эксперты Гайк Гулиянц директор ООО «Архитектурная мастерская Гулиянца Г.А.» Андрей Дойницын директор творческого объединения «Новая РАСА» Денис Зубков генеральный директор ГК «База» Георгий Иванов
эксперты
Гайк Гулиянц
директор ООО «Архитектурная мастерская Гулиянца Г.А.»
Андрей Дойницын
директор творческого объединения «Новая РАСА»
Денис Зубков
генеральный директор ГК «База»
Георгий Иванов
директор ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Иванова Г.Г.»
Вячеслав Козлов
руководитель архитектурно- дизайнерской мастерской «М1:1»
Анатолий Мосин
директор архитектурного бюро «Проект»
Сергей Павлоградский
архитектор
Александр Стадник
директор ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Стадника С.Б.»
Юрий Трухачев
председатель правления НКП НПО «Южно-Российский градостроительный центр»
Из чего складывается стоимость услуг дизайнеров и архитекторов?
Почему генплан Ростова разрабатывали питерцы?
Какие методы продвижения ростовские архитекторы считают эффективными?
Когда архитектурный рынок придет к саморегулированию?
Практически все собеседники «ДК» отмечают значительную разницу в механизмах функционирования, тенденциях развития дизайнерского и архитектурного направлений в Ростове. Некоторые эксперты и вовсе настаивают на том, что это два абсолютно разных рынка. По мнению директора творческого объединения «Новая РАСА» АНДРЕЯ ДОЙНИЦЫНА, архитектурное проектирование давно развито в городе, и на этом рынке сложился пул сильных и уважаемых игроков. А вот рынок интерьерного дизайна начал формироваться в Ростове буквально с середины 90-х годов, когда на подобную услугу появился устойчивый спрос со стороны частных заказчиков, обусловленный ростом благосостояния населения и модой на оригинальный интерьер. И рынок дизайна продолжает активно расти и формироваться, пополняясь рядами фрилансеров, основная масса которых — выпускники специализированных вузов.
Однако, по словам директора архитектурного бюро «Проект» АНАТОЛИЯ МОСИНА, архитектура в нашем городе тоже только в последние годы начала приобретать характерные черты бизнеса: появляются компании «с именем», которые не просто творят без оглядки на рыночные запросы, а выстраивают систему менеджмента, вводят управленческий учет, начинают анализировать рынок. Однако в Ростове пока таких компаний — единицы. В целом же, как полагают эксперты, сложившегося и зрелого рынка архитектурного проектирования в донской столице еще нет — он во многом до сих пор остается диким. Многие собеседники отметили, что этот конъюнктурный обзор «ДК» — первая попытка ростовской деловой прессы проанализировать текущее состояние и перспективы развития данных рынков.
Объемы рынка дизайнерских и архитектурных услуг эксперты затруднились назвать, объясняя это отсутствием каких-либо достоверных исследований, а также большой долей «серых» сделок, отследить которые крайне сложно. Как заметил один из собеседников «ДК», чем меньше объект, тем больше вероятности, что оплата осуществляется наличными, а, значит, без уплаты налогов. Особенно работа по-черному распространена в сфере дизайна частных интерьеров, где высок процент вольнонаемных дизайнеров.
И все же если учитывать общую площадь крупных объектов деловой (в том числе и торговой) недвижимости, которые будут построены в Ростове в ближайшие несколько лет (1 млн кв. м), среднюю инвестиционную себестоимость квадратного метра такого строительства ($1,7 тыс.) и примерную стоимость проектировочных услуг (3-5% от общей стоимости проекта), то, по подсчетам «ДК», потенциальная емкость этого рынка составляет порядка $50 млн.
Игроки ростовского рынка отмечают постоянный рост спроса на архитектурные и дизайнерские услуги. Он прямо пропорционален темпам роста рынка недвижимости. Причем, как замечает руководитель архитектурно-дизайнерской мастерской «М1:1» ВЯЧЕСЛАВ КОЗЛОВ, дизайн по темпам своего развития в Ростове сейчас значительно опережает архитектуру. Именно в этом сегменте наблюдается бурный рост количества игроков — в основном, за счет фрилансеров. «Количество дизайнеров и компаний, предоставляющих подобные услуги, растет буквально с каждым днем, — подчеркивает Андрей Дойницын. — Сейчас каждый год появляется огромное количест- во новоиспеченных специалистов: только Архитектурный институт в рамках ЮФО выпускает ежегодно около 120 человек. А еще есть пединститут, РГСУ. И все они востребованы рынком, хотя в течение года большая часть их отсеивается, остаются 10-15 стоящих специалистов».
