Меню

Обзор: Дилеры грузовых автомобилей и спецтехники

Алексей Бурашников директор ростовского филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование» Роман Дмитриенко гендиректор ГК «Транс Абсолют» Алексей Жидков директор транспортно-экспедиционной компании «Энерг

В прошлом году местный рынок продаж грузовых автомобилей и спецтехники продолжил стабильно расти. Эксперты отмечают, что его объемы увеличились во многом за счет высокого спроса и наплыва на рынок дешевой китайской техники. Повышение спроса на грузовые автомобили и спецтехнику стало следствием ряда причин: основные — увеличение объемов строительства в Ростове и области, а также близость местного рынка к начавшимся сочинским стройкам. эксперты

Алексей Бурашников
директор ростовского филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование»
Роман Дмитриенко
гендиректор ГК «Транс Абсолют»
Алексей Жидков
директор транспортно-экспедиционной компании «Энергия»
Александр Котенко
главный специалист по продажам грузовой техники ГК «Росавтохолдинг»
Ольга Ключникова
замдиректора по страхованию Ростовского филиала «Росгосстраха»
Дарья Кириченко
руководитель отдела маркетинга компании «Темп Авто»
Марина Лиходед
специалист по продажам ООО «ГРУЗОМОБИЛЬ-Ростов»
Александр Михайлов
директор ГК «РОСКРАН»
Александр Маркин
директор ООО «МарС»
Николай Сидоров
начальник отдела продаж «РБА-Ростов»
Дмитрий Фомичев
директор ЗАО «Лизинговая компания «Медведь»
Алексей Швец
директор ростовского филиала ООО «Глобус-Лизинг»
Алексей Шиндер
директор филиала ООО «РЕСО-Лизинг» в г. Ростов-на-Дону

Какие марки грузовиков и спецтехники стали лидерами продаж в Ростове?
Сколько стоит хороший грузовик?
Почему ростовские компании стали активнее страховать спецтехнику?
Активной экспансии китайской грузовой и спецтехники на ростовский рынок в 2007 году нельзя было не заметить. При том что в таможенной статистике «китайцы» появились всего год назад, по данным Volvo Trucks, продукция из Поднебесной сразу заняла 10% донского рынка.

Спрос на китайскую продукцию собеседники «ДК» объясняют просто: «Как это ни парадоксально, но так же как игрушки или одежду из Китая, грузовики покупают по той же простой причине — их дешевизне», — убежден РОМАН ДМИТРиЕНКО, гендиректор ГК «Транс Абсолют» (официальный дилер Skania).

«Европейцы» укрепили свои позиции на ростовском рынке

Согласно данным Ростовстата, в 2007 году автомобильными транспортными компаниями в Ростове и области было перевезено 12,149 млн т грузов, что на 5,9% больше, чем в 2006 году. Рентабельность бизнеса игроки оценивают в 10–13%. Опрошенные «ДК» эксперты полагают, что поставками грузовиков и спецтехники сегодня в донском регионе занимается около 40 компаний. Крупнейшими игроками эксперты «ДК» считают «РусБизнесАвто» (официальный дилер грузовой автотехники МАЗ, КамАЗ, ЯМЗ, ММЗ), «Транс Абсолют» (официальный дилер Skania), «Дон Моторз» (официальный дилер Volvo, Land Rover и Jaguar), «Темп Авто».

В 2007 году в Ростов пришло пять новых игроков, в числе которых филиалы крупных федеральных компаний «ВостокТехноГрупп» и Санкт-Петербургской корпорации «Грузомобиль» ООО «Грузомобиль-Ростов». Филиал начал свою работу в сентябре 2007 года, реализуя легкий коммерческий транспорт, большегрузные машины и спецтехнику. С появлением на ростовском рынке компании Truck Center, заявившей о строительстве в 2008 году в Азовском районе центра по продаже и сервису грузовиков MAN, Renault и Iveco, практически все марки европейской грузовой техники будут представлены в Ростове официаль- ными дилерами.

