Меню

Новый губернатор ухватил ключевую проблему региона

По мнению заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме РФ МИХАИЛА ЕМЕЛЬЯНОВА, новый глава Ростовской области все еще продолжает изучать вверенный ему регион, нащупывая его нас

Василий Голубев подвел итоги первых ста дней губернаторства на Дону. Срок малый, чтобы сделать ощутимые изменения в жизни региона. Но его вполне достаточно, чтобы увидеть, насколько глубокими они могут быть и будут ли. «ДК» предложил долгожителю донской политики Михаилу Емельянову взглянуть на эти 100 дней.


По мнению заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме РФ МИХАИЛА ЕМЕЛЬЯНОВА, новый глава Ростовской области все еще продолжает изучать вверенный ему регион, нащупывая его насущные проблемы и попутно подыскивая недостающие кадры в свою команду. И если, по словам г-на Емельянова, проблемы с подходом прошлой администрации к работе с инвесторами он рассмотрел верно, то пробелы в политической и общественной жизни Дона пока незаслуженно выпадают из поля его зрения.
Как вы оцениваете первые три месяца работы нового главы области?
— Судя по всему, назначение нового губернатора произошло довольно спонтанно, в том числе и для него. Очевидно, что он приехал без команды и без глубокого понимания проблем региона. Поэтому прошедшие 100 дней были использованы на то, чтобы познакомиться с областью и определить приоритеты. По большому счету, пока не сформирована команда, ряд должностей остается вакантным. Не сформировано правительство, структура управления остается той же. Видимо, губернатор находится в довольно сложном положении— с одной стороны, понимает, что область ждет от него перемен, а с другой— не совсем видит, какими эти перемены должны быть. Очевидно, ему нужно гораздо больше времени, чтобы оценить ситуацию.
Сколько?
— Не менее полугода. Хотя нельзя не отметить, что он ухватил ключевую проблему нашей области— инвестиции.
А в чем у нас проблемы с инвестициями? Агентство инвестиционного развития при администрации— объективно одно из лучших в России.
— Я ни в коем случае не хочу поставить под сомнение качество работы нашего АИР, но надо понимать, что по этому направлению мы значительно проигрывали Краснодарскому краю, даже без учета Сочи. И соответственно, мы проигрывали по собственным доходам бюджета— чуть ли не в два раза. Сложившаяся ситуация связана не с деятельностью агентства или каких-то чиновников, ответственных за это направление, а с политикой, которую проводила администрация. Как известно, инвестировать в местную экономику могли либо люди, очень приближенные к команде губернатора, которым он доверял, либо крупные иностранные компании, которые не играют в политику. Крупные же российские компании федерального уровня («Лукойл», «Русал», «Норильский никель», «Система») практически в регионе представлены не были. Потому что как только появляются такие сильные инвесторы, они начинают играть в региональную политику — моментально появляются ресурсы, в том числе для оппозиционной деятельности. Мы можем видеть это на примере Красноярска или Екатеринбурга. Наше прежнее руководство к работе в условиях конкуренции, в том числе политической, было не готово. Да и не хотело этого. Развитие приносилось в определенную жертву стабильности. И мы ею гордились даже. И если в 90-е годы эта схема была актуальна, то в тучные нулевые потребовалась другая модель. И, видимо, когда Голубева назначали, ему была поставлена задача— открыть регион для инвестиций.
К чему должен быть готов в таком случае новый губернатор?
— Работать в условиях политической конкуренции, если он действительно хочет полностью открыть область для инвесторов.
Есть признаки того, что он готов к этому?
— Пока ничего не видно. Более того, есть другой знак. Наша партия обратилась к губернатору с предложением, которое подписали около 80 представителей различных общественных организаций Дона— о создании в регионе общественной палаты. Если мы хотим работать в условиях политического плюрализма, вести диалог с гражданским обществом, то федерация дает нам пример— есть общественная палата. Именно она разработала модельный закон для регионов об учреждении в субъектах федерации общественных палат. Меня удивляет то, что запрос был отправлен в июле, а ответа мы не получили до сих пор. Это тревожный знак, демонстрирующий культуру работы. Кстати, я вообще пока не вижу, чтобы новый губернатор обращал внимание на политическую жизнь. По-моему, он недооценивает эту область общественной жизни. Например, он до сих пор не провел встречу с депутатами Госдумы, с представителями политических партий. Я не знаю, были ли диалоги с общественными организациями, но широкого освещения в СМИ они не получили. На муниципальном уровне технократический подход к управлению, может быть и работает, но уже на региональном— без политической и общественной компоненты его становится недостаточно. Особенно если иметь в виду, что область должна быть более открытой и привлекательной для инвестиций. Есть связь между открытостью и инвестиционной привлекательностью— должна быть готовность работать в конкурентной среде.
