Меню

Обзор: IT-компании - 10.03.2008

Евгений Рыбасов директор «IT-центра Рыбасова» Василий Богомазюк директор компании «Сервис-Про» Елена Черепнева руководитель департамента маркетинга «Южной софтверной компании» Александр Куницын дир

Конкуренция усиливается практически во всех отраслях экономики и вынуждает предприятия активнее использовать передовые CRM- и ERP-решения и внедрять системы автоматизации. Попутно правоохранители продолжают полномасштабную войну с пиратским ПО. Все это позволило ростовскому IT-рынку вырасти за последний год более чем в два раза. По оценкам экспертов, рост рынка продолжится: местный бизнес готов вкладывать средства в IT-технологии и переходить на легальный софт. эксперты

Евгений Рыбасов
директор «IT-центра Рыбасова»
Василий Богомазюк
директор компании «Сервис-Про»
Елена Черепнева
руководитель департамента маркетинга «Южной софтверной компании»
Александр Куницын
директор компании «Софтлайн»
Евгений Балабайченко
директор по информационным технологиям ГК «Регата»
Елена Тактарова
коммерческий директор «Айтиэкью»
Виталий Воронин
ведущий специалист по внедрению систем управления компании «Юбитек»
Алексей Малышевский
генеральный директор компании «Лемма» 

Почему снизилась рентабельность продаж лицензионного ПО?
Сколько тратят ведущие IT-компании на свое продвижение?
Чем привлекателен IТ-аутстаффинг?

В середине 2007 года учитель информатики из Пермского края Александр Поносов, обвиненный в использовании пиратской Windows и приговоренный судом к штрафу, заменил коммерческое программное обеспечение компании Microsoft на распространяемый бесплатно Linux. По словам Поносова, открытое ПО не только позволяет сэкономить на лицензии, но и по многим параметрам выигрывает у коммерческого. Бурное развитие рынка открытого ПО стало одной из главных тенденций последнего года и в Ростове. По данным некоторых экспертов «ДК», до 30% всех ростовских компаний, оказавшись перед выбором — лицензирование или переход на ПО с открытым кодом, — делает выбор в пользу второго.

Крупные поставщики ПО поделили рынок

Основными трендом последнего года игроки называют рост спроса и соответст- венно, оборота рынка продаж и разработки ПО, который, по их оценкам, перевалил за 2,5 млрд руб. При этом «куски пирога» достались всем: крупным игрокам, сумевшим увеличить свои доли на рынке, интеграторам средней руки и «малышам». Лидерами местного рынка продаж ПО его участники называют «Южную софтверную компанию», «Инстанту Дистрибьюшн», «Гэндальф», «Интерсофт», «Софтлайн». Причем, оборот по разработке и продажам ПО у крупнейших игроков в прошлом году либо приблизился к отметке в 250 млн руб., либо превысил ее. Однако у лидера этого сегмента — компании «Инстанта Дистрибьюшн» — выручка от продаж, разработки, кастомизации ПО выросла на 88% по сравнению с 2006 годом и достигла рекордной суммы в 826,8 млн руб. (см. ТОП-лист на стр. 19). По словам собеседников «ДК», пять крупнейших игроков совместно продают и лицензируют порядка 70% всего ПО в Ростове, остальные 30% работают с 40-50 средними и мелкими продавцами софта, крупными магазинами компьютерной и офисной техники, а также местными сборщиками компьютеров — Imango, Sunrise, Informatika и др.

Эксперты отмечают, что крупные игроки рынка в прошлом году завершили раздел рынка и новых значимых компаний на нем не появилось. Причем жесткая конкуренция между лидерами и строгий контроль со стороны вендоров способствовали снижению доходности этого бизнеса на 5–10% по сравнению с 2006 годом: сегодня она не превышает 10–15%. «Рентабельность зависит, прежде всего, от правил, установленных вендором, продукты которого продвигает местный партнер, — говорит директор «IT-центра Рыбасова» ЕВГЕНИЙ РЫБАСОВ. — Например, у Microsoft цены на продукты свободные, а маржа небольшая — на крупных проектах не более 10%. Небольшая маржа и нерегламентированные цены также характерны и для других иностранных вендоров. Отечественные разработчики софта, как правило, позволяют партнерам зарабатывать больше — от 20 до 50% от стоимости ПО». Отрицательно влияет на рентабельность рынка и дефицит кадров: спрос на IT-специалистов превышает предложение в разы.

