Эксперты говорят, что рынок клининговых услуг развивается очень динамично. «Максимальный рост пришелся на 2005 –2006 гг., когда количество компаний, оказывающих клининговые услуги, выросло почти вд
Эксперты говорят, что рынок клининговых услуг развивается очень динамично. «Максимальный рост пришелся на 2005 –2006 гг., когда количество компаний, оказывающих клининговые услуги, выросло почти вдвое, а на рынке обозначились сильные местные игроки. Сегодня рынок растет динамично, но не так активно: в квартал появляется одна-две компании, но их объемы сильно не влияют на существующий расклад сил», – считает АЛЕКСЕЙ ШВЕЦОВ, директор компании «Альбатрос».
По подсчетам экспертов, в Ростове работает не менее 35 клининговых компаний. Основными игроками участники рынка называют «TDO-Клининг», «Альбатрос», «О2» и «Кристалл». Кроме того, по мнению директора компании «TDO Клининг» ОЛЕГА БОРОДЫ, активную деятельность в Ростове ведут московские клининговые компании «Ронова Клининг» и «Чистая сила»: «Не имея собственных представительств в городе, они работают удаленно, нанимая и обучая в Ростове бригады «менеджеров чистоты». Их клиенты – местные филиалы крупнейших транснациональных и федеральных торговых сетей и финансовых учреждений». Остальные, по мнению директора компании «Кристалл» ВЯЧЕСЛАВА КОВШАРЯ, – это небольшие фирмы из двух-трех человек, которые громко о себе не заявляют.
Появление новых игроков на рынке эксперты связывают с растущим спросом на услуги по профессиональной уборке помещений. Кроме того, как считает Вячеслав Ковшарь, предпринимателей очень привлекает достаточно высокая доходность бизнеса – 15-20%: «Рентабельность клининговой компании на 90% зависит от конъюнктуры рынка, и на 10% – от качества услуг. Поэтому, когда услуга уборки помещений вошла в моду, в Ростове появилось достаточно много профильных компаний».
По мнению ДЕНИСА ЧАСОВСКИХ, директора клининговой компании Rollenfer, еще один фактор, который привлекает новых игроков на рынок клининга, – это недорогой входной билет, в среднем для открытия фирмы требуется $20 тыс. А директор компании «СоюзПромСервис» АЛЕКСАНДР ТЮМЕНЦЕВ считает, что создать клининговую компанию можно, имея минимум средств: «Эти деньги пойдут на регистрацию компании, аренду небольшого офиса, найм персонала и покупку профессиональной химии. Дальше все зависит от амбиций предпринимателя: можно совершенствовать техническое оснащение, обучать персонал компании и расти за счет привлечения крупных клиентов, а можно уйти в нишу услуг для физических лиц и малого бизнеса и расти горизонтально».
Эксперты говорят, что рынок клининга все еще подвержен фактору сезонности. «В зимний период обороты снижаются на 30-40%. Это связано с тем, что резко снижается спрос на разовые и специальные работы», – уверен Вячеслав Ковшарь. По мнению Дениса Часовских, сезонности подвержены специальные работы, такие, как мытье окон, фасадов, химическая чистка ковров, генеральная уборка, в отличие от них «комплексная» уборка нужна ежедневно.
Однако некоторые игроки говорят, что сезонность бизнеса в клининге – явление временное. «Я думаю, что через некоторое время фактор сезонности будет преодолен за счет специальных, «зимних» услуг, таких, как уборка территории от снега, очистка крыш и вывоз мусора», – говорит Олег Борода.
Участники рынка говорят, что они работают для корпоративных клиентов. «Большинство клининговых компаний сейчас работают в сегменте B2B, предоставляя свои услуги торговым и бизнес-центрам, крупным местным и столичным компаниям», – говорит Денис Часовских.
Основной упор игроки делают на предоставление долгосрочных комплексных услуг. «Одно время в Ростове была распространена практика предоставления разовых услуг. Но это была вынужденная мера: многие компании просто не понимали смысл услуги, которую предоставляют клининговые компании и старались обойтись своими силами. Но с приходом в Ростов крупных компаний с большими площадями, таких, как Metro и «ОКей», и появления в городе крупных бизнес-центров, спрос на услуги по уборке помещений резко вырос. Сегодня основная ставка в клининговом бизнесе делается на долгосрочное обслуживание», – говорит Олег Борода.
По мнению Вячеслава Ковшаря, количество клиентов, непонимающих удобства использования клининговых услуг, сокращается: «Мы постоянно популяризируем клининговые услуги: для завоевания «сомневающихся» используем бесплатные показательные работы, знакомим их с отзывами и рекомендациями наших постоянных клиентов, объясняем экономическую выгоду сотрудничества с клининговой компанией».
