Меню

Наконец-то мы поняли, что пора экономить на ресурсах

В России есть несколько проблем, с которыми так или иначе сталкиваются абсолютно все предприниматели. Главная— это непонимание, насколько неэффективен существующий бизнес с точки зрения экономии за

В России есть несколько проблем, с которыми так или иначе сталкиваются абсолютно все предприниматели. Главная— это непонимание, насколько неэффективен существующий бизнес с точки зрения экономии затрат. Это непонимание складывается из разных аспектов. Во-первых, люди не знают о современных технологиях, в которых используются энергоресурсы. Во-вторых, у предприятий не стоят счетчики, отчего люди не знают о своих энергопотерях. В-третьих, это непонимание того, что инвестиционный проект модернизации— замена старого оборудования на новое— частично окупается благодаря именно энергосбережению.
Руководителям компаний очень сложно объяснить, насколько важно знать об энергопотерях у них на производстве и учитывать эти данные. Есть люди, которые могут донести до них эту информацию— энергетики или энергоаудиторы— но от этого ликбеза особых изменений пока нет.
Предпринимателям, директорам, собственникам важно понять, что проекты по энергоэффективности могут окупать сами себя. Можно взять у банка кредит на модернизацию своего производства, который окупится за счет снижения энергозатрат. Вот, например, вы меняете котельную и у вас на 30% снижаются затраты на производство тепла, за счет этого снижения вы можете вернуть процент по кредиту.
Иногда приходишь на завод, где директор ведет тебя на производство и сам рассказывает: «Вот стоит старый холодильник, холодильник испортился. Летом из-за этого мы потеряли большое количество продукции. Вот система освещения, тоже плохая». То есть директор сам все рассказывает и сам предлагает выходы из этой ситуации, но редко когда учитывает реальные цифры, основываясь лишь на догадках.
В моей практике был такой пример. Представьте себе предприятие, которое производит железобетонные блоки для строительства. Они используют много сжатого воздуха для обработки этих панелей. Директор пригласил специалиста для выяснения, можно ли подобрать какое-то более новое оборудование для модернизации процесса. Первый вопрос, который задает аудитор директору— это «какого года у вас компрессор?». Далее происходит следующий диалог:
— 1973-го.
— Какого года у вас сети?
— 1974-го.
— А какой процент потерь в ваших сетях?
— Да нет никаких потерь!
— А вы считали?
— Да нет, конечно, зачем? Я просто хочу купить новое оборудование— четыре компрессора по несколько тысяч евро каждый.
На что специалист предлагает: «Давайте мы сначала посчитаем процент потерь, а потом примем решение». Без ущерба производства в сети ставится датчик, который выдает показатель потери 38%. Директор не может скрыть своего удивления, а инспектор объясняет, что только при наличии этой цифры и стоит рассчитывать, какое оборудование, сколько компрессоров, какой мощности и за какую цену необходимо приобретать.
Еще недавно казалось, что внедрение программ энергоэффективности в России не актуально. В стране до кризиса наблюдался экономический рост, предприятия были озабочены мгновенным извлечением прибыли, а об энергоэффективности никто не думал. Кризис заставил бизнес задуматься о производственных издержках. Пришло понимание того, что надо экономить на ресурсах. Соответственно, выросла потребность рынка в энергосберегающих технологиях.
В 2007 г. Всемирный банк оценивал потенциал российского рынка по энергоэффективности в $320 млрд. Такие средства нужно инвестировать, чтобы в течение пяти лет снизить энергопотребление в России без ущерба для экономического развития.