досье Михаил Матовников Генеральный директор Центра экономического анализа «Интерфакс». Генеральный директор «Интерфакс Бизнес Сервис». Член экспертного совета при председателе Центрального Банк
Михаил Матовников
Генеральный директор Центра экономического анализа «Интерфакс».
Генеральный директор «Интерфакс Бизнес Сервис». Член экспертного совета при председателе Центрального Банка РФ, член экспертного совета Агентства по страхованию вкладов, член экспертного совета при Совете Федерации РФ, член экспертного совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Образование:
1992–1997 гг. — Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов;
1997–2000 гг. — аспирантура в Центральном экономико-математическом институте РАН. Кандидат экономических наук.
Карьера:
2001–2004 гг. — вице-президент, руководитель направления рейтингов российских финансовых институтов международного рейтингового агентства Moodys.
Ведет курс «Investor Relations» программы подготовки сертифицированных специалистов по связям с инвесторами Investor Relations Society (Великобритания) в России. Читает лекции в ГУ «Высшая школа экономики». Член экспертных советов журналов «Риск-менеджмент», «Банковское дело», «Деньги и кредит», «Финансовая аналитика: проблемы и решения».
Достижения:
автор и соавтор четырех книг и более 200 статей в российских и иностранных экономических журналах.
Что происходит с кэптивными банками?
Какие инвестиционные фонды интересуются региональными банками?
Как показать инвестору банк лицом?
Средненький региональный российский банк сегодня — это около 10 млрд руб. активов и 1 млрд руб. собственного капитала. При росте рынка на 50% через год получается 15 млрд руб. активов. В результате капитал нужно увеличивать на 500 млн руб. Допустим, прибыль составит 20% от капитала, или 200 млн руб. А это означает, что 300 млн руб. акционерам придется вложить из своего кармана.
Хотя норматив ввели давно, проблема становится острее с каждым годом: активы банков и потребности в финансах постоянно возрастают. Кроме того, банковская реформа резко сократила для банков возможности искусственного завышения величины капитала за счет различных схем.
— Темпы роста активов будут сокращаться каждый год из-за насыщения рынка. Годовой прирост активов в размере 20-25% — грань, при которой теоретически их станет возможно перекрывать за счет прибыли. По данным исследования «Интерфакса», это произойдет через три-четыре года, когда чистые активы банков достигнут уровня в 80% ВВП. За это время основные источники финансов для вложений в капитал изменятся. Большинство российских банков возникли для обслуживания финансово-промышленных групп (ФПГ), появившихся вокруг удачно приватизированных предприятий. В прошлом как раз бизнесы ФПГ становились донорами для кредитных учреждений, участвуя в допэмиссиях либо предоставляя субординированные депозиты . Сейчас возможности таких вливаний истощились: банкам тяжело конкурировать с более доходными направлениями бизнеса ФПГ. Постоянно отнимать деньги у девелоперского подразделения, чтобы увеличивать капитал банка? Многим акционерам это неудобно. В какой-то момент у них просто заканчиваются деньги или терпение.
— Конечно же, свои бизнесы кредитуют. Однако льготные условия означают, что прибыль банка будет падать, соответственно ухудшатся возможности для будущих вложений в собственный капитал. А затем еще придет проверка ЦБ и начнет тщательно изучать сделки с подозрительно низкими ставками.
Искусственные схемы увеличения капитала были популярны до 2004 г. Например, кредитные: заемщику выдавали кредит, а он вносил эти деньги в собственный капитал банка. Это делалось с разной степенью прозрачности. Иногда — длинно и запутанно, а иногда аудитор в своем отчете писал: «внимание, имеет место кредитная схема». В частности, аудиторская компания Arthur Andersen (обанкротилась в дальнейшем из-за скандала с Enron) в России показала себя как хороший банковский аудитор. Эта компания написала подобное о ГУТА-банке, когда банк еще работал, а сам Arthur Andersen не лишился аудиторской лицензии. С 2004 г. кредитные схемы почти не используются в результате инноваций в банковском регулировании, которые связаны с именем ныне покойного зампредправления Банка России Андрея Козлова.
Многие владельцы ФПГ уже осознали, что, если основной бизнес стабильный, ему легче привлекать финансы в сторонних, а не в собственных кредитных организациях. В Москве с этого и начался стратегический переворот в банковской системе, который распространяется по всей РФ, поясняет Михаил Матовников. Банки были абсолютно кэптивными, а потом вдруг выяснилось, что у их главных акционеров есть свободный доступ к кредитам не только в других российских, но и в иностранных банках. Затем рейтинговые агентства начали подталкивать ФПГ к выводу части средств из своих банков. Зачем держать деньги в аффилированной кредитной организации, рейтинг которой намного ниже, чем рейтинг головного предприятия группы? Обладать долей операций со связанными сторонами выше 10% для банка к настоящему моменту стало абсолютно неприлично. В результате отношение акционеров к собственным банкам сильно изменилось.
