Кризис ощутимо ударил по большинству отраслей экономики Ростова, значительно замедлив темпы ее развития. Однако, по словам МИХАИЛА ЧЕРНЫШЕВА, даже несмотря на сокращение доходов бюджета, местные вл
Кризис ощутимо ударил по большинству отраслей экономики Ростова, значительно замедлив темпы ее развития. Однако, по словам МИХАИЛА ЧЕРНЫШЕВА, даже несмотря на сокращение доходов бюджета, местные власти пока не намерены сворачивать свои планы по реализации большинства социальных программ, развитию городской инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса. Единственное, что приходится делать сейчас из-за кризиса— корректировать некоторые планы с учетом новых экономических реалий.
Михаил Анатольевич, с вашей точки зрения, по каким сферам экономической деятельности города кризис ударил больнее всего? Почему?
— Сбой финансовой системы отразился на экономической деятельности города в целом. В этой непростой ситуации пришлось взять на особый контроль положение в социальной сфере и на рынке труда, в промышленности, банковских и финансовых институтах, строительном комплексе, малом бизнесе. К примеру, для поддержки промышленного сектора Ростова мы оперативно рассматриваем любые проблемные вопросы предприятий, выступаем с ходатайствами перед кредитными учреждениями, если необходимо получение займа или пролонгации кредитной линии в условиях острой нехватки оборотных средств. В рамках реализации городской целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2009 году мы значительно увеличили объем средств, направленных из бюджета города на поддержку малого и среднего бизнеса— с 8,9 миллионов рублей до 32,7 миллионов.
Строительная отрасль больше других пострадала от экономического спада в стране. Каково ее состояние в нашем городе на текущий момент?
— В 2009 году город обеспечит ввод жилья на уровне 840 тысяч квадратных метров. По состоянию на 1 августа было построено 476,6 тысячи квадратных метров жилья, в том числе индивидуальных жилых домов— 290,8 тысячи квадратных метров— 129% к уровню 2008 года. Что же касается текущих строек, то сейчас ведется высотное строительство в жилом районе Левенцовском, также началось возведение группы жилых домов в микрорайоне 6А Северного жилого массива. В соответствии с принятой целевой программой индивидуального жилищного строительства в 2009-2010 годах на аукционы будет выставлено 600 земельных участков. Проведены торги по 60 земельным участкам, а в октябре готовятся торги еще по 21 земельному участку севернее Ростовского моря. Несмотря на сложности с финансированием, ведется строительство жилых домов, намеченных к вводу в эксплуатацию в 2010 году.
Есть ли сегодня в городе «замороженные» стройки?
— Официально законсервированных строек в городе нет. Мы принимаем все возможные меры для того, чтобы не допустить появления «замороженных» строек и новых обманутых дольщиков. Для этого систематически ведем мониторинг строительства проблемных домов, финансирование которых осуществляется с привлечением дольщиков. График завершения застройки таких домов разработан. При необходимости администрация оказывает содействие в завершении строительства. Например, по жилым домам, строительство которых ведет ОАО концерн «ВАНТ», получено согласие Сбербанка на предоставление кредита в объеме свыше 260 миллионов рублей. А в ноябре текущего года ЗАО «Дон-КПД» завершит строительство проблемного жилого дома в микрорайоне Темерник.
Как обстоит ситуация с бюджетом города: насколько велик его дефицит, и чем город планирует его покрывать?
— По состоянию на 1 сентября бюджет Ростова на 2009 год утвержден решением городской Думы и составил по доходам— 21,8 миллиарда рублей, а по расходам— 24 миллиарда рублей. Дефицит утвержден в размере 2,2 миллиона рублей. Для покрытия дефицита определены следующие основные источники— остатки средств на счетах в сумме 307,8 миллионов рублей и средства от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности— 3 миллиона рублей.
Предприниматели неоднократно обращались в наше издание с просьбой осветить проблему земельного налога и земельной аренды, которые выросли, несмотря на кризис и падение цен на рынке недвижимости. Есть ли возможность снизить этот налог, или он будет оставлен на уровне прошлого года?
