Меню

Михаил Потапенко: "Искренность чувств предполагает чистоту металла"

За 20 лет на ростовском рынке ювелирных изделий Михаил Потапенко не заболел "золотой лихорадкой" и не потерял веру в людей.

- А что для Вас золото?

- Золото? Прежде всего "товар", "услуга", "сервис".

- А как же искусство?

- Искусство может быть во всем. Это то, что привносит в какую-то сферу свое, новое, отличное от другого. Управлять - это тоже искусство, кстати. С другой стороны - у нас в шоу-руме есть целая галерея сертификатов на изделия высокой художественной ценности. Да, есть такая сертификация. Мы регулярно представляем в столице свои новинки, специальная комиссия, в которую входят представители Гохрана, Кремля, искусствоведы, их оценивает и дает свои заключения.

- А как Вы, военный человек, оказались в этом бизнесе?

- Мы родом из тех самых "девяностых". Бизнесу уже 20 лет. Начинал с торговли, а потом занялся производством.

- Ростов можно назвать городом, знающем толк в ювелирному искусстве?

- Традиционно в России центром ювелирного искусства считается Кострома, там этим занимается не скажу какой, но солидный процент населения. В советское время, безусловно, такими городами были еще Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Если говорить о Ростове, то он всегда находился на периферии. Если не считать многочисленных армянских ювелиров и комбинатов бытового обслуживания. Из-за чего, кстати, долгое время у нынешних ростовчан не было доверия к местным брендам. Все жили предрассудками о тех, прежних ювелирах.

- И тем не менее, ростовчане очень любят золотые украшения...

- Безусловно! Именно  спрос и стал драйвером нашей компании. Ростовчане - яркие, эмоциональные люди... Как итальянцы! Им очень нужны внешние атрибуты достатка, престижа, принадлежности к каким-то особым социальным  кругам. Этот спрос и реализовывали выходцы из немногочисленных ростовских комбинатов бытового обслуживания, которые становились частными ювелирами.

- А каким он был - рынок ювелирки в "лихих девяностых"?

- Он был такой огромный и всеядный! Поглощалось, что не предложи. Долгие годы дефицита ювелирных украшений сформировали спрос если не ажиотажный, то близкий к этому. Опять же - инфляция. Многие воспринимали золото как инструмент инвестиций. Словом, рынок был всеядный.

- Вы сказали, что вашим драйвером стала страсть ростовчан к украшениям.

- Речь идет прежде всего об украшениях повседневных. Если вы посмотрите на Запад, то там не носят золотые украшения так, как у нас. Там к ним другое отношение. Золотое кольцо там всегда - это событие: помолвка, свадьба, какой-то важный этап в жизни. Для повседневной жизни есть другие украшения и другие материалы.  Поэтому и рынок там формировался соответственно: ювелирные дома изначально работали в высоком ценовом сегменте, появлялась конкуренция брендов...

- ... Вот всегда об этом думала: ведь вы тоже можете сделать "помолвочное кольцо Тиффани", но стоить оно будет в разы дешевле при том же качестве материала.

- Конечно, потому что там вы заплатите за "упаковку" - бренд. Чтобы развивать его и делать все дороже и дороже, ювелирные дома работают с селебретис, предоставляя им украшения для публичных мероприятий. Это другой рынок. Чтобы туда пробиться, надо очень много вложить именно в раскрутку. У нас нет таких планов.

- А чем вы отличаетесь от конкурентов?

- "Арт-Ювелир" - это несколько разных бизнесов на самом деле. Это и сеть магазинов, и оптовая продажа, и массовое производство ювелирных изделий, и индивидуальные заказы, и консультации для ювелиров, и сертификация... Если говорить о производстве, то могу сказать, что мы сейчас единственная компания, которая работает с палладием и платиной. К паладию мы пришли случайно. Это красивый белый материал, который легче и дешевле золота. В отличие от "белого золота", его не надо обрабатывать родием...

- В смысле?

- Ну белого золота в природе не существует. Все золото - желтое. Чтобы добиться максимально белого цвета, в золото добавляют никель, но грязно-желтый оттенок сохраняется, поэтому изделие обрабатывают родием - для получения того самого ровного белого цвета. А с палладием этого не надо. Хотя это очень капризный материал, и технология работы с ним особенная, в изделиях он смотрится очень красиво. Опять же - платина. Когда речь идет о делах сердечных, нельзя, чтобы ювелирное изделие - по сути, воплощение наших эмоций - было из металла с примесями. Искренность чувств предполагает натуральность материала. Обручальное или помолвочное кольцо не должно быть из металла 585 пробы, лучше - 950-ой. Идеальный вариант - платина.

- А как решаете вопросы дизайна?

- Дизайн - это первое, на что обращает внимание покупатель. Дальше идет цена, потом качество... Революцию в нашем деле совершили 3D-технологии. Если раньше мы выпускали модель на свой страх и риск, производили партию, пускали в продажу и смотрели, как пойдет... То теперь мы привлекаем клиентов уже на этапе дизайн-проекта, обсуждаем, получаем какой-то фидбэк и так оцениваем успехи модели на рынке.

- Но ведь все равно - "кадры решают все"?

- Да, вопрос кадров - очень важный. В свое время нам повезло, если так можно сказать: когда мы начинали, в Ростове закрылось одно хорошее предприятие, и основной костяк специалистов перетек к нам  - мы это использовали для старта. И в конечном итоге сложили неплохой коллектив. Это очень важно в нашем деле. Ведь в этой работе высокая доля ручного труда, у специалиста всегда есть соблазн стать частным ювелиром. Мы стараемся это использовать и говорим людям: "Если у вас есть желание подработать - пожалуйста, давайте мы вам будем размещать заказы".

- А как обстоят дела с безопасностью. Все-таки золото - такой товар, соблазнительный.

- Наши производственные процессы  предполагают автономность каждого сотрудника, поэтому теоретически такая возможноть существует. Но если все укладывается в нормы и они приемлемы по технологии, то...

- Т.е. драконовских мер нет? А то некоторые владельцы бизнеса бывает зацикливаются на мысли, что сотрудники их обворовывают.

- В конце концов, системы контроля тоже стоят денег. Но дело не в этом. Видите ли, я считаю, что есть две парадигмы мышления, два взгляда на мир. Одни руководители уверены, что все работники ленивы, вороваты и требуют постоянного контроля. Другие считают, что все люди порядочны, работают на совесть и им можно доверять. Оба утверждения не лишены основания.  Все зависит от того, какая парадигма вам ближе. И в конце концов вы получите вокруг тот мир, каким его себе представляете.