Меню

Обзор: Аудиторские компании - 15.10.2007

эксперты Эркен Андержанов генеральный директор ООО «Аудиторско-экспертное бюро «Эркон» Анна Орунова директор ООО «Премьер-Аудит» Юрий Желтушкин директор ООО «Актив Аудит» Евгений Литынский дирек

Местный рынок аудиторских услуг лихорадит. Экспансия столичных игроков и предстоящая отмена лицензирования этой деятельности заставляют местных аудиторов расширять перечень дополнительных услуг и совершенствовать продвижение, чтобы не остаться без клиентов и удержаться на рынке. Эксперты считают, что ощутимой «чистки» аудиторских рядов Ростову не избежать, и к 2012 г. из 70 работающих компаний останется меньше половины.
эксперты
Эркен Андержанов
генеральный директор ООО «Аудиторско-экспертное бюро «Эркон»
Анна Орунова
директор ООО «Премьер-Аудит»
Юрий Желтушкин
директор ООО «Актив Аудит»
Евгений Литынский
директор по маркетингу холдинга «Росгидромонтаж»
Светлана Мацкевич
директор ООО «Аудиторская фирма «ВнешэкономАудит»
Валерий Романенко
управляющий партнер ООО «БизнесКонсалт»
Галина Рыбенко
директор ЗАО «Дон-Фин-Аудит»
Нина Фирсова
генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Гудвилл»
Оксана Чухрова
главный бухгалтер «Донской палаты аудиторов»   
Почему на местном рынке аудиторских услуг сокращается число игроков?
Какие каналы продвижения осваивают донские аудиторы?
Для чего ростовские аудиторы объединяются с москвичами?
Кто останется на рынке после отмены обязательного лицензирования?

Ростовский рынок аудиторских услуг растет, по мнению экспертов, на 15–20% в год. Однако при этом количество местных игроков убывает: за четыре прошедших года их число уменьшилось почти вдвое. «Сейчас в Ростове работает около 70 аудиторских компаний, — говорит генеральный директор ООО «Аудиторско-экспертное бюро «Эркон» ЭРКЕН АНДЕРЖАНОВ. — Еще четыре года назад их было 142. В основном, с рынка уходят компании с небольшой численностью сотрудников, так как маленькую компанию в сложившейся конъюнктуре рынка содержать затратно». Собеседники «ДК» уверены, что чистке в рядах ростовских аудиторов в немалой степени способствует усиливающая- ся экспансия столичных компаний, а также предстоящие изменения в законодательстве.

Рынок растет за счет инициативного аудита

По мнению экспертов, заметное влия- ние на донской аудиторский рынок оказывают не более 15 местных компаний. Из них лидерами собеседники «ДК» считают семь фирм: «MauerGroup», АГК «Гудвилл», «Аудит Вела» «ВнешэкономАудит», «Актив Аудит», «БизнесКонсалт» и «Ауди- торско-экспертное бюро «Эркон». Так называемая ростовская «большая семерка» по совокупному обороту занимает сейчас около 25% рынка.

«Общая выручка ростовских аудиторов в этом году составит порядка 200–250 млн руб. Но нужно отметить, что в этой цифре не учтены средства, которые зарабатывают на местном рынке иногородние аудиторы. Весь крупный бизнес, такой как «ТАГМЕТ», «Юг Руси», белокалитвинский завод Alcoa и т. п., обслуживают ведущие московские и транснациональные игроки — оценить оборот денежных средств в этом сегменте крайне сложно», — замечает г-н Андержанов. По мнению участников рынка, столичные компании практически полностью захватили сегмент крупного донского бизнеса, поэтому местные аудиторы работают преимущественно со средним и малым бизнесом. «Нашими потенциальными клиентами являются все ОАО, компании с оборотом свыше 50 млн руб., банки, фонды, страховые компании и т. д.», — рассказывает директор ООО «Актив Аудит» ЮРИЙ ЖЕЛТУШКИН. По его словам, количество клиентов ауди- торских компаний растет в последние годы в среднем на 15-20% в год. «Экономика России сейчас на подъеме, что отражается на развитии регионального бизнеса. Многие предприятия, которые ранее не попадали под обязательный аудит, за последние годы увеличили свои обороты и достигли планки в 50 млн руб., после которой аудит для них становится обязательным», — утверждает г-н Желтушкин.

