Меню

Обзор: Автоматизация торговли

эксперты Олег Бурков директор филиала компании «Штрих-М» в Ростове-на-Дону Евгений Дегтярев руководитель отдела автоматизации Центра информационных технологий компании «Лемма» Аркадий Кузнецов дир

Крупные ростовские автоматизаторы торговли отмечают существенный рост рынка и своих финансовых показателей за последние пару лет. Объясняют они это желанием развивающихся торговых организаций и предприятий сегмента HoReCa сделать свой бизнес наиболее эффективным. Чтобы сохранять позиции и получать крупные проекты, местные автоматизаторы стремятся оказывать как можно более широкий спектр услуг, частично диверсифицируя бизнес.
эксперты
Олег Бурков
директор филиала компании «Штрих-М» в Ростове-на-Дону
Евгений Дегтярев
руководитель отдела автоматизации Центра информационных технологий компании «Лемма»
Аркадий Кузнецов
директор сети «Империя продуктов»
Юрий Самолетов
начальник отдела продаж ООО «Проф Ай Ти» (ГК «Формула торговли»)
Екатерина Савченко
руководитель отдела автоматизации компании «Домино»
Алексей Чернооков
руководитель отдела автоматизации центра развлечений «Вавилония»

В чем автоматизаторы торговли видят свои конкурентные преимущества?
На каких услугах игроки рынка зарабатывают больше всего?
Какие сферы бизнеса буду завоевывать автоматизаторы в ближайшие годы?
Кассир выбивает чек на кассовом аппарате и после оплаты товара отдает его товароведу или бухгалтеру, который вручную заносит информацию в компьютер. Несмотря на то, что такую схему работы можно назвать автоматизированной, сегодня она безнадежно устарела, уверены игроки рынка автоматизации. «Под автоматизацией можно понимать как установку кассового аппарата и компьютера с MS Excel, где товаровед или бухгалтер будут вести учет продаж, так и отлаженный механизм, включающий в себя собственную систему оплаты (дебетовые и кредитовые внутренние карты), автоматический анализ продаж и выгрузку данных в бухгалтерские и складские программы, вплоть до максимально автоматизированной налоговой и аналитической отчетности предприятия за любой период», — констатирует руководитель отдела автоматизации Центра информационных технологий «Лемма» ЕВГЕНИЙ ДЕГТЯРЕВ. Как отмечают эксперты, собственники и управленцы развивающегося бизнеса сегодня хотят получать информацию систематизированно и оперативно, стремясь максимально исключить оплошности или недобросовестность «человеческого фактора» и ускорить темпы работы компании.


Обороты лидеров удваиваются

По оценкам экспертов, в Ростове сегодня действует порядка 20 компаний-автоматизаторов. Лидерами эксперты называют компании «Кредо», «Домино», «Лемма», «Формула торговли», «М-консалт», «Гэндальф» и ростовский филиал московской «Штрих-М». За ее исключением, остальные — это местные компании, которые оказывают услуги по поставке оборудования и программного обеспечения, а также по абонентскому обслуживанию. По словам руководителя отдела автоматизации компании «Домино» ЕКАТЕРИНЫ САВЧЕНКО, местные лидеры занимают порядка 50% рынка. В то же время другие собеседники «ДК» не согласны с этим и говорят о доминировании федеральных игроков, которые работают вместе с крупными западными и столичными компаниями и зачастую даже не открывают в нашем регионе своих филиалов и представительств. «Все сети, которые открываются в Ростове (гипермаркеты, сегмент HoReCa, одежный ритейл), автоматизируют их московские партнеры, которые на время командируют в наш город своих специалистов для оказания услуг по какому-либо конкретному проекту», — отмечает Евгений Дегтярев. Директор филиала компании «Штрих-М» в Ростове-на-Дону ОЛЕГ БУРКОВ добавляет, что такие крупные компании, как IKEA, «О»кей», Leroy Merlin, услугами местных компаний практически не пользуются, поскольку выходят на региональный рынок через столицу, где уже налажены партнерские отношения. Эксперты также отмечают присутствие карманных компаний-автоматизаторов, а также множество частных лиц-производителей программного обеспечения. Немало в Ростове узкоспециализированных компаний, которые занимаются только автоматизацией бухгалтерии или только поставкой оборудования, но при этом заявляют о себе как о полноценных автоматизаторах торговли. Ссыла- ясь на эти обстоятельства, эксперты затрудняются давать оценки обороту рынка и его емкости. При этом отмечают, что рынок существенно вырос за последние годы. Некоторые компании из числа лидеров говорят, что их обороты в течение последнего года выросли практически в два раза.

