По оценкам ведущих тренинговых компаний, сегодня оборот рынка бизнес-образования Ростова составляет порядка 40 млн руб. Директор компании «Human Factors Юг» МАРИЯ ОСТРОВСКАЯ считает, что рост рын
Максим Горбачев
независимый тренер-консультант
Николай Димитриади
учредитель компании «Тренинг-центр»
Михаил Жванко
коммерческий директор «Галактика-Юг»
Александр Костин
директор учебно-тренинговой компании «Аякс»
Гарник Кочарян
консультант-партнер консалтинговой группы «Ключевой фактор»
Елена Новикова
Руководитель отдела развития обучения ГК «Южная софтверная компания»
Мария Островская
директор «Human Factors Юг»
Ирина Штефан
директор регионального представительства НОУ «УГ Знание-Центр»
Ирина Юнда
менеджер по маркетингу компании «Центр развития бизнеса [А]5»
Какие тренинги наиболее востребованы среди донских компаний?
Как бизнес-тренеры планируют выживать в условиях кризиса?
По оценкам ведущих тренинговых компаний, сегодня оборот рынка бизнес-образования Ростова составляет порядка 40 млн руб. Директор компании «Human Factors Юг» МАРИЯ ОСТРОВСКАЯ считает, что рост рынка бизнес-образования в Ростове составил порядка 40% (в прошлом году некоторые игроки рынка говорили о динамике в 60%). Оценки других экспертов скромнее: «Порядка 40% — динамика прироста рынка бизнес-образования в России, — полагает менеджер по маркетингу компании «Центр развития бизнеса [А]5» ИРИНА ЮНДА. — Говорить о подобном росте в рамках нашего региона сложно, особенно, учитывая, что по оценкам специалистов, темпы роста по сравнению с предыдущими годами несколько снизились».
Эксперты говорят об огромной потенциальной емкости отечественного рынка бизнес-образования: по данным собеседников «ДК», если в Европе ежегодно на обучение одного своего сотрудника компании тратят порядка $80, то в России — всего около $1,5.
Согласно данным маркетинговых исследований компании «Центр развития бизнеса [А]5», проводившихся в июле текущего года, в Ростове работает не более 40 провайдеров тренинговых услуг, включая фрилансеров. Эксперты отмечают, что за последний год новых игроков, оказывающих услуги бизнес-образования в Ростове не появилось (в отличие от 2007 г., когда на ростовский рынок вышли две иностранные компании — Human Factors и «Мэйстрим»). Однако стоит отметить, что некоторые ростовские компании, работающие в смежных отраслях (рекрутинг, консалтинг, маркетинг), в этом году начали развивать направления краткосрочного обучения на своей базе. Как отмечают собеседники «ДК», часть игроков свернули свою деятельность в южной столице: это такие компании, как «АПР», бизнес-школа «Эксперт» (подразделение московской компании) и др. По словам экс-руководителя ростовского филиала бизнес-школы «Эксперт», ныне коммерческого директора компании «Галактика-Юг» МИХАИЛА ЖВАНКО, причиной ухода с ростовского рынка бизнес-образования «Эксперта», который несколько лет подряд занимал ведущие позиции в рэнкингах ТОП-листа «ДК», послужили довольно низкие темпы развития спроса на услуги. «Ростовский рынок не подготовлен ко многим образовательным продуктам, — отметил он. — И его емкость невелика, что тормозит развитие игроков, поэтому москвичам он стал не интересен с точки зрения финансового результата».
Эксперты говорят и о том, что за прошедший год произошел отсев многих мелких игроков. По словам Ирины Юнды, за период с июля 2007 г. по июнь 2008 г. порядка 20% компаний, оказывающих услуги бизнес-образования в Ростове, прекратили свою деятельность. Учредитель компании «Тренинг-центр» НИКОЛАЙ ДИМИТРИАДИ предполагает, что, в основном, с рынка ушли совсем мелкие игроки, пытавшиеся «приземлить психологические тренинги на бизнес-почву» и так и не сумевшие найти специализацию и стабильный спрос на свои услуги.