— В 2007-2008 годах органы Роснедвижимости провели актуализацию кадастровой стоимости земель города, результаты которой утверждены постановлением администрации Ростовской области и применяются в качестве налоговой базы с этого года. В итоге произошло уменьшение кадастровой стоимости земельных участков под домами многоэтажной застройки, гаражами и автостоянками. В то же время кадастровая стоимость земли для промышленности, под объектами торговли, здравоохранения, образования, культуры и спорта выросла. В настоящее время администрация города рассматривает вопрос возможности снижения возросшей налоговой нагрузки при уплате земельного налога для отдельных категорий хозяйствующих субъектов. С 1 января этого года решением гордумы (с учетом изменений и дополнений) уже полностью освобождены от уплаты земельного налога пенсионеры и инвалиды 1 и 2 групп.
Инвестиционное развитие требует продвижения бренда Ростова
Михаил Анатольевич, в каких направлениях мэрия планирует усиливать работу по привлечению инвесторов?
— Ростов-на-Дону устойчиво сохраняет лидирующие позиции среди городов Южного федерального округа и России в целом по рейтингу инвестиционной привлекательности. Однако необходимо еще многое сделать для реализации потенциала и реального увеличения потока инвестиций в экономику города. Приоритетными направлениями инвестирования на сегодня являются транспортный комплекс, машиностроение, пищевая промышленность, коммунальная сфера, торговый сектор. Наши усилия должны быть направлены на снижение инвестиционных рисков, насыщение экономики необходимыми рыночными институтами и инструментами, правовое и информационное обеспечение. Все эти меры невозможны без грамотного продвижения бренда Ростова-на-Дону. И здесь я бы выделил следующие ключевые его определения: Ростов— это столица Юга России, важный транспортно-логистический узел (порт пяти морей), перекресток пассажирских и грузовых потоков, крупнейший научный и культурный центр региона. Такая формулировка бренда находится в тесной связи с миссией и стратегическими целями города, а его продвижение подразумевает формирование позитивных стереотипов о Ростове в общественной среде, в СМИ, в сознании потенциальных инвесторов.
Еще одно важное условие формирования благоприятного инвестиционного климата— упрощение административных условий ведения бизнеса. Для этого мы будем и дальше упрощать организационные процедуры прединвестиционной подготовки проектов, создавать системы сопровождения при реализации инвестиционных проектов, модифицируем принципы «одного окна», постараемся усовершенствовать процедуру передачи в аренду и в собственность земельных участков. Кроме того, особое внимание мы будем уделять реализации проектов государственно-частного партнерства. Хотел бы подчеркнуть, что мэрия готова для каждого инвестора рассмотреть индивидуальную программу содействия реализации его инвестиционных намерений и обеспечивать его информацией об имеющихся свободных ресурсах.
Одним из перспективных считается проект по строительству завода ковровых изделий в Ростове. Насколько успешно идет его реализация? Не отказались ли от своих намерений инвесторы?
— В 2007 году в Сочи было подписано соглашение между администрацией Ростова-на-Дону и ЗАО «Меринос ковры и ковровые изделия» о реализации инвестиционного проекта «Строительство ковровой фабрики». Согласно документу, выданному МУ «Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону», ковровая фабрика— 1-я очередь, 1-й пусковой комплекс— введена в эксплуатацию 3 марта 2009 года.
Ковры и ковровые изделия, произведенные на фабрике ЗАО «Меринос», активно реализуются в России и экспортируются в другие страны. Выход производства на полную мощность, а это почти шесть миллионов квадратных метров ковров и ковровых изделий в год, планируется осуществить в течение ближайшего месяца. По состоянию на начало сентября 2009 года на фабрике ЗАО «Меринос» работают 200 человек, до конца года количество рабочих мест вырастет до 300.
Мэрия основательно займется парковками
Тема дорог интересна всем категориям горожан, в том числе и бизнесменам. Какие ключевые магистрали Ростова будут ремонтироваться или расширяться в ближайшее время?