Анатолий Мосин объясняет эту тенденцию растущим спросом и низкими входными барьерами на рынок дизайнерских услуг: «Для того чтобы работать с частным интерьером и небольшими коммерческими заказами, новичку не нужна лицензия, офис, отлаженная структура, специалисты смежных профессий. А переполненность рынка заказами пока позволяет всем иметь свой кусок хлеба, даже непрофессиональным игрокам. Поэтому рынок дизайна раздувается, как на дрожжах, при том, что в большинстве своем качество работ остается невысоким. Определить количество игроков очень сложно. Сейчас их может быть и тысяча». Некоторые собеседники поделились с «ДК» любопытным наблюдением: оказывается, ростовский дизайн интерьеров — это преимущественно женский дизайн. Дело в том, что большинство рядовых специалистов в этом секторе составляют именно женщины.
Основными потребителями дизайнерских услуг выступают частные заказчики — этому способствует бурное развитие ипотечного кредитования и рост благосостояния ростовчан, уставших от стандартного евроремонта в квартире. Андрей Дойницын отметил, что в последние два года наблюдается взрыв спроса на дизайн объектов общественного назначения — бутиков, ресторанов, отелей, салонов, торговых центров. «Торговцы в условиях ужесточающейся конкуренции осознали, что интересный дизайн и идея привлекают посетителей, — объясняет г-н Дойницын. — Мы надеялись, что развитие офисного строительства также спровоцирует спрос на офисный дизайн, но этого не произошло: пока все ограничивается типовыми решениями евроремонта».
В сегменте дизайна крупных корпоративных интерьеров и архитектурного проектирования такого темпа прироста новых компаний эксперты не наблюдают. Для успешной работы на этом рынке требуются более сложные механизмы организации рабочего процесса, владение высокими технологиями проектирования и более высокая степень ответственности. «Архитектурное проектирование — трудоемкий процесс, — говорит директор ООО «Архитектурная мастерская Гулиянца Г.А.» ГАЙК ГУЛИЯНЦ. — Можно, конечно, просто сделать картинку строения, а можно насытить его инженерией, сложными конструкциями, расчетами фундамента. Тогда в процессе участвуют конструкторы, электрики, инженеры, системные интеграторы и т. д. — в итоге понадобится порядка 30 специалистов».
В структуре спроса на архитектурное проектирование доминируют крупные заказчики и девелоперы. По мнению г-на Гулиянца, это связано с монополизацией многих сфер бизнеса, поглощением и вытеснение мелких компаний с наиболее привлекательных и перспективных рынков. «Очень заметно изменение обоймы архитекторов: в последние годы появилось немало молодых, закрепившихся на рынке, — сообщает Гайк Гулиянц. — Старые, именитые архитекторы обслуживают, в основном, крупных заказчиков, молодые же забирают рынок заказчиков из сегмента среднего бизнеса и застройщиков».
Эксперты считают, что сегодня на ростовском рынке дизайна и архитектуры можно выделить около 30 стабильно развивающихся и востребованных компаний. В числе лидеров чаще всего называют мастерские Гулиянца, Козлова, Иванова и Стадника, ГК «База», бюро «Проект», ТО «Новая РАСА», компании «Лаборатория 13», «Перспектива» и др.
Стоит отметить, что многие компании, продающие предметы интерьера, также открывают архитектурные студии. Однако, по словам собеседников «ДК», их услуги в основном ограничиваются декорированием интерьера, и серьезными конкурентами игроки рынка их не считают.
