Честно признаюсь, нам повезло с ребенком, потому как именно его врожденное чувство ответственности позволило нам успешно совмещать воспитание ребенка и становление бизнеса.
Когда мы начинали бизнес, ребенок воспитывался с участием бабушки и дедушки. Нянь не было. Свободное время, которые мы могли ему уделять — это вечера, выходные, совместные поездки, походы в театр, в кино. Вместе гуляли, читали. Дни были заняты, часто приходилось ездить в командировки. Объяснять сыну, почему ситуация складывалась именно так, не было времени, да и не возможно это было: ведь объяснить, как развивается бизнес в нашей стране, ни маленькому, ни даже среднему ребенку в принципе невозможно. Просто говорили: есть работа, ответственность, какие‑то задачи, которые нужно решать. Мы попали в тяжелую эпоху перемен, пробовали разные виды предпринимательства.
В школе сын учился сам. Учился на «отлично». При этом не мог себе позволить получить даже «четверку». Это была его внутренняя установка. Глядя на то, как много времени родители уделяют становлению своего дела, насколько они ответственны за тех людей, которые работают вместе с ними, он почувствовал, что должен принимать в этом посильное участие. И учеба на тот момент стала тем участием, к которому он относился максимально серьезно.
Дмитрий помогал в школе ребятам решать сложные задачи, развивал их знания языка. У него не было ни одного репетитора, хотя всех это удивляло, потому что знания были выше, чем у детей, которые занимались по профильным предметам с педагогами дополнительно. Сын сам добивался всех этих знаний. В школе сдавал два экзамена по иностранным языкам — английский и немецкий. Английский не входил в школьную программу, он учил его самостоятельно с педагогом. Два языка были сданы на «отлично». И школу сын закончил с золотой медалью.
Иностранные языки — его увлечение. Дмитрий любит покупать книги на латинском, итальянском, турецком. Поступил в университет, где также учится на «отлично». Сейчас пишет диплом.
Если сын за что‑то берется, то должен это делать лучше всех. На самом высоком уровне. Он перфекционист. И это наша самая большая, как ни удивительно, сложность. У нас, как у предпринимателей, есть в крови некая доля авантюризма, присутствует более свободное мышление. У сына иное отношение к жизни. Если кто‑то может что‑то делать спустя рукава, то Дмитрий, пока не выполнит задачу в наилучшем виде, не успокоится. Я не знаю, как это воспитывалось. Мы никогда не говорили: «Будь таким, сделай вот это».
Когда сын выбирал ВУЗ, факультет, то решение принимали коллегиально. Наше предложение совпало с его интересами. Мы остановились на Ростовском государственном университете путей сообщения на факультете «Экономики и управления на предприятии». Кстати, мы с супругом заканчивали этот же университет. Сын отказался учиться и заграницей, и в Москве, потому что здесь в городе — друзья, дом. Я уверена, что сын с его характером и стремлением быть лучшим буквально во всем в будущем обязательно займется более углубленным образованием.
Сейчас сын работает у нас в компании, в отделе маркетинга в должности аккаунт‑менеджера. Совмещает работу с учебой. Признаюсь, я была против того, чтобы Дмитрий работал в нашей компании, но потом согласилась. Конечно, он не имеет отношения ко мне в подчиненности. Он трудится в другом отделе под руководством совершенно других людей. У него свои начальники, которые ставят ему задачи и контролируют их выполнение.
Лично мне хотелось бы направить его профессиональные устремления в область маркетинга. Это интересно для развития любого предприятия, потому как это деятельность, направленная на работу с людьми, на продвижение, на выяснение покупательского спроса. Если это будет интересно и моему сыну, то я буду рада. Но если он выберет себе иную стезю, настаивать не буду.
Уверена: совмещать бизнес и воспитание ребенка можно. Особенно, если у вас такой же ответственный сын, как наш. Дмитрий точно не принадлежит к числу избалованной золотой молодежи. Он прошел с нами все тяготы становления бизнеса. Стоически все это переносил. Были времена, когда мы не могли себе ничего позволить. А потом могли позволить себе только сходить в кафе! И это уже было праздником! Мы начинали с нуля. И не раз все теряли. Не раз поднимались заново. Ребенок видел упорство, с которым мы пробивались в жизни. И, видимо, взял это как пример отношения к жизни — упорно идти к намеченной цели.