Ростовский рынок бизнес-образования остается крайне закрытым и непрозрачным, говорят эксперты. Объективных критериев оценки доли рынка той или иной компании не могут назвать даже сами игроки. По мнению собеседников «ДК», лидерами в секторе долгосрочного образования остаются центры переподготовки и дополнительного профобразования при крупных вузах: Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ, Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, отделение повышения квалификации и переподготовки кадров при РГЭУ «РИНХ». Заметными федеральными игроками на местном рынке эксперты называют «Ростов-ЛИНК» и «Русскую Школу Управления».
Что касается лидеров в секторе наиболее активно развивающегося в Ростове краткосрочного обучения, то опрошенные «ДК» участники рынка предложили выделять их в рамках направлений. Так, в сегменте обучения аудиторов и финансистов собеседники отметили АКГ «Гудвилл»; тренингов личностного роста — «Аякс»; развития управленческих навыков и системы мотивации персонала — «Ключевой фактор», командообразования — «Центр развития бизнеса [А]5». По мнению руководителя отдела развития обучения ГК «Южная софтверная компания» ЕЛЕНЫ НОВИКОВОЙ, серьезных игроков, имеющих своих внутренних тренеров, в Ростове наберется не более четырех-пяти. «Остальные зачастую предлагают психологические тренинги, лишь частично «привязанные» к деловой деятельности, — считает она. — Вряд ли можно причислить к бизнес-образованию программы типа «Как улучшить личную жизнь, из-за которой «не клеится» на работе».
Тренер-консультант МАКСИМ ГОРБАЧЕВ считает, что одной из тенденций последних лет стало резкое снижение спроса на тренинги продаж в открытом формате. Елена Новикова согласна с предыдущим экспертом и также отмечает значительное увеличение количества корпоративных тренингов за последний год. Впрочем, по ее словам, доход от корпоративных и открытых тренингов примерно одинаков.
В портфеле услуг ростовских центров бизнес-образования также произошли значительные изменения. Исследования компании «[А]5» показали, что доля тренингов по продажам в портфеле услуг игроков незначительно снизилась — на 4%. В то время как доля красткосрочных образовательных продуктов по развитию организационных навыков выросла на 5%. «При этом вполне возможно, что абсолютные показатели реализации тренинговых программ по навыкам продаж выросли», — замечает Ирина Юнда. Мария Островская считает, что доля тренингов по продажам снизилась в результате роста общего спроса на другие тренинговые программы. «Если раньше во многих компаниях тренинги продаж составляли 100% заказов, то в текущем году из-за роста спроса на обучение самых разных категорий персонала и на другие программы, создалась видимость того, что тренинги продаж сдают позиции».
Большинство опрошенных экспертов уверены, что тренинги продаж остаются наиболее востребованным образовательным продуктом. В текущем году были актуальны как базовые тренинги продаж, так и более продвинутые курсы. Г-жа Островская отмечает рост востребованности тренингов по конкретным продуктам. «Клиенты хотят учиться продавать свой товар или услугу. Им не интересны абстрактные курсы про стандартные этапы продаж, которые пользовались популярностью раньше. Наверное, этим и объясняется уход с ростовского рынка ряда игроков, которые не смогли предложить своим клиентам индивидуальный подход», — говорит она.
По мнению Елены Новиковой, поскольку 90% компаний в ЮФО занимаются торговой деятельностью, тренинги продаж будут актуальны всегда. При этом она отметила, что требования к этому продукту будут продолжать расти. Поэтому центрам бизнес-образования необходимо совершенствовать эту услугу и предлагать как можно больше тренеров-практиков в данной сфере.
По словам директора учебно-тренинговой компании «Аякс» АЛЕКСАНДРА КОСТИНА, в ближайшие годы не потеряют своей актуальности тренинговые программы по управленческим навыкам, командообразованию и продажам. С ним согласны и другие эксперты, которые полагают, что также будут пользоваться спросом и тренинги по тайм-менеджменту.