Что касается отечественных моделей грузовиков, то на сегодняшний день в нашем городе представлен весь модельный ряд, существующий на федеральном рынке: ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, КРАЗ и др. «Также в Ростове продаются американские тягачи и более десяти марок производителей из КНР», — рассказал АЛЕКСАНДР КОТЕНКО, главный специалист по продажам грузовой техники ГК «Росавтохолдинг». По словам АЛЕКСАНДРА МАРКИНА, директора ООО «МарС», это такие марки, как SHAANXI,BEIFANG BENCHI, DONFENG, FAW, CAMC, HOWO, HANIA.

Спецтехника на местном рынке тоже представлена множеством зарубежных производителей. «В Ростове сегодня продаются башенные краны импортного производства: Potain (Франция), Terex-Comedil (Италия), Zoomlion (Китай), Jaso (Испания)», — рассказал АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ, директор ГК «РОСКРАН». — По нашим данным, лидером продаж в 2007 году стала модель Zoomlion TC 5518A».

Как отмечают эксперты, конкуренция между дилерами за клиентов достаточно высока. «Проявляется она как в ценовой политике, сроках поставки, так и в условиях сервисного обслуживания и наличия запасных частей», — замечает Александр Маркин. В конкурентной борьбе большинство игроков ищут наиболее эффективные способы продвижения своих услуг. «Спецтехника — специфичный товар, в прямой рекламе вряд ли нуждающийся. Здесь важно участие в тендерах, отношения с предприятиями-заказчиками, тематические выставки отраслей-потребителей», — убеждена руководитель отдела маркетинга компании «ТЕМП АВТО» Дарья Кириченко. В ГК «Росавтохолдинг» делают акцент на адресном обзвоне потенциальных клиентов, размещают рекламу в тематических и специализированных изданиях, таких как «Торговый дом», «Строительный вестник юга России», а также активно используют для продвижения ресурсы всемирной сети интернет.

Ростовские компании предпочитают «бэушные» грузовики

Александр Котенко полагает, что в сегменте тяжелой техники лидируют по-прежнему КАМАЗы: «Клиенты по-прежнему ценят ремонтопригодность. Китайская техника тоже активно покупается, но тормозит ее продажу слабая сервисная база: профессионалов, способных ее обслуживать, не хватает». По наблюдениям специалиста по продажам легких коммерческих грузовиков ООО «ГРУЗОМОБИЛЬ-Ростов» Марины Лиходед, лидерами продаж среди легких грузовиков в прошлом году и в начале этого года стали такие марки как YUEJIN, FAW, BAW, Foton. Эти автомобили, по мнению экспертов, привлекательны по нескольким параметрам: они маневренные, оснащены ГУР, турбированным дизельным двигателем, интеркулером, отопителями салона.

Собеседники «ДК» говорят, что новые грузовики в Ростове приобретают значительно реже «бэушных». По наблюдениям АЛЕКСЕЯ ЖИДКОВА, директора транспортно-экспедиционной компании «Энергия», около 70% подвижного состава транспортных компаний Ростова — автомобили старше 10 лет. «Большегрузные автомобили до 1996 года выпуска, в зависимости от состояния, могут стоить от 650 до 900 тыс. руб. Годы выпуска с 1996 по 2000 — от 1 млн руб. до 1,7 млн руб. Тут многое зависит от состояния автомобиля», — говорит г-н Жидков.

По словам директора филиала ООО «РЕСО-Лизинг» в г. Ростов-на-Дону Алексея Шиндера, наиболее активными покупателями грузовиков и спецтехники на сегодняшний день являются строительные и транспортные компании. Затем — сельскохозяйственные предприя- тия и сектор ЖКХ.

