В этом году главную премию «Человек года» «ДК» вручил генеральному директору компании «Молодец» Николаю Дубовому. За смелость и отвагу. За стойкость. За борьбу. За справедливость.
Для Николая Дубового и его супруги и по совместительству партнера в бизнесе — Екатерины этот год был нелегким из-за серии судебных разбирательств, которые, к слову, продолжаются до сих пор. Но они не собираются сдавать позиции по защите своих прав и продолжают оставаться «молодцами».
Иррациональное начало
Хотя «Молодцов» могло и не быть, если бы 12 лет назад Екатерине и Николаю Дубовым не отказали в регистрации другого названия продукции. Тогда, в 2001 году они познакомились с человеком, который предложил им оборудование, производящее новый для всего мира продукт — хлебцы из цельной пшеницы. «Это была просто идея, и Николай Александрович ей заразился», — вспоминает Екатерина Дубовая. «И продукт был благородный — диетическое питание», — добавляет Николай Дубовой. Мысль о том, что такого не производил еще никто, заинтересовала супругов. Они и сами придерживаются здорового образа жизни. А в то время вся диетическая еда была невкусной, выбора практически не было. Из того, что было представлено на полках магазинов, — круглые хлебцы из цельного зерна и хлебцы из муки без зерна. Также были и импортные с содержанием дрожжей и сахара и более походили на кондитерскую продукцию.
Однако сначала сам продукт был недоработанный. А точнее, его в прямом смысле слова не было вообще — лишь идея. Дело в том, что оборудование предположительно производило диетические хлебцы из цельного зерна. Образец супруги увидели только единожды, далее оборудование все время было неисправно.
«Но я был уверен, что с этим неработающим оборудованием мы произведем эксклюзивный продукт, которого в мире еще нет, и будем продавать его во всех странах, правда, тогда было неясно, кому и что вообще это за рынок», — вспоминает с улыбкой Николай Дубовой.
«Когда с нуля заражаешься какой-нибудь идеей, ты двигаешь ее без анализа рынка, маркетинговых исследований, четкого понимания своего покупателя, все происходит на иррациональном уровне, — объясняет Екатерина Дубовая. — Я думала, что только у нас такое хаотичное начало. Но когда я прочла Адизеса Ицхака «Управление жизненным циклом корпорации», то поняла, что у всех так. Как только человек заражается идеей, верит в то, во что не верят другие, то первые шаги он делает по наитию, гонится за своей целью, ловит каждый шанс без четкого плана и анализа».
Идея производить диетическое питание более захватила Николая Дубового. Екатерина, как признается супруг, стала для него музой. Она же поддерживала мужа, веря скорее в него, чем в идею.
«Я называла это Нью-Васюками. И не могла понять, с чего он взял, что это будут покупать, и даже мое экономическое образование не давало мне никакого основания что-либо здесь спрогнозировать, — вспоминает она. — У нас тогда был уже сын Илья, и я сказала мужу, что рожу ему дочку, как только он заработает первый миллион».
Вера Екатерины Дубовой в продукт пришла позже. Спустя серию неудачных попыток запустить станок Николай Дубовой принял решение взять на себя полную ответственность за потраченное время и самостоятельно заняться отладкой оборудования. Ему пришлось изучать литературу по механике, встречаться со специалистами, посещать профильные заводы. Уже через год с командой инженеров он улучшил конструкцию главного узла станка и наконец получил первый продукт. В 2006 году в семье Дубовых родилась дочь Алиса.
Запрыгнуть в уходящий поезд
Первые пять лет Екатерина и Николай Дубовые чуть ли не каждый день переживали маленькую революцию. Каждый новый шаг, этап и решение были в их жизни впервые.
Технические вопросы лежали на плечах Николая, Екатерина вела экономическую часть производства, но, по сути, супруги занимались всем — от выбора дизайна упаковки до фасовки, если было необходимо. Уже к середине 2001 года они получили станок, более-менее стабильно производящий хлебцы, с которыми можно было выходить на рынок.
И пошли г-да Дубовые регистрировать товарный знак. Рабочее название казалось им очень удачным и оригинальным — «Хлебцы-Похудцы». Сейчас они с радостью и облегчением рассказывают, как им отказали.
«Как всегда, пошли регистрироваться в последний момент, — вспоминает Николай Дубовой. — А нам говорят, что такое слово в названии — «похудцы» — должно быть подкреплено клиническими исследованиями, которых, конечно, у нас на тот момент еще не было. А ведь нужно выбрать людей, кормить их хлебцами около полугода, проследить снижение веса и так далее».