По мнению Максима Горбачева, рост спроса на бизнес-образование в последний год был связан с ужесточением конкуренции на многих рынках и ростом понимания руководителями небольших и средних компаний значимости обучения персонала для повышения эффективности бизнеса. «Также спрос на бизнес-образование подстегнули «гонка зарплат» и увеличение фонда оплаты труда в компаниях, — считает он, — когда увеличение стоимости сотрудников требует повышения их результативности». Директор регионального представительства НОУ «УГ Знание-Центр» ИРИНА ШТЕФАН добавляет, что спрос на услуги бизнес-образования в последние годы достаточно устойчив. «Интерес к обучающим программам вызван прежде всего требованиями самого рынка труда: все больше работодателей стремятся взять в свою команду сотрудников с дополнительным бизнес-образованием», — говорит она. По мнению Марии Островской, одним из факторов роста спроса стало то, что компании начали получать первые ощутимые положительные результаты от системного обучения персонала.
В числе характерных особенностей структуры спроса в этом году эксперты выделяют рост количества заказчиков в сфере малого и среднего бизнеса — так называемых «продвинутых пользователей» подобных услуг. «Клиенты, которые уже имеют опыт проведения бизнес-обучения у себя в компании, теперь хотят не просто провести общий тренинг продаж для абстрактного «повышения объема реализации», а ставят перед тренерами более узкие и конкретные цели», — приводит пример Максим Горбачев.
Запросы клиентов, как считают игроки рынка, стали более осмысленными. По словам Николая Димитриади, случаев, когда потенциальный клиент запрашивает тренинги по тайм-менеджменту, подразумевая программы по управленческим навыкам и маркетингу, становится все меньше. Елена Новикова полагает, что эта тенденция связана не только с общим повышением осведомленности клиентов о специфике услуг в сфере бизнес-образования, но и с развитием внутрикорпоративных центров обучения. «С компаниями, которые практикуют внутреннее обучение, работать намного проще. Им не нужно объяснять каких-то базовых вещей, они сами ведут диагностику персонала и знают свои потребности. В итоге, все реже мы сталкиваемся с такими запросами: «Мы хотим заказать тренинг командообразования, потому что наши менеджеры продаж, совершая сделки, часто ссорятся друг с другом», в то время как проблема, на самом деле, в неправильной системе мотивации персонала», — отметила г-жа Новикова.
По словам Ирины Юнды, стоимость корпоративных и открытых тренингов в Ростове растет с каждым годом, хотя до столичного уровня ещё далеко. «Это обусловлено платежеспособностью потенциальных потребителей. Впрочем, ростовские компании пока не готовы платить $2 тыс. за 2 тренинг-дня с человека, — говорит она. — Ростовские тренеры вынуждены предлагать преимущественно тренинги в сверхдешевом и дешевом сегментах, чтобы обеспечить соответствие спросу. Как показывает опыт, даже единичные уникальные тренинги класса «люкс» не находят в Ростове адекватного спроса». Согласно исследованиям рынка центра «[А]5», лишь 36% компаний, участвовавших в опросе, выделяли в бюджете строку на тренинговые программы. Сумма этих средств в 75% случаев не превышала 50 тыс. руб., и только 25% опрошенных отметили, что бюджет на бизнес-обучение составлял от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Многие игроки рынка также отмечают в этом году существенный рост платежеспособности заказчиков. Почувствовав это, местные операторы образовательных услуг повысили цены, в среднем, на 20%. Некоторое эксперты утверждают, что одной из причин роста цен среди местных игроков также стал приход федеральных компаний. «Разница в ценах между московскими и местными фирмами за последние годы стала менее значительной, — считает Мария Островская. — Сейчас местный тренер просит порядка 50 тыс. руб. за свои услуги, в то время как москвичи — 70–80 тыс. руб. Разница в 20–30 тыс. руб. уже не является такой существенной, как это было раньше».
Многие руководители крупных провайдеров бизнес-образования делят все тенденции и изменения на рынке на «до» и «после» финансового кризиса. Эксперты опасаются, что многие наметившиеся тренды последних лет могут кануть в Лету и рынок ждут необратимые изменения. С учетом разразившегося кризиса все игроки прогнозируют, что рост рынка бизнес-образования существенно упадет.
