Инвестор проекта считает, что и после ЧМ-2018 отель будет заполняться
Известный ростовский предприниматель и общественный деятель, член комитета ТПП России в сфере игр и лотерей Николай Оганезов рассказал "Деловому кварталу" подробности строительства отеля Marriott на Левом берегу Дона в Ростове.
- Николай Рубенович, решение о строительстве Marriott в Ростове принималось на фоне строительства Sheraton и Hyatt. Действительно ли Ростову необходимо такое количество первоклассных отелей?
- В соответствии с требованиями, которые к городам-участникам ЧМ-2018 выдвигает FIFA, количество номерного фонда гостиниц Ростовской области должно составить 7,76 тыс. номеров, из них 1,66 тыс. номеров - в гостинцах уровня 3-5 звезд. Отели Marriott Courtyard, специально созданы для сегмента upscale, ориентированы в первую очередь на короткие бизнес-поездки. В 2015-2016 гг. замечен высокий уровень загрузки в столичных отелях верхнего сегмента несмотря на рост цен, что свидетельствует о том, что гости по-прежнему имеют возможность останавливаться в отелях более дорогой категории за те же деньги в валюте, что в целом делает эти отели очень привлекательными особенно для зарубежных гостей. Около 95% от общего числа гостей составляют бизнесмены и члены различных делегаций. Следовательно, ввод в эксплуатацию новых отелей верхнего сегмента позволит выйти нашему региону на новый экономический уровень. Развитие luxury- и upscale сегментов, внедрение инновационных медийных технологий формируют так называемые точки притяжения для гостей, определяют имидж и деловую репутацию города, оказывают непосредственное влияние на рост туристской привлекательности региона в целом.
- Как на планах инвестора Мэрриотт отразились проблемы с достройкой Sheraton и Hyatt?
- Изменение экономической ситуации в стране и скачок курсов основных валют в 2014 году привели к тому, что у коллег при строительстве «Hyatt Regency Don Plaza Rostov» и «Sheraton» произошло значительное увеличение стоимости объектов. Как следствие это привело к изменению темпов строительства. Кроме того, «Hyatt Regency Don Plaza Rostov» и «Sheraton» находятся в другом сегменте градации отелей. Указанные выше проблемы никак не повлияют на планы инвестора Marriott Courtyard.
- Каков объем инвестиций в проект, есть ли в них заемные средства, со-инвесторы и на какой срок окупаемости вы рассчитываете?
- К Чемпионату мира по футболу 2018г., ориентировочно к 01.01.2018 г., будет построен гостиничный комплекс Marriott Courtyard, который будет расположен на улице Левобережная, на территории бывшего пансионата, на земельном участке площадью 5 ,5 тыс. кв. м. Расчетный объем инвестиций в проект - около 1,4 млрд. рублей, срок окупаемости 10 лет. Отель Marriott Courtyard будет представлять собой 8-этажное здание общей площадью 10 тыс. кв. м., рассчитанное на 198 номеров. В состав комплекса включены фитнес-центр со СПА-зоной, бизнес-зал, ресторан, закрытая подземная автостоянка на 100 парковочных мест и открытая гостевая парковка на 80 парковочных мест. После ввода в эксплуатацию в гостинице будет трудоустроено 180 человек. На данный момент заканчиваются работы нулевого цикла. Инвестором выступает предприниматель, Сергей Борисович Самсоненко, Почетный консул России в Республике Македонии.
- Рассчитываете ли вы на поддержку местных и региональных властей в строительстве отеля и в чем она должна быть выражена?
- Сразу вспомнилось, как в детстве при моей жгучей активности в помощи по дому мне мама говорила: «Самая твоя большая помощь — это не мешать». Однако, здесь ситуация несколько иная. Появление в Ростове-на-Дону больших сетевых отелей международных брендов в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года должно сопровождаться принципиально новым подходом к развитию города как центра делового туризма.
Параллельно со строительством столь значимых объектов, целесообразно развивать деловую инфраструктуру в целом. Гости едут в отели не ради их посещения. Они едут к своим контрагентам и к партнерам по бизнесу, проводить переговоры и контролировать рабочие процессы, поэтому очень важно постоянно развивать экономику и деловую активность региона. Именно в этом мы и видим самую большую поддержку и помощь от властей.
