной индустрии красоты: рынок ненасыщен, конкуренция практически отсут- ствует, новые игроки появляются крайне редко. Эксперты объясняют это высокими требованиями Минздрава к подобным услугам, дефицитом специалистов данного профиля в городе и дороговизной подобных услуг, которые по карману лишь узкой прослойке состоятельных потребителей. Эксперты не берутся называть лидеров в данном сегменте рынка — пока таких клиник в Ростове немного и, по словам ОЛЬГИ БЯКОВОЙ, главного врача клиники «Ольвия», каждая из них работает в своей собст- венной нише, имеет свой круг клиентов, которые идут к конкретному специалисту. Средняя стоимость операции в клиниках Ростова — порядка 45 тыс. руб.

Собеседники «ДК» называют шесть стабильно работающих игроков в этом секторе: «Ольвия», «Пластика», «Гиппократ», отделения эстетической хирургии в Онкоинституте, СКЖД и центр пластической хирургии «Эстетическая медицина». Есть также отделения эстетической медицины в некоторых областных больницах, но работают они непостоянно, поэтому участники рынка не относят их к серьезным игрокам.

В нише клиник пластической хирургии 100% рынка принадлежит исключительно местным игрокам. И здесь в ближайшее время эксперты не предвидят передела рынка. СЕРГЕЙ ПРОКУДИН, главный врач центра пластической хирургии «Эстетическая медицина», считает, что московский рынок еще сам не полностью насыщен. «Приход москвичей неизбежен, но пока ростовские клиники справляются с работой и удовлетворяют существующий спрос. В то же время, если у человека есть деньги, то он может спокойно слетать в Москву и проконсультироваться там», — замечает г-н Прокудин.

Эксперты утверждают, что сегодня открыть клинику «с нуля» довольно сложно. Практически все ростовские косметологические клиники и центры эстетической медицины начинали с государственной базы — то есть арендовали помещения при бюджетных медучреждениях. А отделения эстетической хирургии СКЖД и Ростовского научно-исследовательского онкологического института до сих пор арендуют помещения в государственных больницах, хотя являются полностью частными.

Мнения представителей этого рынка по поводу оптимального варианта размещения клиник пластической хирургии разделились. «Работать на базе государственной больницы легче, поскольку, во-первых, имя учреждения привлекает клиентов в отделение эстетической косметологии и хирургии, а, во-вторых, специалисты данной больницы уже известны. Имя врача — тоже бренд. Его можно заработать только опытом», — объясняет Сергей Прокудин. Кроме того, по мнению экспертов, в Ростове нет рынка аренды медицинских помещений, поэтому уже само помещение государственной больницы является важным преимуществом тех, кто открыл при нем свою клинику.

Самый большой плюс открытия клиники под одной крышей с государственным медучреждением, по мнению ЮРИЯ ПРЖДЕЦКОГО, главного врача Ростовского научно-исследовательского онкологического института, — финансовый: можно прилично сэкономить, благодаря тому, что арендуется не только помещение, но и необходимое медоборудование для операцион- ной и перевязочной. «Помимо этого, во время экстренных ситуаций, в государст- венном учреждении есть к кому обратиться за помощью: в одном помещении и необходимые специалисты, и оборудование, и лаборатория. В частной клинике любая критическая ситуация может стать последней, поэтому доверяют частным клиникам меньше», — отмечает главный врач Онкологического института. С ним не соглашается главный врач клиники «Ольвия» Ольга Бякова: «Сегодня государственным больницам доверяют меньше, чем частным, поскольку у нас гораздо больше ответственности за свои действия. Мы постоянно беспокоимся о репутации клиники и имени врача», — отмечает г-жа Бякова. По ее подсчетам, выход на рынок «с нуля» может обойтись клинике в 5 млн руб., а получение лицензии затянется месяцев на восемь. «Еще лет десять можно потратить на то, чтобы имя стало брендом, и на постоянное совершенствование оборудования», — замечает главный врач «Ольвии».

Спрос на услуги эстетической косметологии постепенно растет, но жесткой конкуренции в этом сегменте рынка, по мнению Ольги Бяковой, не наблюдается. У клиник хватает пациентов, поэтому они не стремятся привлекать новых. К примеру, практически никто из них не рекламируется в СМИ. «Мы стараемся постоянно совершенствоваться и предоставлять более качественные услуги населению, что и является лучшей рекламой», говорит Юрий Прждецкий.

Врач-косметолог — это миф

Главной проблемой при открытии в Ростове косметологического центра и тем более клиники, по мнению собеседников «ДК», остается подбор квалифицированных кадров. «Специальности косметолога не существует вообще, — заявляет ИГОРЬ ДУБРОВИН, главный врач Врачебно-косметологической лечебницы. — Есть понятие косметологии, но врач-косметолог — это миф». У нас в стране заниматься терапевтической косметологией имеет право врач дерматокосметолог либо дерматовенеролог, прошедший специальный 400-часовой курс повышения квалификации. А пластической хирургией имеет право заниматься исключительно челюстно-лицевой хирург, прошедший ординатуру по общей хирургии и выигравший отбор по пластической хирургии. Квалифицированных специалистов в этой области мало, все они входят в Ассоциацию пластических хирургов России. «Беда в том, что сегодня косметологами называют непрофильных врачей, прошедших двухдневные курсы по косметологии. Это абсолютно недопустимо. В этой области нужен жесткий государственный контроль», — говорит г-н Дубровин.

