Меню

Обзор: Банки - 11.09.2006

эксперты Василий Высоков председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Дмитрий Гришин заместитель председателя правления «Южного регионального банка» Владислав Клименко управляющий ростовским

Спрос физических лиц на различные банковские продукты растет с такой скоростью, что даже приход в Ростов 10 новых игроков не отразился на состоянии рынка. Привлекать клиентов удается тем, кто предлагает инновационные программы по ипотеке, кредитованию малого и среднего бизнеса, а также предоставлению «длинных» кредитов. А клиенты, помимо кредитов, ищут банки с лучшим сервисом.

эксперты
Василий Высоков
председатель совета директоров банка «Центр-инвест»
Дмитрий Гришин
заместитель председателя правления «Южного регионального банка»
Владислав Клименко
управляющий ростовским филиалом «Банка жилищного финансирования»
Вадим Кочетов
начальник отдела отчетности и анализа «МеТраКомБанка»
Светлана Кулиниченко
заместитель управляющего ростовским филиалом банка «Уралсиб»
Лариса Луценко
управляющий филиалом Международного Московского Банка в Ростове-на-Дону
Игорь Пятигорец
управляющий ростовским филиалом «Промсвязьбанка»
Михаил Сосин
1-й заместитель председателя правления «Капиталбанка»
Сергей Тропин
начальник Управления маркетинга и развития розничных банковских услуг Международного Московского Банка
Андрей Чернявский
заместитель председателя правления «Южного Торгового Банка»

Почему банкам не тесно на ростовском рынке? Кто диктует моду на банковские продукты?
По каким показателям теперь конкурируют банкиры?

Эксперты уверены: «покупать» деньги у населения стало проще, даже несмотря на то что проценты по депозитам лишь ненамного превышают инфляцию и почти не отличаются у разных банков. По мнению игроков, в этом нет особой заслуги конкретных банков, в основе процесса лежат макроэкономические причины: стабилизация экономики, укрепление доверия к рублю и банковской системе в целом, внедрение системы страхования вкладов, общий рост благосостояния населения. Потенциал банковского сектора, по словам экс­пертов, лежит сегодня в сфере «продажи» денег богатеющему населению и развивающейся экономике, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. Именно на этом поле и разворачиваются насто­ящие конкурентные войны.

Банковский сектор растет за счет розницы

Сегодня в Ростове-на-Дону действуют 20 региональных кредитных организаций, филиалы и представительства 70 иногородних банков. Количество местных игроков осталось неизменным, иногородних – увеличилось на 10. Эксперты уверены, что о переделе ростовского финансового рынка говорить не приходится, потому что он далек от насыщения. «Спрос на деньги не убывает, – говорит ИГОРЬ ПЯТИГОРЕЦ, управляющий ростовским филиалом АКБ «Промсвязьбанк». – И средства нужны как очень крупным предприятиям для осуществления грандиозных проектов, так и предприятиям малого бизнеса – чтобы сначала стать на ноги, постепенно осва­ивать новые горизонты и так далее. У частных лиц по­требность в деньгах поистине безгранична. Весь мир живет в долг, и наши граждане постепенно привыкают к тому же».

Крупные иногородние игроки, по мнению экспертов, приходят в Ростов именно за «физиками». У ростовчан стабильно растут доходы, уровень безработицы в городе очень низкий, люди активно включаются в потребление всевозможных банковских продуктов. Появление в городе новых банков давно уже не сопровождается шумихой и ажиотажем. ВАДИМ КОЧЕТОВ, начальник отдела отчетности и анализа «МеТраКомБанка» комментирует: «Раньше банки открывали здесь свои подразделения, чтобы обслуживать филиалы каких-то конкретных крупных предприятий или компаний, а все остальное было только сопутствующими услугами. Сейчас все крупные ниши уже поделены, и приход иногородних банков связан с бурным ростом розничного направления, особенно по­требительского кредитования. Все сосредоточены на нем».

ВЛАДИСЛАВ КЛИМЕНКО, управляющий ростовским филиалом «Банка жилищного финансирования», объясняет интерес банков к этому виду деятельности огромным объемом сектора и сбалансированностью рисков и доходности. Игорь Пятигорец конкретизирует: «Мы отдаем себе отчет, что и риски, и трудоемкость обслуживания населения значительно выше, чем при обслуживании предприятий. Но выше и процентные ставки по кредитам для част­ных лиц».