Владельцы сказали банкам: «Нам ваши льготные кредиты по бешеным ставкам не нужны, мы спокойно можем взять кредиты за рубежом. Идите за деньгами в рынок!» Классический пример — нефтяная компания «ТНК», которая вначале обслуживалась в Альфа-Банке, а затем стала кредитоваться в иностранных банках по ставке Libor + несколько процентов. «Альфа-Групп» уже давно не увеличивает капитал Альфа-Банка. «Газпром» не участвует в допэмиссиях Газпромбанка, этим занимаются другие, хотя и аффилированные к «Газпрому» структуры. Некоторые ФПГ из-за этого даже избавились от принадлежавших им банков, например, «Северсталь» свой МЕТКОМБАНК продала Промстройбанку. Однако в большинстве случаев, когда привлекают внешнее финансирование, продают не весь банк, а лишь его часть.
— Достаточно типично, когда покупку доли в банке в первую очередь предлагают партнерам, скажем, крупным клиентам, которым тоже хочется поучаствовать в быстрорастущем финансовом бизнесе. Однако скоро выясняется, что их круг не закрывает всех потребностей в капитале на долгосрочную перспективу. Если продать 10% акций по максимально возможной цене (т. е. в четыре раза дороже номинальной стоимости), капитал увеличится только на 40%. В текущих условиях это даст полтора года отсрочки, а затем вновь возникнет необходимость нарастить капитал. Не исключено, что до окончательной стабилизации рынка придется продать свыше 30% акций банка (больше блокирующего пакета). Как вариант, привлекают несколько разных финансовых (портфельных) инвесторов, каждому из которых достается скромный пакет. Например, в казахстанском БТА (ранее — Банк Туран Алем) — девять акционеров, владеющих не менее чем 5%-м пакетом акций, но и не более чем 10%-м. Проще всего найти портфельного инвестора среди иностранных фондов.
— Множество. Самые популярные: Европейский банк реконструкции и развития, IFC, East Capital, RenFin Fund, Delta, Oliver Limited и DEG. У крупнейших инвестиционных банков, таких как J.P. Morgan и Deutsche Bank, есть аффилированные структуры, предназначенные для инвестиций в финансовый сектор. Многие из фондов приносят с собой не только деньги, но и компетенцию, допустим, упрощают размещение облигационных займов на западных рынках. Вопрос в том, что они попросят взамен на участие в капитале: какие будут финансовые условия, захотят ли еще и управлять банком, поставив в совет директоров своего представителя. Все фонды отличаются друг от друга, нет простых рецептов, как выбрать среди них правильный.
Со стороны акционеров банка главная сложность — четко представлять, что лучше предложить фонду, но не в плане размера пакета акций и его стоимости. Необходимо объяснить, что это за банк, почему он растет и будет расти, какова стратегия и менеджмент. Многие, даже будучи объективно успешными, не всегда представляют, почему они успешны. Нет понимания, в чем фишка. Со своей стороны, все фонды рассматривают сразу несколько проектов, поэтому, если к ним приходит абсолютно не готовая контора, переговоры могут продолжаться вечно.
— В свое время я работал рейтинговым аналитиком по коммерческим банкам. Выглядело это так: приходят люди и раз за разом рассказывают одно и то же. Внутри банка они потратили годы, чтобы изобрести колесо. Хуже того, они наняли аудиторов, которые за впечатляющую сумму написали стратегию под копирку. В банке не знали, что исполнители просто поменяли логотип на документе, но в рейтинговом-то агентстве эту стратегию уже читали, причем не раз. Главная проблема investor relations — люди пытаются сообщить вещи, которые не производят никакого впечатления на тех, кто насмотрелся. А любой типичный инвестиционный фонд — насмотрелся.
Вот еще пример из рейтинговой практики. Приходишь в московский банк, спрашиваешь: «Кто ваши клиенты?» Они отвечают: «Вот, пожалуйста, крупнейшие российские торговые компании — «Эльдорадо», «М.Видео», «Старик Хоттабыч», «Седьмой континент», «Пятерочка». Все они берут у нас кредиты». Приходишь в другой банк с тем же вопросом, получаешь такой ответ: «Все крупнейшие компании у нас — «Пятерочка», «Седьмой континент», «Старик Хоттабыч»» Когда встретишься с десятью банками и услышишь один и тот же список клиентов, понимаешь, что для них каждый из этих заемщиков — очень важный, от него зависит благополучие их бизнеса. Но сами ритейлеры берут деньги во многих банках, чтобы ни от кого не зависеть. Они могут уйти в любой момент. Когда главное преимущество банка в том, что он кредитует те же компании, что и конкуренты, я точно знаю, что никаких уникальных конкурентных преимуществ у этого кредитного учреждения нет.
