эксперты Эркен Андержанов генеральный директор ООО «Аудиторско-экспертное бюро ЭРКОН» Олег Гольдберг генеральный директор ЗАО «Донаудит Финансовые рынки» Андрей Забелев главный врач клиники «ЕвроД
Эркен Андержанов
генеральный директор ООО «Аудиторско-экспертное бюро ЭРКОН»
Олег Гольдберг
генеральный директор ЗАО «Донаудит Финансовые рынки»
Андрей Забелев
главный врач клиники «ЕвроДон»
Юрий Конобеев
генеральный директор ООО «А.У.Д.И»
Лариса Мельникова
главный бухгалтер конгресс-отеля «DON-PLAZA»
Татьяна Новикова
директор ООО «Аудит НТ»
Олег Пилипенко
директор управляющей компании «Офис Сервис»
Юрий Распопов
директор ООО «Аудиторская фирма «Лита»
Нина Фирсова
генеральный директор АКГ «Гудвилл»
Артем Хачатрян
директор Ростовского филиала компании «Финам»
Что заставляет клиентов заказывать добровольный аудит?
Зачем аудиторам заниматься консалтингом?
Экспансия столичных игроков привела к четкому распределению клиентов: местные аудиторские компании обслуживают, в основном, предприятия среднего масштаба, а крупные заказы достаются москвичам. Чтобы закрепить свои позиции на рынке, ростовские компании активно расширяют перечень дополнительных услуг, устанавливая с клиентами долгосрочные отношения.
По данным Донской палаты аудиторов (ДПА), сейчас в Ростовской области зарегистрировано 114 аудиторских организаций. Но, как считает генеральный директор ООО «Аудиторско-экспертное бюро ЭРКОН» ЭРКЕН АНДЕРЖАНОВ, примерно две трети из них существуют лишь на бумаге: «Сейчас в Ростове реально работает примерно 30-40 компаний, при этом заметное влияние на рынок оказывают не больше 10-15».
Эксперты отмечают, что по сложившейся практике, ростовские компании имеют в штате не менее пяти аудиторов с аттестатом Минфина РФ, и для эффективной работы им большой штат не нужен. В Ростове общее число сотрудников аудиторских фирм редко превышает 45 человек: объемы работ «не как в Москве», где необходимая численность персонала может достигать 200 человек.
По оценкам участников рынка, общая выручка аудиторов от услуг, оказанных предприятиям Ростовской области, в этом году составит примерно 270-320 млн руб. Примерно 60% этой суммы заработают столичные игроки, активно обслуживающие крупных клиентов. Специалисты ростовских аудиторских компаний работают преимущественно с предприятиями среднего масштаба. Но на их долю приходится 60% в совокупном портфеле заказов. На частных аудиторов приходится примерно 2-3% рынка: они оказывают, в основном, консультационные услуги, так как не имеют права выдавать аудиторские заключения.
Стоимость услуг аудитора установилась на рынке на уровне 5-7 тыс. руб. за один день работы. Средняя проверка может длиться от 5 до 20 дней. Основным источником доходов для участников рынка сейчас остается обязательный (классический) аудит. Его, по закону, должны проходить ОАО, банки, фонды, страховые компании, а также предприятия с оборотом свыше 50 млн руб. или чистыми активами более 20 млн руб.
Участники рынка сообщают, что ежегодно их оборот увеличивается на 20-25%. Это происходит не только из-за появления новых компаний, которым предписан обязательный аудит. Растет популярность инициативного (добровольного) аудита и повышается спрос на консультационные услуги.
«Актуальность инициативного аудита наметилась с конца 2005 г., – делится наблюдениями гендиректор ООО «А.У.Д.И.» ЮРИЙ КОНОБЕЕВ. – Люди стали понимать, для чего он нужен. Собственники бизнеса хотят, например, знать, как работает их бухгалтерская служба, компетентен ли топ-менеджер и т. д.». Порой финансовая проверка раскрывает предпринимателю глаза на истинное состояние дел в компании. И чтобы оградить себя от неприятных сюрпризов, он делает аудиторские проверки регулярными. АНДРЕЙ ЗАБЕЛЕВ, главный врач клиники «ЕвроДон»: «Я организовал аудиторскую проверку, когда увольнялся главбух. С тех пор считаю нужным проверять документы каждые полгода».
Такая форма проверки актуальна и в том случае, если собственник нанимает для управления своими активами стороннюю компанию. ОЛЕГ ПИЛИПЕНКО, директор управляющей компании «Офис-Сервис»: «В первый раз мы привлекли аудиторов на стадии разработки договора. Дали готовый документ собственнику. Он согласился с предложенным вариантом. Общими усилиями мы создали прозрачную систему внутреннего контроля».
Объем проверки при инициативном аудите зависит от целей, которые преследует заказчик. По словам аудиторов, встречаются случаи, когда нужно получить ответ на один вопрос. «Руководитель одной торговой организации попросил нас найти источник недостачи, – вспоминает НИНА ФИРСОВА, гендиректор АКГ «Гудвилл». – Ситуация прояснилась после контрольной покупки. Кассир выдавал чеки, не нажимая в аппарате определенную клавишу, поэтому информация с чека не попадала в фискальную память аппарата. Товар списывался со склада. Получалось, что в недостаче виноват склад, а на самом деле виновен был кассир».