По мнению собеседников «ДК», на рынке уже есть сегменты, практически полностью освоенные игроками. «Ростовские бизнесмены уже достаточно давно автоматизировали свою бухгалтерскую и складскую аналитику — сейчас этот сегмент, можно сказать, освоен на 99% благодаря ПО «1С Бухгалтерия», «1С ТИС» и « УТ»», — уверен г-н Дегтярев. По его оценке, практически полностью автоматизированы сегодня и сети общественного питания. Как отмечают эксперты, развитие рынка и рост спроса на услуги компаний-автоматизаторов связаны с тем, что с увеличением оборотов организаций и объема продаж оперативно отслеживать и анализировать товарные и денежные потоки заказчиков с прежним ПО становится затруднительно.

В борьбе за клиента автоматизаторы наращивают объем услуг

Требования к уровню автоматизации за последние два года заметно ужесточились, сообщают игроки рынка. Следуя за спросом, компании-автоматизаторы предлагают комплексное обслуживание, начиная с автоматизации процесса продаж до аналитики. И если раньше многие ростовские лидеры рынка занимались какой-либо одной услугой: поставкой оборудования или только ПО, то сегодня большинство из них стремится расширять спектр услуг. «Клиенту гораздо удобнее работать с одним подрядчиком, который и внедряет, и сопровождает проект, — считает Олег Бурков, — поэтому ростовские компании, которые ранее специализировались на продаже оборудования или ПО, стали продавать и то, и другое. Со временем к линейке услуг добавили консалтинг и сопровождение клиента от внедрения проекта до абонентского обслуживания». Стремясь максимально расширить набор услуг, компании вводят даже поставки мебели и другого торгового оборудования. Например, «Штрих-М», помимо автоматизации и сопутствующих ей услуг, занимается производством и продажей стеллажей и холодильного оборудования, а «Лемма» заключила договор с поставщиком мебели. Многие компании открыли на своей базе производс- тво пластиковых карт или собираются в ближайшие годы сделать это. «Работать с одним подрядчиком очень удобно, особенно, когда он предлагает комплексное решение, и все части системы связаны между собой и легко интегрируются друг с другом, — объясняет руководитель отдела автоматизации центра развлечений «Вавилония» АЛЕКСЕЙ ЧЕРНООКОВ. — Сейчас у нас два поставщика просто потому, что пока мы доверяем узкоспециализированным поставщикам оборудования немного больше, чем компаниям, для которых этот бизнес все-таки не является профильным. Возможно, в будущем мы ограничимся только одним партнером-автоматизатором».

По словам игроков рынка, рентабельность некоторых дополнительных услуг, например, поставок мебели или производства пластиковых карт, крайне невысока. «В некоторых случаях мы можем и вовсе предоставить такую услугу по себестоимости, чтобы получить большой проект, — говорит Евгений Дегтярев. — Основная наценка идет на оказание услуг по настройке системы под нужды заказчика и абонентское сопровождение». Впрочем, такую систему ценообразования одобряют не все клиенты. Директор сети «Империя продуктов» АРКАДИЙ КУЗНЕЦОВ заметил: «Мы предпочитаем иметь в структуре компании собственный отдел по автоматизации, поскольку часто, предлагая привлекательное по цене решение, потом, в процессе обслуживания, подрядчик может неприятно удивить клиента очень высокими расценками на свои услуги». Игроки рынка автоматизации парируют: интеллектуальный труд специалистов, которых в Ростове крайне мало, стоит недешево, оставаясь при этом на порядок ниже, чем в столице.

«В среднем, проект по автоматизации торговой точки в Ростове может стоить от 100 до 300 тыс. руб., — отмечает г-жа Савченко. — Если несколько лет назад подобные суммы настораживали клиентов, то сейчас спрос становится все более платежеспособным». По данным Евгения Дегтярева, клиенты компаний-автоматизаторов готовы тратить сегодня не более 30% от своего оборота на их услуги.