По оценкам экспертов, доля лизинговых операций в общем объеме продаж рынка грузовых автомобилей и спецтехники составляет в среднем не менее 70%. Однако, к примеру, в ООО «ГРУЗОМОБИЛЬ-Ростов» до 90% клиентов, приобретающих большегрузную технику, пользуются финансовой арендой. Марина Лиходед объясняет столь высокий процент тем, что при компании работает дочерняя лизинговая компания ООО «АВТОЛИЗИНГ». Представители рынка лизинга, не специализирующиеся только на этом виде транспорта, в свою очередь, отмечают, что грузовая и специальная техника в объеме их продаж занимает от 30% до 55%. По словам Алексея Шиндера, в его компании на грузовики приходится около 35%, в ЗАО «Лизинговая компания «Медведь» — на 20% больше. Говоря о стоимости техники, АЛЕКСЕЙ ШВЕЦ, директор ростовского филиала ООО «Глобус-Лизинг» отметил, что зарубежные грузовики и спецтехника могут превышать цену отечественных аналогов в 1,5–3 раза. Например, самосвал 20-тонный КАМАЗ 6х4 стоит около 2,2 млн руб., а аналогичный ему MAN — более 4 млн руб.

Эксперты отмечают, что растет объем страхования грузовиков и спецтехники, работающей в Ростове. «Основным побуждающим фактором здесь выступают условия, при которых осуществляются операции залога и лизинга. Банки и лизинговые компании не хотят рисковать и используют механизмы страхования, предназначенные именно для таких сделок», — поясняет АЛЕКСЕЙ БУРАШНИКОВ, директор филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование». Замдиректора по страхованию ростовского филиала Росгосстраха ОЛЬГА КЛЮЧНИКОВА считает, что страховать спецтехнику и грузовые авто необходимо хотя бы потому, что они, как и легковые транспортные средства, подвержены риску ДТП, угона, пожара. «В Ростове уже есть пример угона строительного крана. Эти транспортные средства страхуются по правилам добровольного автострахования (КАСКО). Размер тарифа зависит от индивидуальных характеристик транспортного средства», - говорит эксперт.

«Китайцы» и «американцы» завоевывают рынок

По оценкам директора ООО «МарС», на сегодняшний день «китайцы» в Ростове заняли около 40% рынка. «КНР выпускает грузовики по технологии и лицензии европейских производителей, но продает их по гораздо более низкой цене. Одновременно, грузоподъемность таких машин выше, чем у отечественных аналогов», — считает Александр Маркин. Начальник отдела продаж «РБА-Ростов» Николай Сидоров объясняет успех китайцев на ростовском рынке существующим сегодня дефицитом предложения: «Очередь на отечественные тяжелые грузовики (от 5 т) сейчас — от 1 до 3 месяцев, новые иномарки также в дефиците, а найти приемлемый вариант б/у автомобиля из Европы менее чем за 3–4 месяца очень сложно. Именно в этот момент на рынке появилась продукция из КНР, привлекательная по соотношению цена-качество».

Дарья Кириченко отмечает: «Китайцы успешно завоевывают рынок легковых автомобилей, почему бы им не побороться и за рынок спецтехники. Однако пока, по оценкам экспертов нашей компании, качество китайской техники оставляет желать лучшего».

Экспансия «китайцев», приход новых «европейцев» лишний раз подчеркивает основной тренд на местном рынке грузовой и специализированной техники в 2007 году — увеличение доли продаж иностранных марок. Однако, учитывая длительный срок службы подобного транспорта, пока значительная доля автопарков ростовских предприятий укомплектована продукцией России и СНГ. Алексей Жидков подчеркивает, что сегодня большинство ростовских компаний, занимающихся грузоперевозками, определяясь с вариантом приобретения (покупка, оформление в лизинг или в кредит) новой машины, отечественные грузовики уже практически не рассматривает. «Единственное более-менее привлекательное предложение — наш «СуперМАЗ», который может конкурировать с иностранными марками на этом рынке. Однако все равно большинство компаний стремится покупать зарубежные машины», — констатирует г-н. Жидков. Роман Дмитриенко уверен: зарубежные марки — это качество, сервис и продолжительность эксплуатации. «К нам заходят в ремонт машины, которым и по 20 лет. Причем, после ремонта они еще довольно долго могут ездить».