ЛАРИСА ЛУЦЕНКО, управляющий филиалом ММБ в Ростове-на-Дону, считает, что стремительный рост объема рынка потребительского кредитования в России в ближайшие годы замедлится, но в абсолютном выражении останется на достаточно высоком уровне. Потребительские кредиты физическим лицам, займы на покупку автомобилей и кредитные карты будут оставаться востребованными. По мнению аналитиков, к 2008 г. в абсолютном выражении объем потребительских кредитов в России составит около $110  млрд, автокредитов – $20 млрд, кредитных карт – $10 млрд.

Вопреки прошлогодним предсказаниям, не произошло ни поглощения, ни ликвидации сравнительно мелких местных банков. МИХАИЛ СОСИН, 1-й  заместитель председателя правления «Капиталбанка», объясняет это тем, что в результате усилий всего банковского сообщества удалось отстоять так называемую «дедушкину оговорку»: «Банки, не имеющие капитала в 5 млн, могут продолжать свою деятельность, но не имеют права снижать достигнутый на 01.01.2007 г. уровень капитала. Для нас это очень важно и дает возможность работать в нормальном режиме, расти постепенно. Малые банки в Ростове заняли свою нишу и развивают собственные форматы бизнеса».

Эксперты отмечают, что небольшие региональные банки постепенно включаются в конкуренцию на розничном рынке. Но доля таких кредитов в их порт­феле редко превышает 10%. Вадим Кочетов говорит, что сложность заключается только в недостаточности ресурсной базы. Это не позволяет малым банкам оправдывать риски, заложенные в по­требительском кредитовании. Игорь Пятигорец добавляет, что у крупного банка технологические возможности все-таки иные: можно кредит выдать значительно больше, ставку предложить ниже, условия разнообразить и операции по счетам провести быстрее.

Конкуренция среди банков сместилась в сферу сервиса

Банкиры отмечают, что условия предоставления услуг в розничном секторе стали почти идентичны в разных банках: по похожим продуктам практически одинаковые проценты, сроки кредитования, требования к заемщику. АНДРЕЙ ЧЕРНЯВСКИЙ, заместитель председателя правления ОАО АБ «Южный Торговый Банк», считает, что пока еще разработка новых продуктов возможна, но она дает очень краткосрочные преимущества: «Острая конкуренция заставляет банки делать свои предложения все более привлекательными. Но если раньше банки предлагали новые продукты и ждали какое-то время реакцию на них, то сегодня рынок реагирует очень быстро». ВАСИЛИЙ ВЫСОКОВ, председатель совета директоров банка «Центр-инвест» косвенно подтверждает его слова: «Каждый квартал мы выдаем на рынок новые продукты по кредитованию. В течение двух-трех кварталов другие банки изучают наш опыт, многое заимствуют и копируют».

Наиболее показательным эксперты считают пример с развитием кредитования по пластиковым картам. Еще год назад этот продукт был серьезным конкурентным преимуществом, потому что его предлагали лишь единицы, причем без громких публичных заявлений и рекламы. А сегодня этот продукт можно найти практически в любом крупном или среднем универсальном банке. Именно поэтому открытие в городе в июне этого года филиала «Сити Банка», одного из признанных международных лидеров в кредитовании по пластиковым картам, почти не вызвало резонанса, хотя его прихода ожидали с начала 2005 г. По мнению экспертов, тогда он мог бы привлечь к себе больше внимания.

Пока еще у банков есть запас для снижения процентных ставок по кредитам, так как они гораздо выше, чем ставка рефинансирования. Однако, как отмечает Михаил Сосин, тенденция к уменьшению ставки рефинансирования понижает ставки по депозитам, а вот на реальные ставки по кредитам она не влияет. «Проценты по кредитам устанавливает рынок, – говорит г-н Сосин. – Если ставка рефинансирования будет 11%, а клиенты берут кредит под 20%, банк никогда не будет давать под 11%. Хотя и может, в принципе. Но банку же надо деньги зарабатывать».

