Во время интервью у одного из экспертов в кабинете зазвонил телефон. Состоялся следующий разговор: «Когда нужны номера? В среду? А сколько их человек? Тридцать? Боюсь, и даже уверен, что будут проб
Во время интервью у одного из экспертов в кабинете зазвонил телефон. Состоялся следующий разговор: «Когда нужны номера? В среду? А сколько их человек? Тридцать? Боюсь, и даже уверен, что будут проблемы (смотрит в компьютер). Да, все по минусам. И куда вы их денете, если мы не возьмем? (смотрит в монитор) везде так. Компьютер же штука глупая он не врет. Может, пусть билеты поменяют? Хорошо, буду ждать звонка». Положив трубку, собеседник вздыхает: «Ситуация очень показательная. Вот загрузка в нашем отеле (показывает распечатки) в процентах: в будни 75, 83, 98%, а вот выходные 12, 17, 10%. Сейчас я им говорю: номеров нет не приезжайте. Скажу так раз-другой, а в третий и не приедут вовсе. В каникулы ситуация выравнивается гостиница почти пуста всю неделю. Ну, нет у нас моря или гор. К нам по делам едут».
В Ростове, по разным экспертным оценкам, зарегистрировано от 80 до 87 гостиниц. Участники рынка затрудняются назвать и общее количество мест. Одни называют цифру 2700, другие чуть больше 2000. Нет точной информации о номерном фонде и в областной администрации.
Эксперты также не могут даже приблизительно оценить емкость ростовского гостиничного рынка. Только АНДРЕЙ ДЕМИШИН, первый заместитель гендиректора ОАО «Интурист», предложил посчитать емкость рынка, исходя из оборота и доли Don Plaza в номерном фонде города с ценовой корректировкой (кстати, г-н Демишин единственный из собеседников «ДК» открыл оборот гостиницы 170-180 млн руб. в год). После несложных подсчетов получилась сумма от 700 до 850 млн руб. в год.
Неясность количественных и финансовых показателей местные отельеры объясняют тем, что почти 2/3 гостиниц это мини-отели, большинство из которых не афишируют свою деятельность. Отдельное место занимают ведомственные гостиницы, оставшиеся еще с советских времен, а также новые объекты, построенные «для себя» крупными компаниями. Эти отели обслуживают только корпоративных клиентов и на рынок практически не выходят.
Крупных гостиниц, работающих исключительно на открытом рынке, в городе всего три: Don Plaza, «Ростов» и «Турист». Некоторые эксперты считают, что с натяжкой к таким гостиницам можно отнести «Звезду» и «Автотранспортник». Но они все же чаще размещают своих «профильных» гостей.
По данным участников рынка, за последние 3 года в Ростове открылось около 15 небольших гостиниц по 10-27 номеров. Причем среди мини-отелей появилось несколько серьезных игроков, уровень сервиса и инфраструктура которых соответствуют современным стандартам. Они ведут прозрачный бизнес и активную маркетинговую политику. Среди них эксперты выделяют «Пушкинскую», «Континенталь», «Шери Холл», «Мистер X» и «Северянку».
К пулу крупных игроков в конце февраля этого года прибавилась только гостиница «ВертолHotel», запущенная крупнейшей в Ростове выставочной компанией «ВертолЭкспо». Но пока, по словам СЕРГЕЯ ШАМШУРЫ, директора компании «Вертол Экспо», она работает в тестовом режиме. «Сейчас отрабатываем бизнес-процессы, действия персонала, штатные и нештатные ситуации. Мы не хотим портить себе имя с первых месяцев работы», объясняет г-н Шамшура «медленный» старт отеля.
ЕКАТЕРИНА ПРОНИНА, маркетолог гостиницы «Турист», считает, что игроки не проводят серьезных маркетинговых исследований по нескольким причинам: «Во-первых, большой гостиничный бизнес в нашем городе сравнительно недавно начал возрождаться после полного хаоса. Во-вторых, рынок однозначно не насыщен, конкуренция пока достаточно мягкая. В-третьих, в действующих гостиницах столько существенных недостатков, что любое движение в сторону расширения услуг уже дает результат. На данном этапе достаточно проводить базовые исследования, чтобы найти дополнительные ресурсы для качественных изменений. Мы, например, проводим сравнительный анализ ценовой политики и категорий номеров, изменения в предложении дополнительных услуг».