— В последнее время особое внимание мы уделяем крупным объектам улично-дорожной сети, имеющим определяющее значение в вопросе увеличения пропускной способности, изменении и оптимизации схемы организации дорожного движения. Назову также основные объекты, которые находятся в стадии разработки проектно-сметной документации. Это реконструкция улицы Орбитальной с переходом балки «Темерник», с выходом на улицу Космическую; улицы Орской, проспекта Стачки от улицы Тружеников до улицы Малиновского со строительством транспортных развязок на пересечении Зорге и Малиновского. Это также целый ряд других реконструкций (подробнее см. на стр. 11— прим. ред.)
— Комплексное решение этой проблемы базируется на целевом выделении земельных участков, предназначенных для организации и строительства парковок надземного, подземного и наземного типа. Для большинства улиц центра мы уже разработали схемы размещения парковочных мест с использованием околотротуарного пространства и заездных «карманов». Сейчас вносятся необходимые изменения в дислокацию дорожных знаков и разметки. В этом году данные схемы будут реализованы по целому ряду улиц в рамках выполнения работ по их капитальному ремонту. Общее количество мест постоянного и временного хранения транспорта в центре города должно составлять порядка 66 тысяч машиномест. Кроме того, гостевые паркинги в местах сосредоточения торговой, культурно-досуговой и офисно-деловой активности потребуют активного освоения подземного пространства, а также использования ресурса территорий, занятых аварийными объектами.
Помимо целевого выделения существующих свободных участков, необходимо предусмотреть поэтапный переход от сложившейся практики хранения транспорта в одноэтажных наземных гаражах к строительству современных многоуровневых паркингов и гаражей в так называемых «спальных» районах. Организация перехватывающих паркингов должна осуществляться в зависимости от категории пользователей, внешнего уровня — для иногороднего транспорта, локального уровня— для местного. Внешний уровень предусматривает обустройство шести крупных пересадочных узлов— транспортных терминалов на всех основных въездах в город. Локальный уровень— пересадочные узлы, расположенные в непосредственной близости к перспективному малому транспортному полукольцу— «сердцу Ростова».
А в целом какими методами мэрия намерена решать проблему пробок на городских магистралях?
— Сначала о причинах возникновения заторов на ростовских дорогах. Это резкий рост уровня автомобилизации по отношению к существующей улично-дорожной сети. За последнее время уровень автомобилизации вырос практически в пять раз и составляет (без учета транспорта, прибывающего из регионов и городов-спутников) порядка 273 автомобилей на 1000 жителей. Доля транспорта, въезжающего в город, включая транзитный, добавляет к этому еще около 50% и составляет 338 автомобилей в час. Еще одна причина заторов— припаркованный автотранспорт.
Во-первых, мы считаем, что необходимо целенаправленно развивать улично-дорожную сеть и дорожно-транспортную инфраструктуру. Во-вторых, надо эффективно использовать пропускную способность городских улиц путем строительства автопарковок, о чем я уже говорил. В текущем году уже реализованы мероприятия, направленные на упорядочение транспортного потока путем создания выделенных полос общественного транспорта по таким улицам, как: Шеболдаева, Большая Садовая, Нагибина, Стачки от Дружинников до Зорге. Это также должно поспособствовать повышению привлекательности общественного транспорта. Для увеличения пропускной способности ключевых улиц в текущем году в рамках реконструкции улицы Пушкинской от проспекта Буденновского до переулка Доломановского планируется открытие сквозного движения по северной стороне. Кроме того, с целью отвода транзитного транспорта от центральной части города Генеральным планом предлагается создание в Ростове и на прилегающих к нему территориях системы магистралей скоростного и непрерывного движения, связывающих внешние автодороги федерального и регионального значения.
Мэр Ростова уже наверняка определил для себя наиболее приоритетные задачи по развитию города на 2010 год.
— Впервые за последнее время приходится говорить о планах и действиях в условиях экономического спада. В этой связи мы вынуждены в определенной степени скорректировать те задачи, которые ставили ранее. Однако, несмотря на сокращение доходов бюджета, мы стремимся не приостанавливать строительство и реконструкцию ни одного важного объекта.