Проблема кадров усугубляется еще и тем, что в Ростовском медицинском университете не готовят ни дерматокосметологов, ни челюстно-лицевых хирургов. В России всего четыре центра подготовки подобных специалистов: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль и Екатеринбург. Поэтому в донской столице все пластические хирурги знают друг друга лично, имеют свой этический кодекс и общественную организацию. Все клиники образовывались вокруг одного конкретного специалиста, имеющего опыт и имя. Последние 10 лет в Ростове не открылось ни одной новой клиники прежде всего из-за недостатка кадров. Эксперты отмечают, что в ближайшее время ситуа- ция не изменится. «Получить специальность пластического хирурга сложно, еще сложнее получить опыт и заработать имя, поэтому проблему легче решать, развивая династии врачей, передавая опыт и навыки по наследству — от поколения к поколению», — отмечает Ольга Бякова.

Профессия дерматокосметолога также очень редкая в Ростове. Зачастую врач дерматолог, прошедший повышение квалификации по косметологии, работает косметологом в клиниках и салонах. Но, по мнению экспертов, это лучшее решение проблемы. Хуже, когда косметологом называют косметика , который умеет оказывать косметические услуги и, в лучшем случае, обладает средним медицинским образованием. По требованиям Министерства здравоохранения РФ, косметики не имеют права оказывать косметологические услуги.

Москвичи займут треть ростовского рынка салонов красоты

Эксперты считают, что в ближайшее время рынок будет развиваться за счет освоения новых ниш, методик и повышения качества услуг. «Пока проблемы качества услуг и дефицита квалифицированного персонала остаются главными на этом рынке. До сих пор сохранилось недопустимое отношение к клиентам, оценивающие взгляды персонала. Есть салоны, центры и клиники, где контролируют это, но за всеми не уследишь», — замечает Яна Дрейзина.

Новые методики, по оценкам специалистов, будут внедрять московские салоны. В первую очередь будут развиваться СПА-процедуры, сегодня слабо представленные в городе. С другой стороны, будут постепенно исчезать салоны, работающие в эконом-сегменте. Причина этому — непопулярность их услуг, сегодня растет спрос на более сложные и дорогие услуги. «Люди, стремящиеся получить недорогие услуги, переходят на домашнее обслуживание, когда специалист-парикмахер и косметолог приходит к ним домой. Раньше это могли себе позволить только обеспеченные люди, сейчас, наоборот, этот спектр услуг доступен широкому кругу потребителей», — замечает Елена Горбачева.

Поскольку отмена обязательной сертификации услуг парикмахерских и салонов красоты привела к снижению качества обслуживания, городские власти решили повышать его другими способами. К примеру, в апреле этого года департамент потребительского рынка, товаров и услуг Ростовской области намерен составить рейтинг всех салонов красоты и определить лидеров в каждом сегменте. В данный момент идет разработка ранжирующих показателей для отнесения салонов и центров к тому или иному сегменту рынка. Также департамент планирует проводить массовые проверки косметологических кабинетов и клиник на наличие лицензии. Все эти мероприятия, по мнению чиновников, помогут стабилизировать уровень качества услуг на ростовском beauty-рынке.

Будущее местной индустрии красоты, по мнению экспертов, — за комплексными услугами и крупными косметологическими центрами, когда человек будет приходить в одно заведение и получать весь спектр услуг. Сегодня наметилась тенденция к объединению салонов красоты и фитнес-центров, а также — к слиянию услуг и торговли. Уже в скором времени магазин профессиональной косметики, фитнес-зал и салон красоты будут находиться в одном помещении.

Эксперты подтверждают, что передел ростовского рынка еще впереди, каждый год закрывается огромное количество мест- ных салонов, что связано с ростом конкуренции и падением рентабельности данного вида бизнеса. Через год, по мнению экспертов, москвичи могут занять треть ростовского рынка.

мнение
Ростовская индустрия красоты обрастает обслуживающим бизнесом
Валентин Черевков
генеральный директор ГК «ИнфоБьюти»
Валентин Черевков, ранее известный как директор компаний «Журнальный мир» и «ОБЕДкафе», изучив местный beauty-рынок, пришел к выводу, что его игроки нуждаются в качественной информацион- ной поддержке. Он создал группу компаний «Инфо- Бьюти», которая обслуживает бизнес салонов красоты и косметических клиник. Она занимается распространением билетов и организацией поездок на федеральные выставки индустрии красоты, а смежная с нею компания Travel Professional отправляет ростовских специалистов-парикмахеров и косметологов на международные выставки за рубеж. Также компания г-на Черевкова запустила несколько крупных южно-российских специализированных медиа-проектов: издания «БизнесБьюти» и Salon_Beauty. Эти журналы предоставляют весь спектр информации о косметологических услугах и услугах салонов красоты специалистам-косметологам, руководителям салонов, а также потребителям их услуг в крупных южных городах. «Количество салонов постоянно растет, появляются все новые услуги и направления, а информации об этом нигде нет. Наш проект, в первую очередь, решает информационные задачи», — замечает г-н Черевков.

Косметолог — в медицинском понимании это врач дерматокосметолог, имеющий высшее медицинское образование, или дерматовенеролог, прошедший после университета специальный курс подготовки в размере 400 часов.
Косметик — специалист со средним медицинским образованием или без него, который прошел специальную подготовку в учебном центре. Он имеет право делать процедуры, для верхних кожных покровов, однако не может проводить более серьезные операции.