Мест в гостиницах за три года почти не прибавилось
О нехватке отелей в городе участники гостиничного и смежных туристического и выставочного рынков говорят не первый год. Особенно ярко, по словам участников рынка, это проявляется в деловой сезон, который длится в Ростове с сентября по май. А в пик сезона марте-апреле ситуация становится почти катастрофической.
Единственный, кто считает проблему нехватки гостиниц в городе надуманной, СЕРГЕЙ РОГОВОЙ, директор гостиницы «Ростов». «Да некуда здесь развиваться, говорит он. У меня люксовые номера загружены на 40%, а содержание их выливается в копеечку. Про дефицит гостиниц говорят те, кто хочет получать условия «люкс» за три копейки. И у нас, и в Don Plaza, и в «Туристе» в трех крупных солидных гостиницах всегда есть свободные номера. Заполняемость даже на 50% это глупости. С такой заполняемостью невозможно работать. Другое дело ценовая политика. Городу не люксовых гостиниц недостает, а общежитий».
АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ, вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров ЮФО, уверен, что по среднегодовой заполняемости нельзя судить о насыщенности рынка: «В гостиничном бизнесе не бывает стопроцентной заполняемости, нормально, если она 60%, а 70% отлично! Эта норма общая для всего рынка и в России, и в мире. С такой нормой даже самые демократичные «две звезды» будут заполняться. Места достаточно много в любом сегменте».
Медленный рост гостиничного сектора вполне логично привел к тому, что в этот бизнес потянулись непрофильные инвесторы. Сергей Шамшура: «Мы вошли в этот бизнес с другой стороны. Именно проблема расселения участников наших выставок заставила нас приступить к строительству нового гостиничного комплекса на 125 номеров. По нашим оценкам, на сегодняшний день в Ростове есть потребность в комфортабельных и доступных гостиничных номерах бизнес-класса».
Похожие доводы в пользу открытия собственных гостиниц эконом-класса привели и операторы туристического рынка: «Рейна-Тур НТВ» и «Планета Сервис А». ВИТАЛИЙ АВСТРИЕВСКИХ, директор ООО «Планета Сервис-А»: «Выступая в качестве туроператоров, мы видим потребности клиентов, знаем слабые места гостиниц, поэтому четко выделяем категорию своего отеля».
Андрей Демишин считает, что непрофильные инвесторы в некотором смысле облегчат ситуацию, но в первую очередь только для самих себя: «Они берутся за дело только тогда, когда у них есть уже площадка, есть коммуникации а это очень существенная часть, есть постоянный и предсказуемый поток потенциальных клиентов. Кроме того, у них есть весомый довод для инвестирования происходит «перекрестное опыление бизнесов». Появление гостиницы у «ВертолЭкспо» может сказаться на расстановке сил, но очень незначительно».
Не удовлетворит дефицит, по мнению экспертов, и сравнительно активно растущий сегмент мини-отелей. Сергей Шамшура: «Мини-гостиницы в большинстве своем не могут предоставить деловому туристу весь спектр необходимых услуг. При гостинице на 10 номеров нет смысла держать персонал, который может организовать трансфер, содержать конференц-зал и т. д. А вот гостиница со 100, а еще лучше 200 номерами поможет гостю наиболее эффективно отработать свою деловую поездку».
АЛЕКСЕЙ ГАЦЕНКО, директор отеля «Шери Холл», в корне не согласен: «Нас крупные гостиницы часто недооценивают, а напрасно. Мы делим с ними сегменты. Мини-отели растут гораздо быстрее. Качество услуг во вновь построенных мини-отелях кардинально отличается от «первой волны», потому что строились они уже с учетом международных требований. У меня проживает немало состоятельных клиентов, которые раньше предпочитали Don Plaza».
