Меню

Мария Христолюбова, банк «Центр-инвест»: Женский бизнес с нами вырос в 2,5 раза

Иллюстрация: «Центр-инвест»

О результатах работы с женщинами-предпринимателями, преимуществах программы для клиентов и об особенностях женского бизнеса

Обо всем этом в интервью нам рассказала заместитель начальника управления по работе с корпоративными клиентами банка «Центр-инвест» Мария Христолюбова.

- Мария, банк «Центр-инвест» делает акцент на работу с женщинами предпринимателями? Почему решили сосредоточиться именно на этой аудитории?

- Запуск «женского кредита» в 2012 году основывался на лучшей мировой практике, маркетинговых и аналитических исследованиях специалистов банка «Центр-инвест». Результаты показали, что женщины ответственнее и организованнее мужчин, они более взвешенно подходят к принятию финансовых решений и пользуются интуицией. Только 8 из 10 женщин готовы начать свой бизнес. Но почему этого не происходит? Мы решили поддержать бизнес-инициативы женщин, предоставив им скидку по кредиту. Очень скоро стало понятно, что этот продукт востребован, и мы разработали специальную программу поддержки женщин-предпринимателей. Основные преимущества – это сниженная процентная ставка на 1,5-2% от стандартных условий и кооперация инициатив в рамках традиционных бизнес-завтраков. Сейчас это ставка 11,5% годовых.

- Вы не боялись реакции мужчин-клиентов банка на новую программу?

- Так как мы были первым банком в России, который посмотрел в сторону бизнес-леди, то, конечно же, реакция была как со стороны мужчин, так и женщин, и мы к ней готовились. На старте программы мы проводили много информационных мероприятий, встреч с клиентами. Никто в мире бизнеса не делает скидку на занятость женщины в семье. И наша программа – это комплимент, а не гендерная дискриминация. Наша цель показать, что женский бизнес особенный и всегда социален. Так многие клиентки банка с удовольствием участвуют в развитие и поддержке начинающих предпринимателей. Выступая в роли наставниц, помогают начинающем бизнес-леди избежать типичных ошибок в первый год жизни их бизнеса.

- По каким причинам женщины начинают бизнес-проекты?

37% женщин идут в бизнес для получения большего дохода, чем они имеют в качестве наемных сотрудников. 31% участниц нашего исследования продолжили семейные бизнес-традиции, для 24% бизнес – это повод реализовать свои бизнес-идеи или монетизировать хобби. Но есть и другие причины (8%).

- Какие результаты вы получили в рамках реализации этой программы?

- На сегодняшний день среди наших клиентов – 443 успешных бизнес-леди, которых мы профинансировали на сумму 660 млн рублей. Но самое главное – это бизнес-эффект, который получают наши клиенты. Их бизнесы выросли в 2,5 раза. Есть примеры и большего роста. Они наращивают производства, открывают новые магазины, выходят на новые рынки, создают новые проекты.

При этом рост кредитного портфеля в сегменте «Женский бизнес» сопровождается нулевой просрочкой. Этим фактом стоит гордиться – наши клиентки на практике подтверждают цифры маркетингового исследования, которые мы проводили в самом начале.

- На какие цели берут деньги?

- Как на традиционно женский бизнес (например, салоны красоты, магазины одежды, детских игрушек, цветочные магазины), так и на развитие производства, транспортных услуг, сельхозпроизводство. Совсем недавно, благодаря финансовой поддержке банка, наша клиентка открыла детский садик в районе, где таких учреждений не было. Другая клиентка брала деньги на открытие булочной мини формата. Был предоставлен кредит на одну булочную «у дома», и бизнес стал развиваться: теперь это небольшая торговая сетка по всему городу. Очень много примеров социального предпринимательства, которые успешны и прибыльны.

- Как рос клиентский портфель с 2012 года?

- Первые два года было 7-8 обращений в месяц, а для примера в сентябре 2017 года мы приняли уже 22 положительных решения по бизнес-кредитам для женщин. Это не может не радовать. Работа с предпринимательницами часто удивляет меня. Наши клиентки реализуют себя в различных сферах, но нередко занимаются несвойственными им сферам деятельности. Приоритетной остается сфера услуг и красоты, но есть женщины – руководители сельского хозяйства, производства, металлопрокат, легкая промышленность и т.п. И они добиваются успеха в таком серьезном бизнесе. Банк «Центр-инвест» готов их поддерживать, предлагает лучшие условия для бизнеса.

- О социализации бизнеса все чаще стали говорить. На женских бизнес-проектах этот тренд отражается?

По разным оценкам доля женского предпринимательства в России составляет 30-37%. При этом каждый третий женский бизнес-проект социально ориентирован. И с этим фактом сложно поспорить. И даже если бизнес напрямую не связан с общественно-значимой деятельности, то женщины стремятся вести его, опираясь на принципы социальной ответственности. Приоритетными сферами для женских стартапов являются образование, медицина, спорт, ЗОЖ. На прошедшем в Ростове всероссийском форуме «Женщина, ты - профессионал» мы как раз обсуждали тренды развития женского предпринимательства в России. Банк «Центр-инвест» выступил соорганизатором сессии, посвященной финансовым продуктам. Мы провели форсайт-сессию и получили мнения экспертов о женском предпринимательстве. Мы выбрали формат форсайт-сессии, так как эта технология позволяет определить желаемое будущее, а также договориться об инструментах и плане достижения этого будущего. В работе сессии приняли участие 35 бизнес-леди из различных регионов России, представители Торгово-промышленной палаты России и Администрации ростовской области и города Ростова-на-Дону.

- Помимо классических кредитных, банк «Центр-инвест» также оказывает нефинансовые услуги в рамках программы. Какие именно?

- Наши клиенты участвуют в мероприятиях банка, в презентациях, форумах. На наших традиционных бизнес-завтраках женщины-предприниматели рассказывают свои истории, как они пришли в бизнес, что помогает им работать и добиваться таких успехов.

На деловых завтраках, которые проходят в Ростове, Краснодаре, Волгограде, Сочи, обсуждаются, в том числе, темы социальной ответственности бизнеса, бизнес-преемственности, проводятся мастер-классы с бизнес-тренерами. Все эти мероприятия сближают наших клиентов, позволяют находить общие интересы, результатом которых становится открытие совместных проектов. И таких уже восемь. Это эффективный способ развития экосистемы банка «Центр-инвест», когда клиенты взаимодействуют между собой и мультиплицируют опыт друг друга.