Говоря о рентабельности архитектурного и дизайнерского бизнеса, эксперты называют показатели от 10% до 35% и отмечают, что за последние несколько лет она изменилась в меньшую сторону. «Если раньше можно было говорить о рентабельности на уровне 30-35%, то сейчас это не больше 10-12%, — говорит генеральный директор ГК «База» ДЕНИС ЗУБКОВ. — Уменьшение этой цифры связано с тем, что в этом бизнесе существенно выросли затраты на лицензионное программное обеспечение, зарплаты сотрудникам и тому подобное, а цены на архитектурные и дизайнерские услуги на рынке изменились не сильно».
В сфере дизайна частных интерьеров практически все игроки придерживаются общих принципов ценообразования. По данным Вячеслава Козлова, цена дизайнерских услуг зависит от стоимости 1 кв. м. И если студенты и новички берут от 300 руб. за кв. м, то именитые игроки — от 1000 до 1500 руб. за кв. м. А поскольку по трудозатратам и по времени фактически нет разницы между разработкой дизайна двухкомнатной и четырехкомнатной квартир (кстати, именно по этой причине серьезные мастерские неохотно берутся за подобные заказы), чаще всего дизайнеры с именем за разработку интерьера жилого помещения площадью до 100 кв. м устанавливают фиксированную цену — 100 тыс. руб. Авторский надзор может обойтись в сумму от 10 тыс. руб. в месяц. По рассказам экспертов, при средней загруженности мастерской дизайн интерьера разрабатывается за 1 месяц, а его реализация растягивается на 5-6 месяцев, а некоторых случаях до года. Г-н Козлов признается, что изготовление интерьера торгового или иного коммерческого объекта по времени оказывается менее затратным, нежели выполнение частного заказа.
Как оказалось, у ростовских игроков архитектурного рынка нет единой политики ценообразования — каждый вырабатывает ее самостоятельно, исходя из своего видения бизнеса. По словам г-на Зубкова, существует три основных способа ценообразования: от квадратного метра, от затрат плюс норма рентабельности и от сборника цен на проектные работы. В ГК «База» цены на услуги формируются по второму принципу. Гайк Гулиянц отметил, что зачастую в формировании цены на архитектурные услуги используется другой принцип — процент от стоимости строительства проектируемого объекта. В основном это не более 3-5%. «Единой общепринятой системы ценообразования нет, но существует некая среднерыночная стоимость квадратного метра, на которую все и ориентируются, — заявляет г-н Мосин. — Мы формируем цену на основе себестоимости наших услуг с учетом специфики заказа и рыночных цен».
Как рассказал «ДК» архитектор СЕРГЕЙ ПАВЛОГРАДСКИЙ, основными ценообразующими факторами на рынке выступают трудозатраты на выполнение того или иного вида работ, раскрученный за многие годы бренд фирмы, который является своего рода гарантией качества и затраты на согласовательный процесс. На цену также, по рассказам экспертов, влияют задание заказчика (суть сложности объекта, его месторасположение), затраты на специалистов (заработная плата), сроки, прибыль компании, накладные расходы. Ограничивающими факторами здесь являются возможности заказчика, а также среднерыночная цена: на рынке немало демпингующих игроков с низкой квалификацией, которые оттягивают на себя часть клиентов.
Помимо демпинга собеседники «ДК» называют еще одну проблему в ценообразовании на этом рынке — излишнее стремление заказчиков к экономии. «Заказчики стараются экономить на начальных стадиях строительства — то есть на проектировании — работе архитектора. Зачастую доходит до того, что, стремясь снизить затраты, крупные строительные компании создают в своей структуре проект- ные группы, — говорит директор ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Иванова Г.Г.» ГЕОРГИЙ ИВАНОВ. — У нас в стране пока нет закона, который бы запрещал демпинговую политику в столь ответственной деятельности как архитектурное проектирование. Ведь это все выливается в нерадостную градостроительную среду нашего города, которая и формирует- ся инвестициями заказчика и творческими достижениями архитектора. Но настоя- щую, творческую работу воспринимает не каждый заказчик».
Большинство экспертов считают, что местные архитектурные и дизайнерские бюро еще не вступили в стадию жесткой конкурентной борьбы — пока заказов хватает всем. «Ростовских архитекторов и дизайнеров я бы назвал не конкурентами, а, скорее, коллегами — на рынке сейчас огромный спрос на эти услуги, — поясняет г-н Дойницын. — Дай Бог нам справиться со своими заказами, так зачем отбирать чужие?»
