В самом начале дискуссии эксперты поделились собственным опытом мотивации сотрудников. Как заметила ЮЛИЯ ВАСИЛЬЧЕНКО, директор по управлению персоналом агентства недвижимости «Лендлорд», в
В самом начале дискуссии эксперты поделились собственным опытом мотивации сотрудников. Как заметила ЮЛИЯ ВАСИЛЬЧЕНКО, директор по управлению персоналом агентства недвижимости «Лендлорд», в большинстве ростовских компаний системы мотивации разрабатывают самостоятельно, путем проб и ошибок, и в качестве основного стимула используют материальные ценности. Однако, заметили участники заседания, исключительно материальное стимулирование в последнее время перестает быть эффективным.
Участники Дискуссионного клуба в начале беседы предположили, что основным стимулом в большинстве ростовских компаний остается материальный ресурс. ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА, генеральный директор кадрового центра «Стратегии успеха», выступившего соорганизатором встречи: «Если рассматривать хедхантинг, то для топ-менеджера вопрос денег не является приоритетным. Его заинтересовать можно только нематериальными обещаниями. Примерно то же самое происходит и с частью рядовых сотрудников: деньги многие рассматривают уже как платежное средство, а не как стимул».
Использовать денежное стимулирование, например бонусы, сотрудников можно только в том случае, если их работа напрямую отражается на финансовом результате компании, считает АНТОН ИВАНОВ, директор по развитию Аудиторско-консалтинговой группы «Гудвилл».
АННА СТУЛОВА, начальник управления по работе с персоналом банка «Центр-инвест», рассказала, из чего складывается сейчас материальная мотивация: «Кроме премиальной части зарплаты, к такой мотивации можно отнести и материальные удобства, делающие работу и жизнь сотрудника легче оплачиваемое питание, транспорт, сотовую связь, путевки и добровольное медицинское страхование».
Как считают эксперты, нематериальные средства в настоящее время работают более эффективно: людей интересуют возможности саморазвития, такие, как престижность работы, признание своих заслуг, карьерный рост или предоставление дополнительного обучения, даже свободное время. СВЕТЛАНА ТРОЦ, генеральный директор рекламного агентства Superwide: «К примеру, у нас есть так называемый «Банк нерабочих дней»: мы, кроме отпуска, начисляем нашим работникам еще и определенное количество нерабочих дней, которые они могут использовать на свое усмотрение в течение года».
ДАРЬЯ КИРИЧЕНКО, начальник отдела маркетинга компании «Темп-Авто», рассказала: «В одной из ростовских компаний раз в год проходит конкурс на лучшего сотрудника. Его победитель на специальной церемонии получает диплом и прибавку к зарплате. Кроме этого, лучшему сотруднику предоставляют возможность поехать в путешествие, а его фотографию на целый год помещают на доску почета, находящуюся в приемной директора. Такой подход к мотивации заставляет сотрудников бороться за право быть лучшим и повышать качество своей работы».
Мотивация базируется на знании потребностей персонала
Участники Дискуссионного клуба «Делового квартала», после того как обсудили методы мотивации персонала, перешли к вопросам: кого в компании стоит мотивировать и как построить этот процесс. По мнению Антона Иванова, мотивационные мероприятия должны осуществлять департаменты управления персоналом: «Основная их задача изучать качества и потребности сотрудников, чтобы на основе этого решать, какие выбрать наиболее эффективные в данных условиях методы мотивации».
ВИКТОР СИРОТИНЕЦ, начальник отдела по работе с персоналом компании «Балтика-Ростов», отметил, что наиболее действенный способ сбора информации о состоянии персонала и его потребностях личные беседы с каждым сотрудником: «Конечно, в маленькой фирме гораздо проще побеседовать со всеми сотрудниками. Но и в крупных компаниях такое общение можно организовать: бригадир беседует со своей бригадой, потом на планерке передаст результаты начальнику цеха, который, в свою очередь, доведет информацию до директора по персоналу».
По мнению ЕЛЕНЫ ЖАК, главы ростовского представительства «Городского ипотечного банка», проводить мониторинг состояния персонала необходимо не реже одного раза в год: «Такой подход может показать, во-первых, динамику производительности труда всего предприятия и каждого сотрудника в отдельности. Во-вторых, из такого «среза» состояния коллектива можно сделать выводы об эффективности программы мотивации и при необходимости подкорректировать ее. А в-третьих, можно выявить сотрудников, которые не вписываются в коллектив по тем или иным причинам и мешают развитию организации».
Юлия Васильченко выдвинула предположение, что мотивация будет эффективна только в том случае, если сотрудники лояльны к своей организации: «Если сотрудник лоялен, то он мотивируем, управляем. Повышать лояльность можно через совместные корпоративные тренинги и мероприятия, через внутренний PR, к которому, к примеру, относятся корпоративные издания, в создании которых может поучаствовать каждый сотрудник».
По мнению экспертов Дискуссионного клуба, мотивировать нужно как весь коллектив в целом, так и каждого сотрудника по отдельности. «Индивидуально мотивировать нужно тех сотрудников, которые еще не полностью реализовали свои стремления, готовы продолжать работу со своими коллегами в команде и стремятся достигнуть высоких показателей, полагает АНТОН ТИТОВ, директор по персоналу ростовского офиса компании «Ростелеком». Можно использовать различные способы мотивации, но я бы делал упор на те, которые помогают человеку реализовать себя обучение и продвижение».
Заслуженному сотруднику долю в компании
Участники Дискуссионного клуба пришли к общему мнению, что особое внимание руководство компаний должно уделять мотивации сотрудников, которые работают достаточно давно. Анна Стулова заметила, что они за годы работы в компании приобретают необходимые профессиональные навыки и очень квалифицированно исполняют свои обязанности: «Их основной целью к этому моменту становится самореализация. И, если ее невозможно достичь в своей компании, люди начнут искать такую возможность за ее пределами. Опытный сотрудник своеобразная «звезда» обладает достаточной привлекательностью на рынке труда и будет пользоваться любой возможностью применить свои знания в другой компании».
По мнению Елены Коноваловой, сотрудников с большим стажем работы в компании лучше всего мотивировать сложными задачами, для решения которых нужна большая самостоятельность. Другие участники Дискуссионного клуба пришли к мнению, что именно у «звезд» нужно повышать лояльность к компании, и достичь этого позволяет только нематериальная мотивация повышение компетенций, статуса и ответственности сотрудника.
Участники Дискуссионного клуба коснулись такого вида мотивации, при котором сотрудник становится совладельцем компании. «В Европе все больше распространяется практика, когда заслуженным сотрудникам на определенных условиях продают небольшую долю в капитале компании и делают их партнерами. Тогда для человека важными становятся не зарплата и всяческие бонусы, а доход компании. Это существенно повышает его работоспособность. Такие схемы мотивации в последнее время появляются и в ростовском бизнесе», рассказал Антон Иванов. Итог встречи подвела Юлия Васильченко: «Компании стремятся разнообразить способы мотивации сотрудников, и все больше переходят на нематериальные способы мотивации, возрождая схемы, которые успешно работали еще в Советском Союзе. Кроме того, все больше руководителей понимают, что мотивировать можно только тех, кто сам проявляет интерес к работе, и начинают повышать лояльность своих сотрудников. Когда они добьются, что в разработке методов мотивации и корпоративных событий будут принимать участие самые нелояльные сотрудники, тогда в их компании эффективно заработают любые способы мотивации».
детали
детали
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Дипроуз Донна, «Мотивация», М., «Эксмо», 2007 г.