Игроки готовятся к приходу мировых сетей
Операторы гостиничного рынка не имеют общего мнения, как и какими темпами он должен расти. АНДРЕЙ СИДОРОВ, генеральный директор компании «Ренессанс-Дон», затрудняется назвать, сколько мест не хватает в городе: «Трудно подсчитать количество гостей, которые останавливаются в Ростове в пик сезона, потому что все номера бизнес-класса в известных гостиницах заполнены, а те, кому не хватило мест, расселяются уже, где придется, вплоть до частных квартир». Однако, по его мнению, есть нехватка мест и в более дорогом сегменте. Опираясь на маркетинговые исследования английской консалтинговой компании Caspian Estates, г-н Сидоров объявил в прошлом году о подписании контракта между компанией «Ренессанс-Дон» и Radisson SAS Hotels & Resorts об управлении гостиницей «Московской». Она будет полностью реконструирована под четырехзвездный отель.
Андрей Демишин считает, что универсальных цифр или рекомендаций быть не может: «Тут же дело не в населении города, а в количестве приезжающих, деловых и туристических потоках, транспортных нагрузках и т. п. Международные эксперты полагают, что одновременное появление трехсот дополнительных номеров Ростов поглотить не сможет, а вот рост номерной емкости на 200 номеров в год мы считаем целесообразным на основе собственных исследований деловых потоков в городе».
Экспансия международных гостиничных цепочек, по мнению собеседников «ДК», сдерживается несколькими факторами. Во-первых, действующие объекты, как правило, под их стандарты не подходят. Договор «Московской» и Radisson SAS Hotels & Resorts игроки считают, скорее, исключением. Сергей Роговой сомневается, что инвесторов или операторов заинтересуют наши старые гостиницы: «Я в свое время изучил всю геологическую подноготную ростовских гостиниц. Многие переделать под современные нормы очень проблематично. Под той же «Московской» есть подземная река. Наращивать в них этажи нельзя, расширяться в историческом центре некуда. А автостоянки где строить? С проблемой грунтовых вод столкнулся и «Интурист», возводящий свой Международный конгрессный центр (МКЦ)».
Нельзя сказать, что местных операторов не беспокоит приход мировых сетей. Но они считают, что пока у ростовчан есть минимум 5 лет в запасе. Сергей Шамшура: «Я думаю, что даже по объявленным проектам и намерениям результата придется ждать еще лет 10. Гостиницы, особенно высококлассные, не так быстро возводятся: только для строительства надо 2, а с подготовкой проекта все 3-4».
Пока же действующие игроки занимаются совершенствованием своих объектов. Крупные ростовские операторы, уверенные в необходимости совершенствовать и развивать свои гостиницы, нашли каждый свой выход. Медленно, но все-таки идет строительство и второй очереди МКЦ Don Plaza. «Турист» два года назад вошел в российскую сеть Аmaks Grand Hotels, которая предоставила ростовчанам свой бренд, стандарты и профессиональное управление. Но реконструкцию гостиница «Турист» проводит за счет собственных средств и займов.
По данным донских отельеров, изменения в структуре собственности коснулись и гостиницы «Ростов»: долю в уставном капитале крупнейшего отеля в городе приобрела компания из княжества Лихтенштейн. Какую именно долю и по какой цене, г-н Роговой предпочел не называть, однако сообщил: «Мы это сделали специально, чтобы гостиницу по частям не растаскали и не «огосударствили». Это была бы гибель. После советской власти она на несколько хозяев разбилась, и что? Площадь, которую наш знаменитый ресторан с варьете занимал, продали, часть первого этажа отдали под казино. А нас не спросили. Зато теперь мы чувствуем себя более уверенно. И даже филиал себе в районе Новомихайловского на Черноморском побережье прикупили теперь осваиваем».
Алексей Овчинников считает такие действия очень своевременными: «Если сюда придут западные игроки со своими стандартами и известным во всем мире уровнем услуг, то мало никому не покажется. Они просто заменят собой тех, кто сейчас себя вольготно чувствует. А действующим игрокам придется уходить в другие ниши».