Вадим Кочетов уверен, что акценты в конкуренции между банками сместились: «Даже если значительно снижать ставку по кредитам, это надо сопровождать маркетинговыми ходами, либо улучшать и упрощать обслуживание и сервис. Например, выезжать кредитному эксперту на работу или даже по месту жительства клиента – тут много можно придумать нестандартных ходов. Вообще, я считаю, что сейчас будет расти не количество банковских продуктов, а их качество и удоб­ство работы с ними».

Банки развивают ипотеку

Наиболее перспективным направлением в рознице эксперты единогласно называют ипотечное кредитование. Самые громкие назначения (например, нового председателя Юго-Западного банка Сбербанка России) и самые громкие программы (например, ипотека без первоначального взноса или снижение процентных ставок до 12% годовых) объявлялись именно в этой сфере. Сегодня в Ростове кредиты под залог приобретаемого жилья предлагают около 30 банков. Лариса Луценко говорит, что если еще несколько лет назад ипотечное кредитование как продукт не было понятно населению, то в настоящее время около 10% сделок на рынке жилой недвижимости проходит с ее помощью.

Вадим Кочетов: «Этот вид кредитования – один из самых безопасных для банков, потому что оно, в основном, происходит с участием средств федерального агент­ства по ипотечному кредитованию. Банки в этой ситуации являются коммерческими агентами государственной структуры. Они заключают договоры с физическими лицами, выдают им деньги, а агентство выкупает у банка закладные на приобретенные квартиры, рефинансируя таким образом собственные деньги банка. Поэтому здесь у банков не возникает проблем с «длинным» размещением средств».

Владислав Клименко: «Я бы не стал говорить, что конкуренция среди банков полностью сместилась в сторону ипотеки. Просто она не может существовать в стороне от банка: ее нельзя вынести, как потребкредитование, в торговые точки. Она нуждается в более мощной рекламной поддержке продукта, и, как следствие, – «на слуху». СВЕТЛАНА КУЛИНИЧЕНКО, заместитель управляющего ростовского филиала банка «Уралсиб», утверждает, что сегодня уже мало просто объявить этот продукт в своей линейке. Чтобы привлечь как можно больше клиентов, необходимо постоянно совершенствовать условия программ.

В этом секторе конкуренция привела к тому, что некоторые банки стали предлагать достаточно рискованные продукты. Эксперты, например, неоднозначно оценивают появление на рынке ипотечного кредитования без первоначального взноса. Начальник Управления маркетинга и развития розничных банковских услуг Международного Московского Банка СЕРГЕЙ ТРОПИН называет несколько точек повышения рисков по таким программам. Во-первых, в случае падения цен на недвижимость банку не удастся избежать серьезных потерь, связанных с реализацией залога по более низкой цене. Во-вторых, существенный интерес к продукту проявляют люди, которые приобретают квартиры с инвестиционными целями. При малейшем снижении цен они начнут «сливать» свои активы и тем самым спровоцируют дальнейшее падение рынка. В-третьих, такие программы увеличивают число спонтанных решений. А, с точки зрения риск-менеджмента, тот факт, что заемщик накопил на первоначальный взнос (а  значит, решение об ипотечном кредите принял не в одну минуту), является довольно значимым. По мнению Владислава Клименко, ипотека без первого взноса – в  большей степени, рекламный шаг: «Она основана на статистических данных по росту цен на жилье и прекратит свое существование при стабилизации ситуации».

Эксперты называют несколько факторов, сдерживающих развитие ипотеки: недостаток платежеспособных клиентов, а также все еще высокие ставки по займам. Один из экспертов считает, что если проценты снизятся хотя бы до 10% годовых, объемы ипотеки возрастут в разы. Но главным тормозящим фактором остается недостаток самого жилья и, как следствие, ежегодный рост цен на него. Василий Высоков считает, что решить эту проблему можно, если активнее инвестировать в жилищное строительство, особенно занимающееся новыми технологиями. «Если кредитовать только ипотеку и не развивать строительный бизнес, то мы будем иметь дорогие квартиры и высокие ставки», – говорит г-н Высоков.