Я твердо убежден: все городские социальные программы необходимо сохранить. Сегодня они уточняются и корректируются с учетом экономических реалий. В целом продолжается реализация 26 муниципальных программ, в том числе разработанных в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, строительства жилья.
Приоритетные задачи по развитию города в 2010 году будут сосредоточены на таких направлениях, как строительство, дороги, транспорт, коммунальный комплекс, социальная сфера. Будет продолжено финансирование объектов, где строительство находится в завершающей стадии, а также разработок, обеспечивающих планомерное развитие городской инфраструктуры в перспективе.
Учитывая, что улично-дорожная сеть не только обеспечивает функционирование территорий, но и определяет ее развитие в долгосрочной перспективе, решение задач по ее совершенствованию, несомненно, является одним из приоритетных вопросов. Значительные усилия приложены администрациями города и области, чтобы не «заморозить» работы по такому приоритетному объекту, как строительство моста в створе проспекта Сиверса. Вы знаете, что благодаря Губернатору Владимиру Чубу была достигнута договоренность о выделении за счет федеральных средств бюджетного кредита и можно надеяться, что работы будут завершены в установленный срок.
В 2010 году будет продолжена подготовка технико-экономического обоснования проекта строительства ростовского метро. Также мы намерены продолжить комплексную реконструкцию городских очистных сооружений и объектов водоотведения. С учетом финансовых возможностей, необходимо продолжить модернизацию и укрепление материальной базы образовательных и лечебно-профилактических учреждений, приобретение медицинского, лабораторного и технологического оборудования. Капитальный ремонт ожидает и целый ряд спортивных сооружений.
При всех известных факторах ограниченных возможностей, многое в сложившейся ситуации зависит от нас. Объективные обстоятельства, конечно, со счетов не сбросишь, но не менее важны наши инициатива, оперативность, настойчивость. Я уверен, что все необходимое для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Ростова будет максимально выполнено.
Михаил Чернышев
Мэр Ростова-на-Дону, доктор экономических наук
Родился 6 марта 1950 года в Ростове-на-Дону.
Образование: 1967—1972 гг— Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения, специальность «Приборы точной механики». Имеет ученую степень доктора экономических наук.
Карьера: В 1972 г.— Ростовский научно-исследовательский институт радиосвязи, где работал сначала инженером, затем инженером-конструктором первой категории. С 1980 по 1985гг.— на партийной работе. С 1985 г.— в органах исполнительной власти: заместитель председателя исполкома Пролетарского районного Совета народных депутатов, заместитель заведующего организационно-инструкторским отделом исполкома Ростовского областного Совета народных депутатов, затем— глава администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону. 1993 г.— назначен главой Администрации города Ростова-на-Дону. 1994 г.— избран депутатом городской Думы и главой местного самоуправления города. 1996 г.— стал первым избранным мэром города Ростова-на-Дону. За него проголосовали 78% избирателей. В 2000 и 2004 годах ростовчане вновь избирали его на этот пост. В декабре 2004 г. был избран на должность мэра в третий раз сроком на пять лет.
Семья: Женат, две дочери.
Какие улицы ждет реконструкция в ближайшие годы
1. |
Узел на пересечении ул. Профсоюзной— ул. Мадояна. |
2. |
Реконструкция с расширением проезжей части ул. Погодина. |
3. |
Реконструкция пер. Днепровского. |
4. |
Строительство транспортной развязки ул. Мадояна— ул. Профсоюзная. |
5. |
Реконструкция ул. М. Горького с переустройством трамвайного пути на бесшпальном основании. |
6. |
Строительство автодороги на ул. Луговой-2. |
7. |
Реконструкция с расширением пр. Нагибина на участке от ул. Ларина до ул. Нариманова со строительством подземного пешеходного перехода в районе ТЦ «Горизонт». |
8. |
Строительство транспортной развязки пер. Днепровский— ул. Вятская. |