- В таком случае, есть ли, на ваш взгляд, у ростовских отельеров шанс загрузить гостиничные мощности после ЧМ по футболу 2018 года?
- Гостиничный бизнес прямо зависит от социально-экономического развития города и региона. Динамика развития делового туризма в нашем городе, зависит от того, насколько наш регион является инвестиционно привлекательным, насколько он интересен для бизнеса. Основной положительный момент проведения матчей ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону заключается в том, что это подтолкнет и ускорит реализацию многих инфраструктурных проектов, которые давно задумывались федеральными и местными властями. В первую очередь идет речь о строительстве дорогостоящих объектов транспортной инфраструктуры города и региона в целом, например, таких как южный авиационный хаб, скоростная железнодорожная ветка «Москва-Ростов», реконструкция трассы М4, объездная дорога по Левому берегу, устройство современной рекреационной зоны на том же Левом берегу. Таким образом появился отличный шанс создать такие социально-значимые объекты в городе, строительство которых всегда откладывалось до лучших времен. Кроме того, данные объекты останутся полезными и востребованными и после окончания ЧМ-2018. Например, строительство нового аэропорта, безусловно, предполагает развитие регионального авиасообщения, а это существенный потенциал для развития туристического и гостиничного бизнеса. Если излагать проще, то мы не просто ориентируемся сейчас на показатели ёмкости рынка в настоящий период и в период проведения ЧМ-2018 года, мы видим главной своей задачей рост рынка после 2018 года за счет увеличения деловой активности в городе и в регионе. Для решения этой задачи необходимо сотрудничество с городской и областными властями.
- На Ваш взгляд, какие шаги должен предпринять регион, чтобы нарастить объемы рекреационного и делового туризма?
- Чуть выше мы уже обсудили вопросы касательно увеличения сегмента делового туризма в регион. Здесь все понятно: если растет экономика региона и повышается его инвестиционная привлекательность, значит, будут расти и объемы делового туризма.
С рекреационным туризмом не так просто. Бесспорно, что наш регион богат на живописные места, мы имеем разнообразную этнокультуру, историю казачества с соответствующими историческими памятниками. Однако, при имеющихся положительных результатах роста посещаемости туристами данного сегмента, невозможно говорить о каком-то существенном сдвиге, так как рядом мы имеем очень сильных конкурентов в лице Черного моря и Кавказских гор. Не изменит ситуацию в перспективе и ЧМ-2018 года, туристы потом не хлынут в г. Ростов-на-Дону, чтобы посмотреть на новый стадион, на котором когда то играли в футбол на Чемпионате мира. Думаю, здесь особое внимание надо уделить так называемому событийному туризму. Так, например, в г. Сочи после проведения олимпийских игр особую роль уделили именно генерированию целого ряда значимых событий: гонки Формулы-1, кинофестиваль «Кинотавр», музыкальный конкурс «Новая волна», международный экономический форум, КВН, международные спортивные соревнования, нескончаемые конференции и фестивали. Очевидно, что именно широкий спектр событий на любой вкус позволил обеспечить высокую заполняемость отелей, построенных к 2014 году. В "не-сезон" лета 2016 года заполняемость отелей на Красной поляне составляла 80%. Такого уровня загрузки отелей Красная поляна ранее никогда не показывала. Здесь, конечно, свою роль сыграли и правильно организованная на федеральном уровне реклама многочисленных событий и возникшие проблемы в российско-турецких отношениях.
Событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Уверен, что при правильной организации процесса генерирования событий достаточно быстро удастся превысить количество событийных туристов над количеством рекреационных туристов. Вопросом генерирования событий регионального и федерального масштаба надо озадачиваться уже сейчас. Здесь роль инициатора и координатора могут взять на себя городские и областные власти. Именно развитие событийного туризма позволит существенно увеличить поток туристов в город и регион. Можно, конечно, помечтать и о разрешении открытия казино в 4-х и 5-ти звездочных отелях, тогда бы проблема загрузки отелей верхнего сегмента после ЧМ-2018 года не стояла бы вовсе.
- Влияют ли на планы инвестора западные санкции и в чем это проявляется?
- Западные санкции на реализацию нашего проекта пока никак не влияют. Ни наши партнеры, ни перечень оборудования в санкционные списки не включены.