Помимо финансовой проверки, аудиторская компания может предложить ряд сопутствующих услуг. Определяя объем работ, считает г-жа Фирсова, профессиональный аудитор должен тщательно изучить заявку клиента. Например, один предприниматель сначала захотел провести обычную проверку, но в процессе уточнения заказа задал главный вопрос: «Стоит ли мне заниматься данным бизнесом?». Сотрудники АКГ «Гудвилл» организовали «мозговой штурм». Проанализировали затраты, предложили отказаться от части расходов, внедрили систему бюджетирования. Сегодня, спустя год, фирма «в плюсе». Это один из примеров, когда аудиторы оказывают в большей степени консалтинговые услуги.
По данным компаний, доходы от сопутствующих услуг постоянно растут и сейчас их доля в обороте среднестатистической аудиторской компании составляет 25-30%. Генеральный директор ЗАО «Донаудит Финансовые услуги» ОЛЕГ ГОЛЬДБЕРГ сообщает: «Мы стараемся не только проверять, но и консультировать. Я считаю, что если аудитор ограничивается выполнением формальных функций, он не имеет шансов на будущее». С ним согласен директор ООО «Аудиторская фирма «ЛИТА» ЮРИЙ РАСПОПОВ: «Когда организация, с которой работаешь не один год, высказывает какие-то пожелания к работе, мы реагируем. Даем консультации по налогообложению, проведению инвентаризации».
Оказывая дополнительные услуги, аудиторы не только увеличивают прибыль, но и сохраняют за собой клиента на долгий срок. Участники рынка предлагают заказчикам постоянное сопровождение. Оно может быть, например, информационным или бухгалтерским. Очень часто аудиторы берут на себя отдельные участки бухгалтерского учета клиентов – проведение инвентаризации, начисление заработной платы, расчет налоговых платежей, составление и представление в налоговую службу ежеквартальной отчетности.
Отдавая на аутсорсинг свою бухгалтерию, предприниматель не только избавляется от необходимости содержать штатную единицу бухгалтера, но и поднимает свою деятельность на более качественный уровень. «Законы меняются чаще, чем хотелось бы, – рассказала главный бухгалтер конгресс-отеля «DON-PLAZA» ЛАРИСА МЕЛЬНИКОВА. – Поэтому мы заключили с аудиторской компанией договор на постоянное информационное сопровождение. Еженедельно получаем сведения и применяем в своей текущей деятельности. Мы стараемся использовать помощь аудиторов для профилактики возможных проблем».
«Потребность в аутсорсинге существовала всегда, – рассказывает Нина Фирсова. – Сейчас тенденция более четкая. Отношения с бухгалтером регулируются трудовым договором, и если главбух допустил ошибку, с него ничего нельзя взыскать. А сотрудничество с аудитором иное, гражданско-правовое. Аудитор несет материальную ответственность за свои действия».
Однако не все эксперты считают нужным целиком отказываться от собственной бухгалтерской службы. Олег Пилипенко считает, что это целесообразно, например, в фирмах с небольшими денежными потоками и малым документооборотом. Или там, где нет ситуаций, требующих мгновенного реагирования. «Человек со стороны не может оперативно решать то, что хочет собственник или директор, – рассуждает г-н Пилипенко. – Внешний учет – это очень узкая область бухгалтерии. Мы предпочли оставить в штате главбуха и дополнительно пользуемся услугами аудиторской компании».
Для аудиторских компаний, появившихся на рынке недавно, внешний учет и консалтинг становятся мостиком к классическому и инициативному аудиту. Директор фирмы «Аудит НТ» ТАТЬЯНА НОВИКОВА рассказывает, что она начала свою деятельность с финансового консультирования и позже перешла к аудиту. Сейчас 90% ее услуг – это налоговый и бухгалтерский консалтинг, 10% – аудит.
Возможные изменения рынка аудиторы связывают с принятием новой редакции отраслевого закона, но вступление его в силу постоянно откладывается. Главное готовящееся изменение – отмена лицензирования аудиторской деятельности. Его заменит членство в саморегулируемых организациях и внутренний контроль качества работы. Кроме того, за каждого штатного аудитора компания должна будет платить 30 тыс. руб. в компенсационный фонд и страховать его профессиональную ответственность.
Эксперты считают, что с ростом затрат рынок будет укрупняться. «Будет происходить объединение и поглощение небольших фирм, которые уже сейчас заметно теряют свои позиции. Выживут только крупные компании, имеющие высокий уровень финансовых резервов, то есть готовые нести значительные издержки без потери качества услуг», – рассуждает Эркен Андержанов.
Нина Фирсова предполагает, что, благодаря изменениям в законодательстве, с рынка исчезнут «черные аудиторы», которые продают аудиторские заключения и не утруждают себя и клиентов проверками. А Татьяна Новикова, напротив, выражает опасение, что отмена лицензирования спровоцирует рост числа фирм и снизит качество их услуг. Сейчас проверка качества аудиторской деятельности не является обязательной. Компании организуют ее по собственной инициативе. «Я сомневаюсь, что одна аудиторская фирма объективно проконтролирует другую, – говорит директор Ростовского филиала компании «Финам» АРТЕМ ХАЧАТРЯН. – Они быстро договорятся. Контролирующий орган должен быть независимым, возможно, государственным».
Лариса Мельникова считает, что востребованными будут аудиторские компании, имеющие в штате узких специалистов, по отдельным отраслям. А Татьяна Новикова связывает перспективу рынка с рекламной активностью в деловых и специализированных СМИ. Эффективным каналом продвижения своих услуг эксперты называют тематические семинары. Количество семинаров станет больше, тематика разнообразней. Создавать отделы продаж ростовские компании не готовы, хотя есть единичные попытки ввести в штат маркетолога и вменить ему в обязанность поиск клиентов.