Высокий уровень конкуренции, отмеченный всеми экспертами «ДК», вынуждает компании вкладывать серьезные день- ги в рекламу своих продуктов и услуг. Крупные игроки, стремящиеся к охвату максимальной целевой аудитории, тратят на собственное продвижение до 20% прибыли. По словам директора «Софтлайна» АЛЕКСАНДРА КУНИЦЫНА, его компания организует совместно с ведущими производителями ПО бесплатные семинары для конечных пользователей, выпускает каталог программного обеспечения, выступает соорганизатором и спонсором специализированных выставок. «Без подобных мер компании трудно завоевать большое количество клиентов», — говорит Куницын. А основным каналом распространения информации о небольших и средних IT-компаниях, по наблюдениям экспертов, остается «сарафанное радио».

Компании переходят на удаленное обслуживание клиентов

Как отмечают игроки рынка дистрибуции и разработки ПО, именно в 2007 году отдельные антипиратские акции правоохранительных органов сменились системной борьбой по защите авторских прав. Не остались в стороне и ведущие производители ПО, предложившие не только систему фискальных мер, которые применялись и раньше, но и действенные программы легализации, мотивирующие поставщиков и привлекательные для пользователей. «Корпорация Microsoft, понимая, насколько велик сектор нелегального Windows, предложила в качестве компромиссного варианта льготное лицензирование уже установленных операционных систем. Крупным и средним компаниям, например, с числом компьютеров от 5 штук, предоставила порядочный дисконт — до 30%», — говорит директор компании «Сервис-Про» ВАСИЛИЙ БОГОМАЗЮК.

Проведенное по заказу Microsoft специалистами IDC исследование рынка показало, что пользователи нелицензионного ПО подвергают свой бизнес не только юридическим рискам, но еще и системным проблемам, экономический эффект от использования лицензионного ПО — веский аргумент в его пользу. Не все эксперты согласны с этой точкой зрения, но большинство отмечает появление новой тенденции в войне с пиратским софтом: в ход пошли экономические и технические доводы.

Ростовские IТ-специалисты указывают, что частота возникновения критических и мелких сбоев систем, потерь, повреждения данных и связанных с этим непредвиденных затрат на ПО прямо пропорциональна доле нелицензионного ПО в компании.

По оценке генерального директора компании «Лемма» АЛЕКСЕЯ МАЛЫШЕВСКОГО, полный набор ПО для небольшой фирмы обойдется ей в сумму 20-50 тыс. руб., а довольно крупное предприятие (50 рабочих мест) потратит порядка 900 тыс. руб. на ПО более высокого уровня сложности. «Сегодня не каждый руководитель готов пойти на такие траты», — отмечает эксперт.

Из значимых событий на рынке ПО за последний год эксперты также назвали стремительный рост продаж системы программ «1С: Предприятие 8.0», который, по данным «1С», достиг 83%, а также релиз новой операционной системы Windows Vista и пакета программ Office 2007. При этом эксперты отмечают, что ростовские покупатели софта и IТ-решений становятся более прогнозируемыми и просвещенными. «Эмоциональных» покупок и решений, характерных для периода 5–6 летней давности, больше не совершается, а компании, особенно торговые и производственные, подходят к выбору IT-решения намного тщательнее. «Дистрибуторские компании ГК «Регаты» перешли на «1С: Управление торговлей 8» в конце октября, поскольку старая система ТФО — не отвечала потребностям компании в комплексной поддержке ключевых бизнес-процессов», — говорит директор по информационным технологиям «Регаты» ЕВГЕНИЙ БАЛАБАЙЧЕНКО. Балабайченко отмечает, что внедрение новой информационной системы не форсировалось, а проходило поэтапно в различных подразделениях ГК в течение года.

Основными трендами в области IТ-сервиса эксперты называют переход на удаленное обслуживание клиентов, когда благодаря специальным техническим решениям, специалист может со своего рабочего места, не выходя из офиса, увидеть ситуацию, понять суть проблемы и ликвидировать сбой. Актуальной и крайне востребованной услугой сейчас является IT-аутсоросинг. «Передача процессов поддержки независимой компании позволяет заказчикам повысить управляемость эксплуатационными рисками, сократить сроки решения проблем, минимизировать затраты на содержание внутренней службы сопровождения. Клиен- ты получают не одного специалиста, а целую компанию с большим опытом работы по профилю, дополнительными возможностями и ресурсами. Дополнительным плюсом становится экономия клиента на расходах по содержанию штата: абонентское обслуживание техники значительно дешевле ставки даже самого простого IT-специалиста», — говорит Алексей Малышевский.

Местный бизнес распробовал CRM и ERP-системы

Практически все системные и сетевые интеграторы, опрошенные «ДК», сообщили о росте своих оборотов за последний год, у крупнейших игроков он достигал 50%. Лидерами местного рынка системной и сетевой интеграции по-преж- нему остаются компании «Кредиткард. Информационные технологии», «БИС», «Миком», «Цифровой диалог». Обороты крупнейших ростовских системных интеграторов в разы ниже продавцов софта (см. ТОП-лист). Всего на рынке системной и сетевой интеграции донской столицы работает порядка 40 компаний.