Пока среди донских аудиторов нет узкоспециализированных компаний, работающих с каким-нибудь одним сектором экономики. Но, по наблюдениям экспертов, многие из них уже сегодня стараются большую часть портфеля своих заказов формировать за счет клиентов из нескольких отраслей. «Специализация аудиторских компаний — процесс неизбежный. Уже сегодня серьезные ростовские аудиторские компании комплектуют штат высококлассными специалистами по определенной отрасли или рынку. Работая с одним или несколькими сегментами, компании создают себе положительный имидж и формируют лояльность к своему бренду в среде потенциальных клиентов этих отраслей», — говорит директор ООО «Аудиторская фирма «ВнешэкономАудит» СВЕТЛАНА МАЦКЕВИЧ. В то же время многие эксперты отмечают, что работа с одним-двумя сегментами — высокорискованная стратегия для местного аудитора. «Мы пытались специализироваться на одной отрасли — АПК, но это привело к тому, что сузилась база клиентов», — вспоминает управляющий партнер ООО «БизнесКонсалт» ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО. В итоге компания «Бизнес- Консалт» расширила количество доминирующих отраслей — оптовую торговлю, транспорт, производство, пищевую и фармацевтическую промышленность.

Основным источником доходов по-прежнему остается обязательный финансовый аудит, однако, как отмечает Юрий Желтушкин, сейчас рынок растет за счет спроса на инициативный аудит : «На долю этой услуги в обороте нашей компании приходится порядка 30%, и, я думаю, она будет увеличиваться и дальше». Одной из причин увеличения спроса на инициативный аудит эксперты называют частую смену собственников у региональных компаний. «Все рынки сейчас активно развиваются, учредители и собственники предприятий стремятся к прозрачности в работе своих компаний, поэтому заказывают аудиторские проверки. Есть и такие, которые банально не доверяют своим исполнительным директорам, поэтому проверяют их», — рассказывает г-н Желтушкин.

По мнению собеседников «ДК», рентабельность аудиторского бизнеса составляет около 20%. Стоимость аудиторской проверки у местных компаний сейчас колеблется от 50 до 250 тыс руб., а один день работы аудитора — от 6 до 10 тыс. руб. «Стандартов в ценовой политике нет, каждая компания устанавливает свои собственные расценки. Аудиторы самостоятельно определяют объем проверки, емкость работы, и цену», — объясняет главный бухгалтер «Донской палаты аудиторов» ОКСАНА ЧУХРОВА.

Аудиторы осваивают нестандартные методы продвижения

Представители «большой семерки» утверждают, что их оборот ежегодно увеличивается на 20-30%, в то время как небольшие аудиторские компании терпят убытки. Это происходит оттого, что мелким компаниям из-за ограниченных объемов работы сложно сокращать издержки. «Затраты на организацию бизнес-процессов постоянно растут. Ежегодно на 20% увеличиваются расходы по аренде, растет стоимость ежегодного обязательного повышения квалификации аудиторов с 3 до 6 тыс. руб., на 25% выросли платежи по страхованию аудиторских рисков и т. д.», — констатирует г-н Андержанов. По его словам, снижение издержек нужно достигать за счет снижения количества времени на выполнение заказов.

Тем не менее, сокращение издержек без достаточного количества клиентов не может повысить рентабельность бизнеса, поэтому аудиторские компании активно разрабатывают и внедряют новые и зачастую нестандартные формы продвижения своих услуг. К примеру, компания «Актив-Аудит» создала клуб бухгалтеров и предоставляет его членам возможность напрямую общаться с работниками УФНС по Ростовской области, поскольку спорных вопросов в налогообложении всегда немало, обмениваться опытом, совместно решать накопившиеся вопросы, вырабатывать стратегию и тактику защиты профессиональных интересов. Два раза в месяц в рамках клуба «Актив Аудит» проводит конференции, куда приглашает экспертов в области налогового и трудового законодательства, пенсионной реформы и т. п. «Таким способом мы не только удерживаем своих постоянных клиентов, повышая их доверие к нашей фирме, но и привлекаем новых, так как во многом от бухгалтера зависит, какую компанию выберет руководитель для проведения аудиторской проверки», — считает Юрий Желтушкин.