Эти усилия, по мнению экспертов, за последние полтора года способствовали тому, что количество разовых контрактов резко уменьшилось, и теперь более половины договоров на уборку помещений и оказание специализированных услуг носят долгосрочный характер. Денис Часовских: «Долгосрочное сотрудничество предполагает минимальные цены на услуги, но выгодно клининговым компаниям тем, что обеспечивает стабильный фронт работ и постоянное поступление средств. Как отмечают эксперты, полноценный уход за зданием предполагает ежедневную «комплексную» уборку и проведение регулярных специальных работ. Ежедневно необходимо мыть пол, туалетные комнаты, удалять пыль с поверхностей, чистить прилегающую территорию, вывозить мусор. Не менее двух раз в год нужно производить чистку фасада с окнами, глубокую чистку твердых полов, химическую чистку ковровых покрытий и мебели, штор и жалюзи. Если такие работы выполняются профессионально и на постоянной основе, у клиента пропадает необходимость самостоятельно заботиться о чистоте в своем офисе».
Эксперты говорят, что в Ростове происходит вытеснение с рынка компаний, использующих непрофессиональное оборудование и устаревшие технологии уборки. «Во время проведения тендера на клининговые работы компании, которые не используют профессиональный инвентарь и автоматизированные средства, отсеиваются еще на начальном этапе. И за заказ продолжают бороться компании с опытом, профессиональными бригадами, специальной техникой и химией», – рассказывает Олег Борода.
По мнению экспертов, рынок услуг по профессиональной уборке в Ростове уже поделен между основными игроками. Наиболее амбициозные мелкие компании тоже участвуют в тендерах и конкурсах на оказание услуг клининга в крупных бизнес-объектах. «Но тут все зависит не только от того, какие услуги и какого качества готова предоставить компания, а от того, какие требования к уборке помещений выставляет заказчик. Пока что представление заказчика об уборке весьма субъективно, и не он подстраивается под стандарты клининговой компании, а наоборот», – утверждает Алексей Швецов. Олег Борода говорит, что существуют общие стандарты уборки помещений, и даже соответствующий ГОСТ, но пока клининговые компании, желая заработать, предпочитают подстраиваться под клиента.
Участники рынка считают, что такая ситуация в скором времени может измениться. Алексей Швецов: «Ростовский рынок придет к стандартам уборки в офисе. На это повлияют московские компании со стандартизированными требованиями к уборке. Привнося свои принципы, они смогут цивилизовать местный рынок клининга».
По мнению экспертов, в ближайшем будущем ростовские клининговые компании сосредоточатся на повышении качества предоставляемых услуг. К примеру, компания «Альбатрос» регулярно отправляет на обучение в Москву и в Европу бригады «менеджеров чистоты», а компания «TDO Клининг» прошла аттестацию на получение сертификата менеджмента качества ISO 9001. Участники рынка говорят, что эти меры нужны для того, чтобы в будущем иметь возможность на равных конкурировать с московскими компаниями, которые придут сюда вслед за своими московскими клиентами. «Дело в том, что современный клининг предполагает использование сложной уборочной техники и инструментов, а также специализированной химии. Для того, чтобы качественно обслуживать клиентов, нужно уметь правильно использовать весь этот инструментарий. И мы в начале апреля создали специальный учебный центр для клининговых компаний, где обучают менеджеров правильному использованию химикатов и новейшим технологиям в индустрии клининга. Теперь не надо тратиться на командировки в Москву, все необходимые знания можно получить на месте», – говорит Александр Тюменцев.
Эксперты отмечают, что в последнее время на рынке клининговых услуг начали появляться новые сегменты: кроме общих услуг по уборке офисных помещений и фасадов зданий, на рынок выходят компании, которые предлагают услуги клининга частным клиентам и производственным предприятиям. По мнению Александра Тюменцева, сейчас уборка в частном доме или квартире большой площади может вызвать затруднения у хозяина такого объекта: «Логичнее пригласить специализированную компанию, оговорить сроки уборки и получать эту услугу регулярно. Но пока что этот сегмент не сильно развит. Во-первых, в Ростове до сих пор большинство владельцев частных домов и квартир предпочитают следить за чистотой самостоятельно, а во-вторых, такие услуги пока что очень дороги для частных клиентов: ежемесячная уборка в частном доме может стоить от 5 до 15 тыс. руб., в зависимости от его площади».
Спрос на услуги промышленного клининга растет быстрее, чем на клининг для частных клиентов, отмечают эксперты. «Дело в том, что аварии в коммуникациях производственных предприятий могут привести к остановке технологических процессов и принести значительные убытки. Поэтому в последнее время число клиентов, предпочитающих проводить мероприятия по очистке канализации, отопления и вентиляции на промышленных объектах, растет», – говорит ЮРИЙ МУХИН, директор компании «АСТК».
Ростовские клининговые компании ожидают, что в ближайшее время на местный рынок выйдут крупные столичные клининговые компании. «В течение последних двух лет в Ростов пришли «Ронова Клининг» и «Чистая сила». Пока что они работают на определенных объектах, филиалах московских компаний. Но в скором времени они могут выйти на открытый рынок, предложив свои услуги всем желающим. И тогда местным игрокам нужно будет или подтягивать собственный сервис до московского уровня, или переходить под московские вывески, открывая здесь их представительства по франчайзингу, или объединяться, укрупняя свой бизнес», – считает Вячеслав Ковшарь.