Клубы и рестораны — в очереди на автоматизацию

Частично вместе с ростом спроса на автоматизацию торговли меняется и его структура, делятся наблюдениями игроки рынка. Если раньше основными клиентами автоматизаторов были торговые организации, то сейчас все большую активность эксперты наблюдают со стороны игроков рынка HoReCa и индустрии развлечений. «Владельцы бизнеса стали осознавать необходимость учета и анализа, поняли, что это повышает конкурентоспособность предприятия и увеличивает его доходность», — констатирует Екатерина Савченко. «В ресторанах, как в магазинах и бутиках, все чаще можно увидеть рабочие места кассиров, включающие в себя не просто кассу, а полноценную фронт-систему ; а в развлекательных центрах и клубах — системы безналичной оплаты с собственными дебетовыми и кредитовыми картами», — говорит г-н Дегтярев. По словам экспертов, если раньше рестораторы автоматизировали заведения уже после их открытия, то сейчас вложения в автоматизацию закладываются в проект изначально. Собственники ресторанного бизнеса благодаря автоматизации процессов могут не только своевременно анализировать и контролировать ситуацию, но и избегают неожиданных расходов и проблем, связанных с человеческим фактором. «Автоматизация позволяет управленцам снизить риски из-за недобросовестного персонала: кассиров со своей «наценкой», нечистых на руку официантов, — уверен г-н Дегтярев,— Поэтому уже в скором времени добрая половина тех рестораторов, которые не озадачились внедрением автоматизации, все-таки придут к этому, глядя на конкурентов». А по словам Екатерины Савченко, в ближайшие годы с ужесточением конкуренции услуги компаний-автоматизаторов активно станут заказывать ростовские гостиничные комплексы.

Игроки рынка сошлись во мнении, что сфера услуг в целом будет активно развиваться. «Как мы видим, количество кинотеатров, клубов, развлекательных центров стремительно растет, а следовательно, будет расти и потребность в автоматизации», — рассуждает начальник отдела продаж ООО «Проф Ай Ти» (группа компаний «Формула торговли») ЮРИЙ САМОЛЕТОВ.

Г-н Дегтярев видит большие перспективы в работе автоматизаторов с салонами красоты и фитнес-клубами. По его словам, сегодня в Ростове они оснащены автоматизированными системами не более чем на 10-30%. «Я думаю, они станут активно внедрять системы CRM, для того, чтобы отслеживать потоки клиентов. В условиях нарастающей конкуренции они начнут бороться за то, чтобы разовых посетителей превратить в постоянных», — считает он.


Мелкие компании ждет поглощение

Большинство опрошенных «ДК» экспертов не ожидают в ближайшие годы существенного увеличения игроков на рынке автоматизации торговли. Многие из них также считают, что не произойдет усиления позиций московских компаний. Игроки объясняют свои сомнения тем, что столичные гиганты и так давно работают с местными заказчиками, и необходимости в более масштабной экспансии в регион у них нет. Так, компании «Лемма» и «Кредо» являются поставщиками фирмы «АСТОР» — производителя ПО для автоматизации сферы торговли, а «Формула торговли» — партнер компании UCS (программно-аппаратный комплекс для ресторанного бизнеса R-Keeper).

И все же Юрий Самолетов не исключает усиления экспансии федералов. Хотя отмечает, что это вряд ли повлияет на рынок и конкурентную обстановку. «Борьба за большие проекты и сделки ведется уже сейчас. С теми же столичными сетями, приходящими к нам со своими автоматизаторами, тоже можно сотрудничать, предлагая им комплекс дополнительных услуг, которые по той или иной причине не может предоставить их столичный партнер». Олег Бурков полагает, что, даже при появлении новых игроков, насыщение рынка не произойдет. «Этот рынок просто невозможно перенасытить, поскольку его развитие — процесс безостановочный. Программное обеспечение и оборудование постоянно устаревает, а новые технологии совершенствуются».

Некоторые эксперты ожидают поглощений на местном рынке. Екатерина Савченко не исключает, что с развитием комплексных услуг, крупные компании будут стремиться приобретать более мелких игроков. С ней согласен Евгений Дегтярев, который отмечает, что через несколько лет число серьезных игроков сократится, а высокая конкуренция приведет к настоящим войнам за специалистов на рынке труда.

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы, помимо сегмента HoReCa, индустрии развлечений, красоты и фитнеса, перспективными для автоматизаторов клиентами станут и другие сферы бизнеса — например, автотранспорт и автопарковки. Одной из основных тенденций в развитии дополнительных услуг станет информационная безопасность в автоматизированных системах.