А вот в оценке последствий прихода в Ростов московских и иностранных игроков архитектурного рынка собеседники «ДК» оказались уже не столь единодушны. «В дизайне конкуренции со стороны столичных компаний и дизайнеров нет! — уверен Вячеслав Козлов. — Почему же тогда нас приглашают в столицу?» Андрей Дойницын согласен с коллегой: «Это рынок услуг, и, по-моему, вряд ли столичные компании смогут составить региональным серьёзную конкуренцию, немаловажную роль здесь играет огромное расстояние между нашими городами., которое затрудняет регулярный авторский контроль проекта. К тому же уровень цен в Москве выше, и не всякий местный заказчик готов эту цену заплатить. Да и большинство лидеров ростовского рынка востребованы, как ни странно, именно в столице».
Однако не все эксперты настроены столь оптимистично. Г-н Мосин, например, отмечает, что некоторые заказчики по разным причинам обращаются за разработкой крупных проектов в московские и иностранные компании. Зачастую это следствие малой осведомленности о возможностях местных архитектурных компаний, их слабой раскрученности. Местные застройщики и девелоперы уверены в превосходстве профессионализма столичных или европейских проектировщиков. Ростовские инвесторы предпочитают иностранных проектировщиков еще по одной причине: если в бизнес-плане звучит громкое архитектурное имя, под такой проект инвестиции получить гораздо проще.
По мнению экспертов, ведущие ростовские архитекторы по качеству работы и уровню профессионализма ни в чем не уступают москвичам. «Слабость местных игроков кроется в другом, — поясняет г-н Мосин, — в городе лишь единицы архитектурных организаций способны обеспечить не только качество архитектурной идеи, но и ее воплощение, а также достойный менеджмент на всех стадиях ведения проекта. Заказчику часто попросту не удобно работать с нашими компаниями. Осознав это, мы давно перешли к комплексной работе с заказчиком и стремимся стать компанией, которая осуществляет архитектурный инжиниринг, консультирование заказчиков, не просто разработку проекта, но и концепцию его развития».
Другой крупный игрок, «База», пошел по пути создания группы компаний, которая могла бы комплексно обеспечивать запросы клиента. «Мы предлагаем комплекс услуг: разработку концепции, дизайн, проек- тирование, строительство, согласование, фирменный стиль, — рассказывает Денис Зубков. — У нас в компании существует понятие «ключевой клиент». Специально для них мы применяем сложные системы стимулирования: открытые принципы ценообразования, быстрое реагирование, бесплатные консультационные услуги — все это делает нашего клиента партнером. В этом мы видим залог долгосрочного сотруд- ничества».
Примечательно, что ведущие местные архитекторы, противостоя наступлению иногородних конкурентов, сами проводят экспансию в другие регионы вместе со своими ростовскими заказчиками, развивающими ритейловые сети.
Но есть сферы архитектурного рынка, в которых ростовчане пока ничего не могут противопоставить московскому опыту. «В Ростове существует потребность в кадрах, занимающихся градостроительством, поэтому в этой области доминируют столичные специалисты, — говорит председатель правления НКП НПО «Южно-Российский градостроительный центр» ЮРИЙ ТРУХАЧЕВ. — Например, генплан строительства Ростова был разработан питерцами. Конечно, конкуренцией это назвать трудно — у нас нет такого количества специалистов, которые бы осилили весь требуемый объем работ. Но задача как раз и состоит в том, чтобы создать местные кадры, т. к. те же столичные специалисты мало разбираются в региональной специфике».
Анализируя существующую сегментацию рынка архитектуры и дизайна, эксперты отмечают, что пока в Ростове довольно мало компаний, которые специализировались бы на узких направлениях. И все же крупные фирмы стараются уходить от универсальности и концентрироваться на определенных сегментах. «Путь специализации кажется нам наиболее перспективным в сложившихся условиях, — утверждает Денис Зубков. — Мы работаем в жестко очерченном сегменте: объекты коммерческой недвижимости. Наша специализация позволяет удерживать свои позиции достаточно легко, расширяя спектр возможностей для клиентов».