АГК «Гудвилл» в скором времени получит лицензию на собственный учебный центр, где уже сейчас обучает главных бухгалтеров и финансовых директоров донских предприятий. Консультанты компании преподают управленческий учет, управление финансами, обучают работе с финансовой отчетностью и т. п. По мнению руководства, помимо увеличения лояльности клиентов учебный центр позволит компании получать дополнительную прибыль. «Мы одними из первых вышли на рынок с такого рода образовательной услугой. Пока в Ростове нет подобного учебного центра. Но, думаю, через год–два у нас появятся конкуренты», — сообщила генеральный директор АКГ «Гудвилл» НИНА ФИРСОВА.

В «Премьер-Аудит» нашли иной способ продвижения своего бренда: совместно с налоговыми инспекциями города фирма организует для представителей малого бизнеса бесплатные семинары при участии квалифицированных преподавателей в сфере ведения бухгалтерского учета. По словам директора компании АННЫ ОРУНОВОЙ, несмотря на то, что тренинги бесплатные, затраты окупаются за счет повышения узнаваемости бренда, так как желающих послушать лекции всегда большое количество.

Также для повышения лояльности клиентов и противостояния московским гигантам многие ростовские аудиторы расширяют спектр дополнительных услуг, к числу которых можно отнести оценочные и консультационные услуги. По подсчетам собеседников «ДК», сейчас доля сопутствующих услуг в выручке среднестатистической аудиторской компании составляет около 30-40%. «Наша компания оказывает весь комплекс услуг, сопутствующий аудиту: развитие системы управления качеством, корпоративный, инвестиционный консалтинг, оценочные услуги и др. Оказывая дополнительные услуги, мы не только увеличиваем прибыль, но и выстраиваем с клиентами более длительное сотрудничество», — уверен г-н Романенко. Одна из наиболее востребованных сопутствующих услуг — информационное или бухгалтерское сопровождение компании. Очень часто аудиторы берут на себя отдельные участки бухгалтерского учета клиен- тов. «Мы отдали свою бухгалтерию на аутсорсинг, — рассказывает директор по маркетингу холдинга «Росгидромонтаж» ЕВГЕНИЙ ЛИТЫНСКИЙ. — Наши специалисты ведут только первичный бухучет. Мы передаем базы «» в электронном виде сторонней компании, которая обрабатывает данные и ведет отчетность. Преимущества такого сотрудничества в том, что аудиторская компания дает гарантию качества услуг и несет за них ответственность. Тем самым мы страхуемся от дополнительных финансовых рисков».

Ростовских аудиторов вытесняет московский капитал

Эксперты отмечают, что с каждым годом процесс вымывания с рынка местных аудиторов усиливается. Как полагают собеседники «ДК», эта тенденция связана не столько с приходом в Ростов столичных аудиторов, сколько в целом с притоком на Дон московского капитала. «Крупные аудиторы пришли на региональный рынок вслед за крупным капиталом, который они давно обслуживают», — говорит г-жа Мацкевич. По словам Валерия Романенко, многие местные аудиторские фирмы потеряли своих крупных клиентов из-за того, что те попали в сферу интересов столичного капитала. «Москвичи и питерцы приходят к нам со своими аудиторами и консультантами, скупают региональные предприятия, которые ранее были клиентами ростовских фирм, и назначают им своих аудиторов, — рассказывает г-н Романенко. — Еще одна причина — выход региональных компаний на международный рынок, на котором необходимы заключения по МСФО более именитых московских аудиторских фирм или «большой четверки».

Некоторые собеседники «ДК» полагают, что противостоять московской экспансии и конкурировать с гигантами бессмысленно и высокозатратно — слишком разные весовые категории. Поэтому наиболее оптимальный путь развития — поиск обоюдовыгодных форм сотрудничества. Например, компания Нины Фирсовой в этом году стала членом крупной аудиторской сети НП МАК «RSM Top AC». «Франчайзингом в прямом виде назвать это сотрудничество нельзя, это больше похоже на членство в саморегулируемой организации, так как мы платим членские взносы. Но наша цель — заработать с помощью этого ресурса деньги. Благодаря членству в «RSM Top AC» у нас появился доступ к технологиям в работе крупнейших российских компаний и к их клиентам. К примеру, теперь наша фирма выполняет заказы РАО ЕЭС России по ЮФО», — объясняет г-жа Фирсова. По ее мнению, для тех компаний, которые хотят работать с крупным бизнесом, процесс слияния с москвичами неизбежен.