Собеседники «ДК» также отметили существенный рост продаж американской грузовой техники, которая совсем недавно появилась на местном рынке. Алексей Жидков объясняет это тем, что грузовики из США продаются ниже европейской по стоимости при достаточно высоком уровне качества. «Я уверен, что при таком спросе со временем и с запчастями проблем не будет и обслуживание их поднимется до уровня «европейцев», — говорит эксперт. Александр Котенко добавляет, что американская техника отличается надежностью и простотой в обращении: «В них минимум электроники, следовательно, тому кто их ремонтирует, проще в них разобраться», — полагает г-н Котенко. Дарья Кириченко все же полагает, что, несмотря на все плюсы импортной техники, большинство клиентов не могут себе позволить дорогостоящие технику и сервисное обслуживание, а также долгое ожидание оригинальных запчастей. Да и крупнейшие концерны в России начинают активно осваивать мировые стандарты работы, чтобы успешно конкурировать с зарубежными производителями.

Компании готовятся к обслуживанию сочинских клиентов

Собеседники «ДК» сошлись во мнении, что за растущими поставками грузовой техники не успевает бизнес по ее техническому обслуживанию. «Поскольку объемы продаж очень высоки, донские сервисные станции попросту не в состоя- нии быстро и качественно обслужить имеющуюся в эксплуатации технику», — говорит Николай Сидоров. С ним соглашается и Александр Маркин, который добавляет к дефициту сервисных станций нехватку хороших специалистов в этой области.

Причем наиболее острая нехватка предложения наблюдается именно в сегменте сервисных станций с высоким уровнем обслуживания, обладающих современным оборудованием, большой ремонтной зоной, необходимыми лицензиями и сертификатами заводов-производителей. Однако игроки считают, что ситуация уже меняется: «Уже сегодня в Ростове ведется активное строительство нескольких действительно качественных станций технического обслуживания», — рассказал Николай Сидоров. Говоря о перспективах развития рынка коммерческого транспорта, собеседники «ДК» единодушно отмечают высокий потенциал рынка грузовиков и спецтехники и ожидают его дальнейшего роста и развития. «Безусловно, изменится отечественный автопром, окрепнет китайский и утвердится европейский. Наши производители увеличат модельный ряд, улучшат дизайн, повысят грузоподъемность и качество, увеличат срок гарантийного обслуживания», — считает Александр Маркин.

Николай Сидоров убежден, что увеличится число игроков, заботящихся о предоставлении своим клиентам полного набора услуг — от сервиса до поставки запчастей. По мнению эксперта, это обусловлено ростом дорожного строительства, активным строительство жилья, развитием внутриобластных и междугородних грузовых и пассажирских перевозок.

Большие надежды эксперты связывают с предстоящей Олимпиадой. Дмитрий Фомичев говорит, что зимние олимпийские игры в Сочи потребуют колоссальных инвестиционных вливаний в развитие инфраструктуры края, которое невозможно создать без использования строительных мощностей.

Также одним немаловажным фактором развития лизинга спецтехники, по мнению директора компании «Глобус лизинг», является существенный износ парка такой техники в России. Согласно данным Национального Агентства Промышленной Информации более 80% парка грузовых автомобилей составляют машины старше 5-ти лет, что дает основание говорить об огромном потенциале продаж на этом рынке. Развитию рынка будет способствовать расширение финансовых инструментов приобретения техники, в частности лизинга. «Рынок лизинга продолжит расти быст- рыми темпами, поскольку потребности экономики растут, а доля лизинга в общих инвестициях предприятий России пока достаточно мала», — добавил Алексей Швец.