Увеличению количества заказов дейст- вующих игроков не помешал даже приход сильных федеральных интеграторов — «Инталев», «Ай-теко», Ansoft. Участники рынка объясняют это тем, что, в отличие от торговли и внедрения ПО, ростовский рынок системной интеграции пока низкоконкурентный, и соответственно, более доходный: по данным некоторых собеседников «ДК», его рентабельность составляет 25–30%. А стоимость входного билета на этот рынок может начинаться от $4 тыс. «В целом, рынок IТ в Ростове близок к насыщению, однако если смотреть на различные сегменты рынка, то заметны ощутимые различия: если сегмент поставок ПО и оборудования перенасыщен, то в сфере технологичных проектов предложение значительно меньше спроса, — говорит ведущий специалист по внедрению систем управления компании «Юбитек» ВИТАЛИЙ ВОРОНИН. Эксперты также отмечают, что сильные столичные игроки приходят вместе со своими клиентами — крупными федеральными компаниями и предприятиями, а новые заказчики, в основном, из сферы госуправления, достаются местным интеграторам.

Основными трендами в этом сегменте IT-рынка, по мнению экспертов, является растущий спрос на EPR-системы, причем от узкоспециализированных решений донские компании осознанно переходят к комплексной автоматизации управления. Растет интерес к EPR и CRM-системам со стороны сервисных компаний, занятых в различных сферах экономической деятельности: финансовый консалтинг, кадровые услуги, медиа и т. д. По-прежнему пользуются высоким спросом системные IT-решения в оптовой и розничной торговле, в социологических и маркетинговых службах, Call-центрах. «В принципе, CRM-система может быть применена в любой отрасли, спрос на нее немалый и продолжает расти. Однако мелким и даже средним компаниям внедрение не по карману, и они ограничиваются более простыми, часто бесплатными решениями», — говорит коммерческий директор фирмы «Айтиэкью» ЕЛЕНА ТАКТАРОВА.

Другой заметной тенденцией в секторе системной интеграции, по мнению экспертов, стало усиление внимания заказчиков к техподдержке уже внедренных систем, а также их обновлению, связанном с ежегодным ускорением технологического прогресса и стремлением ведущих компаний региона не отставать от своих конкурентов и внедрять технические новинки в свои бизнес-процессы. «Сейчас мы предлагаем своим клиентам невозможные еще полгода назад решения. А, к примеру, серверные установки в продвинутых компаниях сегодня принято менять каждый год — именно за такой срок они устаревают», — говорит Алексей Малышевский.

Игроки ожидают роста спроса на домашнее ПО

Эксперты уверены, что в ближайшие годы очевидной тенденцией станет рост сектора IТ-услуг, аутсорсинг и аутстаффинг. Не исключено появление на рынке и компаний, специализирующихся на IТ-консалтинге, какие уже работают в Москве и ряде регионов.

«Активная легализация программного обеспечения продолжится, соответственно останутся на высоком уровне продажи операционных систем, офисных пакетов, прикладного софта первой необходимости — Windows, Office, AutoCad, — полагает руководитель департамента маркетинга «Южной софтверной компании» ЕЛЕНА ЧЕРЕПНЕВА. Вместе с тем, эксперты отмечают, что сохранится высокий спрос на корпоративные коммуникации, мобильный доступ и информационную безопасность, существенно возрастет интерес пользователей к решениям по автоматизации бизнес-процессов и BI».

Елена Тактарова отмечает, что распространение и развитие высокоскоростного интернета сделает популярным Software as a service  — программное обеспечение как услуга, с которым на рынок уже вышли такие гиганты как Google и Microsoft. Перспективным направлением развития дистрибуции ПО, по мнению экспертов, в ближайшие годы станет легализация домашних пользователей. По предварительным подсчетам участников рынка, отслеживающих динамику продаж ПО в магазинах и супермаркетах электроники, оборот домашнего сектора в Ростове сможет достичь $10 млн в год, что, несомненно, привлечет к нему и вендоров, и поставщиков.

Сетевая и системная интеграция — комплекс услуг по объединению программных и аппаратных средств для обеспечения качественной информационой инфраструктуры.

Software as a service (SaaS) — программное обеспечение как услуга - разработка поставщиком веб-приложения, его размещение и управление (самостоятельно либо через третьих лиц) обеспечение заказчика возможностью использования ПО через интернет. Заказчики платят не за владение ПО как таковым, а за его использование. Близким к термину SaaS является термин «приложение по запросу» (On-Demand).