Большинство экспертов уверены: обучение персонала может стать у многих ростовских компаний одной из первых статей расходов, которые они будут сокращать. Николай Димитриади вспоминает, что в 1998 г., когда он работал в одной из иностранных компаний, все происходило именно так: после кризиса сокращение расходов на персонал отразилось, в первую очередь, на затратах на внешнее бизнес-обучение. Максим Горбачев констатирует: финансовый кризис в Москве уже привел к тому, что крупные и средние компании сокращают бюджеты на обучение персонала, «затягивая пояса». «Уже очевидно, что рынок бизнес-образования «просядет», поэтому, например, уже сейчас провайдеры замораживают стоимость обучения», — заметил г-н Горбачев. А Елена Новикова добавляет, что если на работе «ЮСК» последствия кризиса пока не сказались, то московские партнеры компании уже ощутили на себе его влияние. «Столичные компании сейчас в панике, — говорит она, — многие из них имели проекты с очень крупными заказчиками, которым сейчас отказано в финансировании, и они вынуждены расторгать договоры с образовательными центрами. Известно, что все тенденции Москвы доходят и до нас, поэтому мы сейчас в ожидании окончательных решений наших клиентов, которые начнут скоро формировать свои бюджеты на следующий год». Многие игроки рынка отмечают, что уже сейчас некоторые компании-заказчики отказываются от ранее запланированных образовательных программ, ссылаясь на сокращение финансирования этого направления.
Ирина Юнда более оптимистична: «Структурных изменений на рынке бизнес-образования в связи с финансовым кризисом не ожидается. Тренинговый рынок напрямую не зависит от текущих колебаний на фондовом рынке, как, например, в нефтегазовой или металообрабатывающей отрасли. Возможно лишь частичное снижение спроса на данные продукты на несколько месяцев в связи с «нагнетанием» ситуации в СМИ. Но так как потребность в тренингах обусловлена объективной необходимостью: качественное развитие и обучение персонала сегодня — это завтрашняя прибыль, то затишье до конца года вполне может обернуться повышенным интересом в следующем году». По ее оценке, рынок тренинговых услуг освоен лишь на 40%, соответственно, потенциал роста рынка значителен. Объективное развитие экономики страны и региона создаёт потребность в развитии персонала, соответственно, прогрессивные и развивающиеся компании будут выделять бюджеты на эти цели.
По прогнозам консультанта-партнера консалтинговой группы «Ключевой фактор» ГАРНИКа КОЧАРЯНа, в сложившихся условиях выживут только те игроки, которые смогут работать профессионально, предлагая наиболее эффективные программы обучения, гибко подстраиваясь под нужды своих клиентов в условиях кризиса. Максим Горбачев согласен: кризис приведет к выводу новых образовательных продуктов, направленных на обучение методике работы в кризисной ситуации, ужесточению конкуренции на рынке бизнес-образования, концентрации провайдеров на заказчиках из тех отраслей, которые кризис не сильно затронет.
Г-жа Новикова отмечает, что уже сейчас образовательные центры готовят антикризисные программы: «В ближайшее время мы будем делать ставку на такие программы, как мотивация персонала в условиях кризиса, антикризисный менеджмент. Планируем приглашать специалистов-практиков, которые выступают экспертами как на финансовом рынке, так и в менеджменте». Мария Островская считает, что в сложившейся ситуации компании-клиенты будут еще больше мотивированы на свое развитие. «При уменьшении издержек на персонал и сокращении штата компании оставят у себя лучших специалистов, которых будут активно развивать, — отметила она. — Мы, в свою очередь, готовы предложить новые программы и проекты, связанные с происходящими в компаниях изменениями».
Игроки рынка бизнес-образования сошлись во мнении, что в ближайшее время формат открытых тренингов, из-за кризиса немного сдавший свои позиции за последние годы, станет наиболее актуальным для потенциальных клиентов. Также сократится спрос на обучение рядового персонала: в сложившихся условиях компании будут делать ставку на обучение прежде всего топ-менеджеров. Г-жа Новикова не согласилась с коллегами: по ее мнению, в ближайшее время могут быть востребованы недорогие курсы для рядовых сотрудников. «Обучение рядового персонала может стать не менее важным, поскольку при сокращении штата люди будут наделены все большими полномочиями и им будут необходимы дополнительные компетенции», — заметила она.