Как рассказал «ДК» Анатолий Мосин, его компания, активно осваивая сегмент торговой и офисной недвижимости, пришла к идее бизнес-альянса с производителем и установщиком дизайнерской мебели и торгового оборудования — фирмой «Альтерна». Компании работают по кросс-маркетинговой схеме. «Мы выстроили с «Альтерной» совместную цепочку в работе, — поясняет г-н Мосин. — В итоге мы в два раза сократили время, которое проходит с момента обращения к нам заказчика до получения им сметы. Раньше от заключения договора до утверждения эскизного проекта проходил месяц, а потом еще один месяц компания-поставщик торгового оборудования его согласовывала и переделывала. Теперь наш заказчик сразу получает окончательный проект со сметой, а также перечень и образцы материалов, и техническую базу, готовую к производству торгового оборудования под наш проект».
Лишь немногие игроки признают, что в продвижении своих услуг и привлечении новых клиентов они используют прямую рекламу. «Одна из особенностей нашего рынка выражается в том, что прямая реклама практически не работает, — замечает директор ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Стадника С.Б.» АЛЕКСАНДР СТАДНИК. — Самая лучшая реклама здесь — результаты построек. Большинство заказчиков работает по проверенным и отлаженным связям. Это же касается и москвичей».
«Мы не рекламируем себя. Это связано с тем, что в свое время мы активно давали рекламу во многих журналах, а нам потом звонили с предложениями о работе над двухкомнатными квартирами, — приводит пример г-н Козлов. — Наши услуги штучны, и нам не нужен поток потенциаль- ных клиентов. Оптимальным каналом распространения информации о нас выступают рекомендации людей, так называемое «сарафанное радио»».
Большинство экспертов согласны с тем, что лучшей рекламной архитектора становятся его успешно реализованные проекты. Однако при этом надо учитывать идею проекта, так как окончательный результат зависит еще и от подрядчиков. И собеседники «ДК» отмечают, что, к сожалению, чаще всего строители грубо искажают первоначальную идею и задумку архитектора.
Эксперты полагают, что в ближайшие годы сектор жилой недвижимости будет оставаться наиболее активным потребителем услуг дизайна и проектирования. По мнению Андрея Дойницына, ситуация в сегменте офисного дизайна все же должна измениться: рано или поздно ростовские компании захотят, чтобы их лицо было узнаваемо — возникнет потребность в индивидуализации офисного пространства, и тогда в этом сегменте услуги дизайнера будут востребованы.
По мнению г-на Гулиянца, ощутимого увеличения спроса на рынке можно ожидать только после того, как маятник качнется от централизации, укрупнения и доминирования крупного госмонополизированного бизнеса к расцвету малого и среднего бизнеса, к уменьшению роли государства, — именно тогда стоит ожидать нового всплеска в развитии рынка.
Рассуждая о перспективах рынка архитектуры и дизайна, игроки обращают внимание на сложности с законодательным регулированием этой деятельности, которые требуют решения в ближайшее время. «Вопрос о саморегулировании архитектурного рынка на сегодняшний день остается открытым, — заявляет Юрий Трухачев. — Государство уже несколько лет пытается снять с себя ряд не свойст- венных ему функций — аттестацию архитекторов, подтверждение разрешения на строительство, выдачу сертификационных документов проектировщикам. Это должны делать не чиновники, как сейчас, а специалисты из той же среды. Но нынешняя Госдума отложила обсуждение этого законопроекта на следующий год. Также в этом законопроекте будет поставлен вопрос об обязательном страховании профессиональной деятельности архитектора, которое сможет защитить потребителя от некачественных услуг».
детали
5 основных типов игроков на рынке архитектуры и дизайна
1 Крупные архитектурные фирмы — занимаются только большими коммерческими объектами, оказывают полный цикл услуг. Аналог — проектный институт.
2 Средние архитектурные компании — специализируются, в основном, на архитектуре средних и малых объектов.
3 Мастерская архитектора-одиночки.
4 Интерьерная компания: зачастую стыкуется со смежным бизнесом (к примеру, производитель мебели и архитектурная студия при нем).
5 Фрилансер-дизайнер — специализируется на частном жилье и заказах малого бизнеса.