В ходе такого сотрудничества с регио- нальными фирмами столичные аудиторы, в свою очередь, получают доступ к базе клиентов из малого и среднего бизнеса. Однако эксперты уверены, что этот сегмент останется за местными игроками, прежде всего потому, что ростовские предприятия пока полностью устраивает как стоимость услуг донских аудиторов, так и качество их работ. Мнение игроков этого рынка подтверждают и их клиенты: «Нам еще не поступали предложения от московских аудиторов, но если такая ситуация возникнет, то мы откажемся, — говорит г-н Литынский. — Ведь у московских специалистов зарплаты выше. А если они предлагают более низкую стоимость, то можно предположить, что будет поверхностный подход. Мы, в свою очередь, не получим необходимого качества, дополнительных комментариев, консультаций». «Действительно, есть ростовские компании, которые нуждаются в аудиторских услугах только в тех ценовых рамках, которые предлагают местные аудиторы, — комментирует директор ЗАО «Дон-Фин-Аудит» ГАЛИНА РЫБЕНКО. — Они не могут себе позволить работать с московскими компаниями. Поэтому вытеснения с рынка всех ростов- ских игроков ожидать не стоит».

Эксперты прогнозируют резкое снижение количества игроков на донском рынке после отмены лицензирования аудиторской деятельности. В июле этого года федеральные чиновники в очередной раз обманули ожидания аудиторов, которые усиленно готовились к отмене обязательного лицензирования. Сроки отмены лицензий перенесли еще на год — до 1 июля 2008 г. Руководители небольших и средних аудиторских компаний воспринимают этот законопроект с тревогой, так как саморегулируемые организации (СРО), которые придут на смену Минфину в сфере контроля за этой отраслью, смогут лишить права работать на рынке всех, кто не прошел их проверку. «Если законопроект будет утвержден в том виде, в котором существует сейчас, то можно ожидать, что небольшие аудиторские фирмы будут подвергаться дискриминации, ведь в законе нет закрытого списка причин, по которым СРО могут исключать компанию из списка своих членов», — опасается г-жа Рыбенко. Так же отмена лицензирования повлечет за собой удорожание услуг. «Членство в СРО стоит недешево — за каждого штатного аудитора нужно будет платить от 6 до 30 тыс. руб. в компенсационный фонд и за страхование его профессиональной ответственности. Естественно, эти затраты лягут на плечи клиентов», — говорит Галина Рыбенко.

А представители «большой семерки» положительно оценивают грядущую отмену лицензирования. «Допуск на рынок аудита будет предоставляться только через СРО, членом которой из-за жесткой конкуренции и контроля качества услуг смогут стать только серьезные игроки, — констатирует Эркен Андержанов. — Думаю, что к концу 2008 г. демпингующие «черные аудиторы» и небольшие фирмы исчезнут с рынка автоматически. И тогда в Ростове останется не более 25-30 аудиторских компаний».

детали
Членство в СРО обязательно для аудиторов
В октябре 2003 г. правительство избавило Министерство финансов от необходимости регулировать бухгалтерскую и аудиторскую деятельность, передав ее саморегулируемым организациям (СРО). Предполагалось, что профобъединения будут аттестовывать индивидуальных аудиторов и компании, а также разрабатывать стандарты аудиторской деятельности. Затем в 2005 г. в законопроект были внесены некоторые изменения: проект поправок запрещал СРО разрабатывать стандарты, но обязал аудиторские союзы не реже, чем раз в три года, проверять своих членов, а в случае нарушений — исключать их без решения суда. Потеря членства в СРО автоматически означает запрет на право работы: по законопроекту, аудиторы обязаны состоять в СРО, иметь аттестат и «безупречную деловую репутацию, подтвержденную рекомендациями не менее трех аудиторов», уже состоящих в едином реестре аудиторов.
Источник: «ДК».

Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации организации либо его учредителей. Цель инициативной проверки — выявление недостатков ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, налогообложения, проведение анализа финансового состояния организации, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности.