Меню

«МАКСИМА» построит крупнейший в Ростове выставочный центр

Решение о проведении конкурса ЛЕОНИД НИКОНОВ, генеральный директор ЗАО «Экспо Максима» принял прямо на градостроительном совете, отклонившем уже второй проект МВЦ. «Нам и самим проект не понравился

На минувшей неделе компания «Экспо Максима» объявила закрытый конкурс на проект международного выставочного центра(МВЦ) на левом берегу Дона. Генеральный директор компании Леонид Никонов уверен, что только конкурс позволит поставить точку в затянувшейся более чем на три года истории проектирования. Участники рынка считают, что время упущено, и Ростову сегодня уже не нужны дополнительные выставочные площади – их и так избыток.

Решение о проведении конкурса ЛЕОНИД НИКОНОВ, генеральный директор ЗАО «Экспо Максима» принял прямо на градостроительном совете, отклонившем уже второй проект МВЦ. «Нам и самим проект не понравился, но мы хотели услышать обо­снованные авторитетные мнения профессионалов», – пояснил он. По словам г-на Никонова, конкурс будет закрытым, потому что компании надоело экспериментировать: «Мы не объявляем конкурс для студентов, а обратились в Градостроительный совет, где собраны лучшие архитектурные силы города. Это три мастерские: Вениамина Кравченко, Бориса Пивторака, Норальда Нерсесьянца. Также мы включили в число участников конкурса Пром­СтройНИИпроект и немецкую архитектурную мастерскую».

Сейчас окончательно определены параметры будущего центра: 30 тыс. кв. м выставочных площадей (ранее объявляли 5 тыс. кв. м, затем – 15 тыс. кв. м). Они должны соответствовать современным стандартам проведения международных выставок. Рядом с ВЦ планируют возвести спортивно-развлекательный комплекс. В компании отметили, что ЗАО «Экспо Максима» – единственный инвестор проекта, готовый выделить на его реализацию порядка 50 млн руб.

Если эти планы будут воплощены, то новый ВЦ станет крупнейшим оператором ростовского выставочного рынка (сейчас совокупная площадь экспоцентров в городе, без учета Дворцов культуры, составляет 12,1 тыс. кв. м). По мнению участников рынка, компании «Экспо Максима» будет сложно заполнить заявленные площади. НАТАЛЬЯ КАЛИНИЧЕНКО, директор ООО «Южно-Российский Экспоцентр» (дочерняя компания ГК «Горизонт»): «Хотя до недавнего времени ощущался острый дефицит больших выставочных площадей, на сегодняшний день есть даже некоторый перехлест. Скорее всего, заполнять площади станут, привлекая какие-либо крупные московские и зарубежные выставочные компании. Возможно, это будут выставки, дублирующие в южном регионе проекты «Экспо Максима».

СЕРГЕЙ ШАМШУРА, директор компании «ВертолЭкспо» добавляет: «Если ориентироваться на наши выставочные фирмы, то они не могут купить такие площади, так как не имеют таких больших проектов. Если же ориентироваться на московские, более крупные компании, которые могли бы заинтересоваться нашим регионом, то 15-20 тыс. на ближайшие пять лет – вполне достаточно».

Операторы, организующие выставки, относятся к планам «Экспо Максима» иначе. ВАДИМ РУДАКОВ, директор ООО «Даэлком», говорит: «Пока строительство этого центра – только разговоры, причем на протяжении уже не одного года. Конечно, чем больше комплексов, тем нам лучше, но для них-то какой смысл?». Директор выставочной компании «Концерн Мировая Коллекция» ЛАРИСА ИБРАГИМ считает, что строительтво нового современного выставочного центра откроет перед местными игроками новые перспективы: «От некоторых проектов мы отказываемся еще на уровне идеи. Другие, в силу технических проблем, не выходят на планируемый уровень. Высокий технический уровень, необходимый сегодняшнему рынку, к которому привыкли крупные российские игроки, не говоря уже об иностранных, ростовские выставочные комплексы предоставить не могут. Для организации выставочного пространства нужны новейшие технологии, современные стенды, в том числе многоуровневые, оригинальный дизайн».

Но Леонид Никонов не рассчитывает на местных игроков: «Ростовские выставочные компании разваливаются. Их поглотил «ВертолЭкспо», который сначала предоставил им свои площади, дал провести выставки, а потом забрал все темы. Все очень просто: у кого площади, тот и хозяин». Г-н Никонов признает, что у компании «Экспо Максима» могут возникнуть проблемы с окупаемостью проекта: «Когда мы отобьем свои деньги – неизвестно, потому что все делаем немного неправильно, но все-таки готовы вкладывать и рисковать. Мы ничего не потеряли на проектах, кроме времени. И собираемся биться до конца, хотя понимаем: в таких крупных проектах не все проходит гладко и потери возможны. Эти инвестиции мы будем долго возвращать».

Сергей Шамшура поделился своими расчетами окупаемости выставочных комплексов: «В Москве ВЦ типа «Крокуса» окупается около трех лет. На наш проект потребуется вдвое больше. Строитель­ство выставочных площадей что в Москве, что в Ростове стоит приблизительно одинаково. Но у нас аренда нового зала на этот год – $1,5 за кв. м в сутки, а в ТВЦ «Крокус» – в среднем от $3,5 до $5. Мы – заложники заниженных цен на выставочные площади. Эти ножницы и сдерживают развитие местных ВЦ».

«Экспо Максима» пока не определилась со сроками. «Начать строительство планируем, как только проект пройдет все согласования и получит одобрение Градостроительного совета. Проектировщикам мы дали два-четыре месяца», – говорит Леонид Никонов. Ростовские игроки уверены, что только на согласование уйдет не меньше года, а само строительство, учитывая сложность участка (подтопляемые земли, отсутствие коммуникаций и транспортной инфраструктуры) займет не меньше трех лет. «Пока его построят, пока образуется инфраструктура, пройдет много времени, – говорит Сергей Шамшура. – Не факт, что к этому моменту на уже имеющиеся и выросшие площадки не зайдут московские и питерские операторы, которые уже сейчас проявляют к нашему региону усиленный интерес. Мы уже начинаем обсуждать с ними перспективные планы сотрудничества. Соответственно конкурировать «Экспо Максиме» придется уже не с региональными компаниями и выставочными проектами, а с федеральными, сетевыми».

Леонид Никонов говорит, что «Экспо Максима» надеется не только на выставочные деньги: «Упор будем делать на спортивно-развлекательный комплекс. Под него «Экспо Максима» отводит 5 га, на которых построят универсальный зал, каток, теннисные корты. «Предыдущие разработчики не уделяли комплексу должного внимания, – сказал г-н Никонов, – а ведь во всем мире спортивные сооружения – это серьезные и прибыльные коммерческие проекты. Вы знаете, сколько в Казани в прошлом году сдали катков? 15 штук. А у нас – один во Дворце Спорта, который скоро развалится».

 

детали
Производственно-инвестиционная компания «МАКСИМА»
Образована в декабре 1992 г. в г. Москва
Род деятельности: организация международных выставок.
Регалии: С 1998 г. член Международного Союза выставок и ярмарок (МСВЯ), а с 2000 г. членом Всемирной Ассоциации выставочной индустрии (UFI)
Родственные связи: ЗАО «Экспо Максима», Ростов-на-Дону, — дочерняя компания
Основные проекты:
Интерлакокраска; Шины, рти и каучуки; Бытхимэкспо; Индустрия пластмасс; Игры и игрушки, мама и дитя; Российские продукты питания; Индустрия чистоты; Химчистка и прачечная;
Меха россии.