В итоге партнеры выбрали созвучное название «Хлебцы-Молодцы», которое спустя время стало не только узнаваемым брендом по всей стране, а «Молодец» дало название их бизнесу и стало девизом.
Далее начался новый этап — партнерам необходимо было понять, как и кому продавать. На этот момент они еще обходились собственными средствами. Первый станок стоил около $1 тыс., затраты на сырье тоже были невелики. Для дебютного участия в выставке они заказали упаковку. Но в срок поставщик ее не произвел, поэтому впервые в свет «Хлебцы-Молодцы» вышли в полиэтиленовых пакетиках с пластиковой змейкой.
«Я тогда позвонил нашему поставщику, а он сказал, что не успевает сделать нам упаковку, — рассказывает Николай Дубовой. — Поэтому мы поехали на Центральный рынок, купили этих пакетиков. Они были совсем не по размеру для наших хлебцов, пришлось эти пакеты подрезать, потом запаивать. Название распечатали на обычной офисной бумаге. Но эта была крайняя мера и только для выставки. Для дальнейшей продажи мы дождались оригинальной упаковки».
Уже через час присутствия на выставке «Хлебцы-Молодцы» закончились. Пришлось отправлять машину за новой партией продукции. Так «Газель» подвозила хлебцы еще три раза.
«В тот момент наш станок еще работал с перебоями, — вспоминает с улыбкой Екатерина Дубовая. — Мы даже не всегда понимали, почему он то работает, то нет. Сколько счастья у нас было, когда он запускался! И мы молили, чтобы он мог проработать хотя бы час. Вот в таком режиме — запрыгнуть на подножку уходящего поезда — мы работали тогда на выставке. В этом же режиме, кажется, работаем и до сих пор. Темп сумасшедший, как и в те времена, правда, сейчас у нас новейшее оборудование и ультрасовременные производственные линии».
На этой выставке «Хлебцы-Молодцы» взяли серебряную медаль. Как признался один из судей тогда Николаю Дубовому, дали бы золотую, если бы не упаковка.
В поисках сбыта
Первое десятилетие компания «Молодец» стремилась успеть за растущим спросом. Ее учредители всегда были жадными до возможностей.
«И мы их старались никогда не упускать, — объясняет Екатерина Дубовая. — Нам делают предложение, мы еще не знаем, как его реализовать, но уже соглашаемся. Сейчас вектор приоритета из объемов больше сдвинулся в сторону эффективности. Но самое главное —– это при любых бизнес-задачах всегда делать упор на качество. Мы никогда на этом не экономили». На производстве продукции ЗАО «Молодец» работает служба качества, введены принципы HACCP, уже много лет действует система менеджмента качества ИСО 9001. Екатерина Дубовая продолжает: «У нас всегда был пунктик на качестве, мы понимали, что, один раз его испортив, мы перекроем себе дорогу к долгосрочному присутствию на рынке».
Поэтому учредители стремятся к идее, чтобы их компания не только была лидером рынка, но и стала исторической.
«Мы хотим, чтобы она нас пережила, — объясняет г-жа Дубовая. — Сколько раз мы просто уничтожали партию продукта, если при выборочной проверке нас не устраивало что-то в качестве хотя бы одной упаковки из этой партии. Мы находимся в постоянном контакте с потребителями, проводим опросы о качестве нашей продукции, пытаемся что-то улучшить. А если есть какие-то отдельные нарекания клиента — это предмет тщательного расследования, причем генеральный директор все такие вопросы держит под личным контролем, несмотря на то, что у нас в компании есть большая служба качества».
По словам Николая Дубового, сейчас основные партнеры ЗАО «Молодец» — это крупные торговые сети и дистрибьюторы продуктов и диетического питания по всей России и в странах СНГ: «А в самом начале мы сами ходили по магазинам, предлагали свою продукцию». Первый заказчик компании «Молодец» — это магазин диетического питания на ул. Пушкинской. Его директор познакомила Дубовых со своими московскими поставщиками, которые в дальнейшем стали заказывать «Хлебцы-Молодцы» в крупных объемах.
«В этот период мы уже стали опираться на кредитные средства и инвестора. Тогда мы входили в состав холдинга «Урал-Дон», позже выделились в собственное предприятие. Задача на тот момент была такая — как можно быстрее занять позиции на рынке».
В середине 2000-х компания стала постоянно проводить маркетинговые исследования. Большим сюрпризом, с одной стороны, а с другой — закономерным результатом стало понимание того, что «Хлебцы-Молодцы» занимают пятую часть рынка диетического питания в России.
«Мы, кстати, все-таки сделали то самое исследование, подтверждающее, что наши хлебцы — похудцы. То есть факт похудания от наших хлебцев доказан», — рассказывает Николай Дубовой.