Однако эксперты считают, что этому мешает высокая степень непрозрачности строительной отрасли. ДМИТРИЙ ГРИШИН, заместитель председателя правления «Южного регионального банка»: «Банки и хотели бы давать деньги на строительство – рентабельность там хорошая, но кому? Часто имя какого-то крупного застройщика, строительного концерна – это просто торговая марка, за которой скрывается масса частных мелких предпринимателей, с которыми нельзя вести никакие юридические дела – концов не найдешь». Г-н Гришин считает, что решить проблему может реальное слияние банковского и строительного капитала, как это происходит на примере Банка жилищного финансирования и строительного концерна «ПИК регион»: «Они сами строят, сами кредитуют и строительство, и покупателей жилья. Процесс замкнут в одном холдинге. Я считаю, что за этим будущее».

Банковскому сектору нужны «длинные» деньги

Главной своей задачей банкиры считают капитализацию и развитие экономики, несмотря на всю привлекательность розницы. Как сказал один из экспертов на правах анонимности, во всем мире банки зарабатывают на грамотных инвестициях в экономику, а не на ростовщичестве частным лицам.

Игорь Пятигорец обращает внимание: «Все большей популярностью у клиентов-юридических лиц пользуется долгосрочное международное торговое и проектное финансирование. Можете поверить, что и местные предприятия кредитуются, и в очень больших объемах». Андрей Чернявский тоже отмечает заметное «удлинение» сроков кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса. «Малый бизнес готов использовать заемные сред­ства с максимальной отдачей, – говорит Андрей Чернявский. – Многие занялись структурированием собственных финансов, о чем раньше приходилось только мечтать. Обслуживать малый и средний бизнес жизненно необходимо – за этим будущее. Сейчас все пытаются занять перспективную нишу».

Однако для реализации этих задач банкам не хватает «длинных» денег. Вадим Кочетов: «Спрос на «длинные» деньги – от года и выше – очень велик, но их не хватает. До года деньги найти реально, но размещать их в долгосрочные проекты очень сложно. Привлекать «длинные» деньги, в частности средства пенсионных фондов, мешают макроэкономические проблемы. Банки вряд ли смогут изменить эту ситуацию самостоятельно, путем совершенствования продуктов и технологий. Повлиять на это может только государство и ЦБ».

С поиском дешевых пассивов связывают эксперты стремление банков наращивать свои капиталы. «Пока на рынке нет панических настроений в связи с возможным увеличением порога уставного капитала. Для большинства серьезных банков увеличить капитал – не проблема. А те, которые не смогут этого сделать, не являются заметными игроками на рынке. Даже если они закроются, рынок этого не заметит», – говорит Вадим Кочетов.

Крупные банки активно привлекают денежные средства не только от населения, но и в виде синдицированных займов или просто займов в зарубежных банках. Все больше российских банков находят себе стратегических партнеров среди крупнейших мировых кредитных организаций, а заодно получают доступ к современным банковским технологиям. Однако и мест­ные игроки не готовы мириться с перспективой ухода с рынка. Михаил Сосин говорит: «На периферии увеличивать капитал и уставной капитал сложнее, чем в столице. Сейчас банковская сфера потеряла инвестиционную привлекательность, потому что резко упала рентабельность. Это нарастающая тенденция. Мы готовы работать со всеми, кто хочет вложить свои деньги в банковскую сферу. Можно потихоньку у своих инвесторов и акционеров искать по 3-5 млн рублей для увеличения уставного капитала».

Василий Высоков проводит более активную политику, так как верен принципу: деньги, привлеченные от населения – самый дорогой ресурс банка, синдицированные кредиты и облигационные займы более выгодны. В течение только этого года «Центр-инвест» подписал договор о получении займа на $45 млн от синдиката 14 зарубежных банков и объявил о выпуске процентных облигаций на предъявителя на сумму 1,5 млрд руб. по открытой подписке.

Эта тенденция прослеживается и в других местных банках. Об увеличении уставного капитала на 85% путем размещения по открытой подписке 6 млн обыкновенных акций номиналом 10 руб. заявил в 2006 году «Донкомбанк». А «Донхлеббанк» увеличил уставный капитал на 40%, разместив допэмиссию обыкновенных акций.

Василий Высоков называет другие перспективные способы повышения капитализации банков и способы привлечения средств: закрытая подписка, мезонинное финансирование, переоценка. Он также положительно оценивает предложение ЦБ выходить на IPO тем банкам, чей капитал превышает 1,5 млрд руб. Г-н Высоков уверен, что в ближайшее время южные банки выйдут на мировые биржи.