— Банки — это бизнес, который легко копировать. Ничего феноменально сложного в финансовых продуктах нет. Поэтому, как бы менеджмент не изматывал себя, его идеи могут стянуть за вечер. Нужно искать нетиражируемые вещи. Конкурентные преимущества всегда уникальны и всегда вполне осязаемы, это не виртуальное «чутье и интуиция менеджмента». Например, фишкой может быть развитая региональная сеть в малых городах, в которых, кроме отделения этого банка и Сбербанка, нет никого, а новым игрокам заходить уже поздно: емкость рынка исчерпана, да и нет подходящих по стандартам Банка России помещений. Или это может быть какое-то особенное партнерство, как, например, у Связьбанка с «Почтой России», которое позволяет ставить банкоматы по всем почтовым отделениям. В поиске фишек региональным банкам проще, чем московским: они исторически обладают лучшими помещениями в центрах городов-миллионников, солидными долями рынка в домашнем регионе, знают местных заемщиков намного лучше, чем пришедшие московские игроки.
— Практика показывает: если провести нормальный маркетинг, встретиться со многими фондами, хорошо себя подать, то за участие в банке возникнет конкуренция. С другой стороны, если воспользоваться услугами не того консультанта, есть риск потерять больше, чем получишь. Обычно у всех крупных финансовых организаций — от ЕБРР до «Тройки Диалог» — есть собственные консультационные подразделения. Они предлагают в комплексе и разработку стратегии, и подготовку банка к сделке, и, в итоге, участие в уставном капитале. Банкиры нередко соглашаются примерно с такой аргументацией: «Здесь гарантированные деньги, которые мы получим сегодня. Не лучше ли синица в руках?» Стараясь решить проблемы быстрее, люди сплошь и рядом недооценивают свои потребности в капитале, соглашаются на требования по достижению показателей, потом не выполняют их и теряют на штрафных санкциях.
У посредников может быть немало конфликтов интересов с владельцами банка. Причем размер комиссионных — не самый страшный из них. Когда финансовый посредник одновременно еще и инвестор нескольких банков, возникают проблемы конкуренции, риски, связанные с раскрытием коммерческой информации. Или посредник может готовить банк под свой фонд и сокращать конкуренцию со стороны других потенциальных участников сделки, лишая собственников банка возможности маневра в переговорах. Если для независимого консультанта заинтересованность заключается только в размере вознаграждения, то для аффилированного вопрос «Сколько срубим на комиссии?» блекнет перед «Сколько мы заработаем на том, что купим долю в банке дешевле?». Люди обсуждают, осуществится ли сделка с коэффициентом 2,5 или 2,6 от капитала, в абсолютном выражении эта одна десятая — миллионы долларов.
Инструмент, который решает проблему с капиталом надолго, — публичное размещение акций, IPO. На бирже можно разместить вначале небольшую долю акций банка, а затем продавать малые пакеты. Это дает основным акционерам возможность быстро реагировать на потребности в капитале. А поскольку акции банка станут ликвидными, собственники в любой момент будут знать, сколько денег в наличии. Кроме того, IPO — оптимальный способ для вывода иностранных фондов частных инвестиций из состава акционеров. К публичному размещению готовятся многие банки.
— Размещение имеет смысл, если его объем превысит $50 млн. При первичном размещении обычно продают не более 20% капитала. Соответственно минимальная капитализация банка, при которой идти на биржу будет оправданно, — $250 млн. Это, при оценочном коэффициенте стоимости 4 (эта оценка сейчас кажется уже недостижимой, хотя всего полтора года назад бывали коэффициенты и повыше), даст чуть больше $60 млн собственного капитала. Шестьдесят миллионов — самый минимум. Оптимальный минимум собственного капитала — от $100 млн. Надо сказать, что банки находятся в более выгодном положении, чем предприятия реального сектора. С активами в 15 млрд руб. уже можно начинать готовиться к размещению на бирже. Для производства эквивалентного размера с выручкой 7 млрд такая возможность не всегда доступна.
— Нельзя провести IPO и мгновенно забыть о нем, занявшись только собственным бизнесом. Придется выстраивать взаимоотношения с инвесторами, создавать для этого отдельный департамент, становиться более публичной компанией. Банку нужно будет показывать свои планы, продукты, прогнозы темпов роста, выполнять целевые показатели. Если инвесторы видят, что банк вырос за год в два раза, и убеждены, что завтра вырастет еще на столько же, то не будут высказывать недовольства, когда совет директоров порекомендует им на этот раз не выплачивать дивидендов.
— Нет никаких гарантий, если менеджмент и акционеры наломают дров. Но если они сегодня не будут предпринимать никаких действий, то в любом случае потеряют бизнес. Что касается рисков, могу лишь сориентировать: у большинства региональных банков по шкале Moodys будут рейтинги, эквивалентные B3 или B2, что соответствует вероятности банкротства около 20% на протяжении десяти лет.
Владелец банка, получив сейчас доступ к источникам финансирования, фондам и IPO, остается главным акционером, председателем правления. В противном случае можно продать банк и отправиться на Канары либо заняться другим видом бизнеса. Но для молодого и полного сил акционера, который хочет сделать из своего банка что-то новое, выход на IPO или поиск финансового инвестора — необходимость.