Раз уж вы упомянули о конкурентной среде, то хотелось бы поговорить о соседнем регионе, который в последнее время пытается отодвинуть нас на задний план в борьбе за частные и государственные инвестиции в Азов-сити и Южном хабе. Действительно ли Краснодар воспользовался случаем и решил проверить нас на инвестиционную прочность?
— Краснодар давно ревновал к Ростову, который еще с советских времен был признанным лидером Северного Кавказа. В 90-е годы кубанские власти решили с этим поспорить. Сначала все это выглядело как лаяние Моськи на слона, потому что мы были несопоставимы ни по масштабам экономики, ни по научному потенциалу, ни по транспортной составляющей. Но к началу нулевых разрыв между нашими регионами значительно сократился. И во многом именно потому, что руководство Краснодарского края, особенно после прихода Ткачева, не боялось конкуренции. Оно говорило— приходите кто угодно— мы все равно будем сильнее. Это уверенность лидера. И естественно, была поставлена задача по превращению Краснодара в центр всего Северо-Кавказского округа. Ведь при образовании ЮФО была серьезная борьба за то, где расположится столица. Ростов выиграл. И слишком успокоился. Мне, конечно, очень не нравится ситуация с Азов-сити. Не в том аспекте— будет или не будет у нас эта игорная зона, а в том, что это действительно испытание Ростова на столичность. Но самое страшное для нашего региона— если мы потеряем хаб. Азов-сити— это тест, но если мы потеряем хаб, то действительно станем периферией.
Александр Ткачев действительно просто так ни о чем не начинает говорить? Есть вероятность потерять этот проект?
— Он бросает открытый вызов Ростову. Он посчитал, что переход власти— это удобное время. Новый донской губернатор может быть занят внутренними проблемами и не успеет отреагировать на шаги, которые предпринимает краснодарская администарция. Так что мы должны выиграть борьбу за хаб. Тогда Краснодар нам не соперник.
Губернатор пытался применить депутатский ресурс в разрешении проблемы с предложенным переносом игорной зоны под Анапу?
— Он отправил нам письма, и мы сделали определенные шаги. Но не стоит переоценивать ресурс депутатов: в силу сложившейся конфигурации власти значение Думы значительно ослабло. И вопрос по Азов-сити и по хабу только формально решается в парламенте. На самом же деле, все решения будут приниматься в кабинете министров и в администрации президента. Здесь, как вы понимаете, нужны иные рычаги влияния.
А они есть?
— Вот мы и посмотрим. Эта ситуация— во многом тест и для Василия Голубева— насколько сильны его позиции там. Потому что в противном случае это будет не только поражение Ростова, но и его личное поражение. Хотя не стоит сбрасывать с себя обязательства бороться— это уже будет борьба за Ростов— все должны в этом участвовать, в меру своих сил и возможностей.
Почему бизнес так активно пошел в местную политику?
— Как правило, в политику идут для того, чтобы себя реализовать. На определенном этапе развития бизнеса человек начинает видеть ситуацию в своей отрасли шире— в совокупности ее связей с городским и региональным хозяйством. Он что-то хочет изменить, пытается построить диалог с властью, но власть его слышать не особо хочет. И он решает— «Сейчас пойду и что-то сделаю!» Правда, чаще всего наступает разочарование, поскольку политика— это тоже бизнес, но более сложный— там еще больше неопределенности. Но пока достаточно людей, которые готовы в это играть. Еще одно объяснение кроется в том, что у нас пока плохо организованы наемные работники— нет сильных профсоюзов, общественных организаций, которые могли бы поддержать своих кандидатов на выборах. Ведь опять-таки все упирается в том числе в финансовые ресурсы. Поэтому пока у нас недоразвито гражданское общество, в местные думы идут те, кто может участвовать в выборах на самоокупаемости. А это пока только бизнесмены.