Владимир Долгов генеральный директор Google в России Большое видится на расстояньи — прав Есенин. Мы еще не осознаем, как то, что нас окружает, изменит мир через годы. Когда в 1450 г. Гуттенберг
Владимир Долгов генеральный директор Google в России
Большое видится на расстояньи — прав Есенин. Мы еще не осознаем, как то, что нас окружает, изменит мир через годы. Когда в 1450 г. Гуттенберг напечатал первую книгу, все сразу поняли, что это прорыв, который послужит распространению знаний. Но на самом деле никто не мог предположить истинных последствий этого изобретения. А через 70 лет началось движение протестантизма в Европе. Ведь Библия— первая книга, которую напечатал Гуттенберг,— прежде была рукописной. Ее было сложно достать, фактически копии хранились в соборах и у самых богатых людей. А с изобретением книгопечатания Библия начала появляться в домах простых людей. И тут произошла интересная вещь: у тебя есть своя Библия, значит, ты можешь ее по-своему толковать. Это послужило толчком к созданию того движения, которое изменило мир.
Второй пример: в 1969 г. в американской исследовательской лаборатории создали сеть, которая связала несколько компьютеров между собой. Это были резервные каналы — на случай, если телефоны, телеграфы выйдут из строя. И никто из создателей Интернета и тех, кто им пользовался тогда, не знал, что через годы мы с вами не будем представлять себе жизни без этого изобретения.
Почему я так уверен в том, что мир кардинально изменится? Да посмотрите, что происходит уже сейчас, на наших глазах. Мир меняется и невообразимо быстро. Сегодня в мире зарегистрировано 2 млрд пользователей Интернета, 5 млрд абонентов мобильных телефонов— 2/3 людей планеты ходят с сотовыми телефонами, накоплено 800 изобайтов информации в Сети. Это впечатляет. Но еще больше впечатляет то, что семь лет назад в том же мире было всего 5 экзабайт информации.
А что дальше? Через 9-10 лет Интернет соберет уже 5 млрд пользователей, абсолютно все население земного шара будет с мобильными, 53 зетабайта информации накопится. Прогноз кажется нереальным? Есть данные, сколько лет понадобилось тому или иному средству связи, чтобы достичь миллионной аудитории. Так вот, телефон достиг 1 млн абонентов за 38 лет, телевидение — за 13 (середина прошлого века), Интернет— за четыре года, Facebook — всего за два. Поэтому никаких необычных открытий я не жду. Просто мир начал развиваться намного быстрее. Возьмите даже обычный мобильный телефон, который существует лет 25. Первый 1 млрд абонентов он заполучил за 20 лет, второй — за четыре года, третий— за два, четвертый— за год, на пятый ушло месяцев десять.
Да что и говорить, в Индии живет 1,5 млрд человек и у 50% телефон есть. При том что туалет в доме— только у 30% населения этой страны. Индия вообще интересный пример — это страна наличности, но в последние годы там невероятный успех получила система платежей на платформе телефона. Уже зарегистрировано 500 млн абонентов, и каждый месяц подключаются еще 16-20 млн. Ведущий индийский сотовый оператор начал сразу заливать кошелек на SIM-карту, сделал функцию обязательной.
Чтобы приоткрыть завесу будущего, надо просто понаблюдать, что происходит сегодня. Японская девушка Ринн написала на мобильном книгу, ставшую бестселлером и разошедшуюся в твердых копиях тиражом более 400 тыс. экземпляров.
Египетский таксист записал проморолик на YouTube, в котором рассказал, что с удовольствием встретит туристов и покажет все достопримечательности. В результате очередь на его услуги превышает два месяца. На том же YouTube израильский музыкант в 2009 г. записал с исполнителями из разных стран композицию, которая собрала 1 млн просмотров за неделю, а через месяц группа выпустила собственный диск.
Это уже реальность! В Европе появились «умные» тележки: вставляете флеш-карту со списком покупок, и она ведет вас по магазину, подсказывая, где находится товар и какие на него скидки.
Я точно знаю, что уже наши дети будут хранить всю свою информацию в Интернете. Это тоже будет революция. Домашний компьютер постепенно теряет ценность— на нем больше не будет копиться вся музыка, фотографии, тексты. Уже создаются специальные хранилища персональной информации. Это не отдельный компьютер, а процессор или какие-то изолированные куски, которые даже могут собираться в дата-центры по всему миру. Причем информация получает высокую степень защиты.
Не удивлюсь, если и холодильники скоро сами будут анализировать свое содержимое и заказывать покупки в Сети.
Колонка написана специально для «Делового квартала»