Сейчас флагманская линейка ЗАО «Молодец» — это продукция, произведенная по цельнозерновой технологии. Проходила разработка также безглютеновой продукции. Позже была закуплена линия вафельного оборудования, по упаковке которого ЗАО «Молодец» ведет сегодня судебные споры.
И вновь подвела упаковка
В феврале 2012 г. индивидуальный предприниматель Елизавета Малик подала в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку «Хлебцы-Молодцы». Она действовала в интересах предприятия ООО «Елизавета» в Смоленске, которое тоже производит хлебцы. Суть претензии в этикетке, которая, по мнению Малик, похожа на этикетку смоленских хлебцев.
Претензия была предъявлена к 4 из 20 упаковок компании ЗАО «Молодец». Проблема была в том, что до недавнего времени существовала коллизия в законодательстве, при котором схожесть упаковок определяет комиссия в Роспатенте, и если она говорит, что упаковка схожа, то суд принимает это на веру без лишних разбирательств и подтверждений. В соответствии со статьей 1515 ГК РФ, при обнаружении схожести упаковки ответчик уплачивает истцу штраф в виде двукратного размера выручки ответчика. Причем до последнего времени ущерб истец не должен был доказывать.
«А его и не было, — объясняет Екатерина Дубовая, — потому что зарегистрированная в Роспатенте упаковка Малик никогда не выпускалась. Соответственно, какой мог быть нанесен ущерб? Вот под это мы и попали и дошли вплоть до исполнительного производства, прошли через суды о банкротстве и прочее. Однако слава богу, что в процессе наших разбирательств выходит Решение Президиума ВАС по аналогичному нашему спору, где ВАС высказался, что при применении норм статьи 1515 ГК РФ должна не просто браться огульно двукратная выручка ответчика, но и учитываться и размер понесенных истцом убытков, и степень вины ответчика».
В том же решении было сказано, что другие компании, которые пострадали от применения статьи 1515 ГК РФ, могут теперь обращаться в суд для пересмотра уже вынесенных решений. Таким образом, решение о 172 млн руб. штрафа, присужденного ЗАО «Молодец», было отменено.
В Ростове дело получило резонанс: предприниматели составили открытое письмо на имя Президента РФ Владимира Путина, призывающее обратить внимание на угрозу развития бизнеса в РО и в России в целом, «сложившуюся из-за неоднозначной позиции Роспатента». Солидарность в письменной форме выразили около сот¬ни первых лиц и собственников компаний среднего и крупного бизнеса РО.
«Мы благодарны поддержке ростовского бизнес-сообщества и профессиональных объединений. Тогда мы увидели подтверждение, что движемся в верном направлении», — добавила г-жа Дубовая.
К слову, «Молодец» — первая компания, которая прошла этот путь — путь пересмотра подобного дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
«Это очень ценный опыт, так как судебная система в нашей стране опирается на судебную практику, — продолжает г-жа Дубовая. — И если в судебной практике есть случай пересмотра подобного дела, то другим компаниям, попавшим в схожую ситуацию (а таких, как оказалось, очень много, потому что это стало настоящим бизнесом в последнее время), проще отстоять свои права в суде и защитить свой бизнес».
Сейчас судебные разбирательства продолжаются. Они растянуты в географии между Ростовом и Москвой. Следующие — в середине января, с Роспатентом. Хотя г-да Дубовые замечают, что эта, казалось бы, не самая приятная история им сыграла на руку: продажи продукции за последний год выросли на 15%. «Мы не уверены, на самом деле, что это напрямую связано с тем резонансом, — комментируют супруги, — который произвели. Может, совпадение, а может, и правда доля внимания СМИ».
Автор: Мария Карачевцева
Николай Дубовой
Родился 9 мая 1970 г.
Образование:
2002 г. — РИНХ, юриспруденция.
Карьера:
2000-2001 гг. — директор ООО «Маяк-Ойл»,
2001-2002 гг. — замгендиректора
ЗАО «Молодец»,
2002-2007 гг. — директор ООО «Снэйк»,
2007-2009 гг. — замгендиректора
ЗАО «Молодец»,
2009 г. — н. в. — гендиректор ЗАО «Молодец».
Екатерина Дубовая
Родилась 14 февраля 1975 г.
Образование: 1996 г. — РИНХ, маркетинг;
Академия народного хозяйства
при Правительстве РФ.
Карьера:
1997-1998 гг. — земдиректора ООО «Урал-Дон-Маркет»,
1999-2002 гг. — экономист ООО фирма «АН-2»,
2002-2009 гг. — гендиректор ЗАО «Молодец»,
2009 г. — н. в. — директор по развитию ЗАО «Молодец».