Если только не сжигает все дотла Владимир Ковалев, генеральный директор группы компаний «Регата» МИНУС Негативных последствий мирового финансового коллапса по полной программе «хлебнут» те к
Владимир Ковалев,
генеральный директор группы компаний «Регата»
МИНУС
Негативных последствий мирового финансового коллапса по полной программе «хлебнут» те компании, которые на момент его развития занимались реализацией дорогостоящего инвестпроекта или плотно «сидели» на кредитных линиях.
Большие трудности испытывают сейчас оптовые операторы. Они буквально зажаты в тиски. Ноябрь-декабрь — высокий сезон на алкогольном рынке: итоги работы компании за год во многом определяются тем, насколько хорошо шли предновогодние продажи. Для качественной работы в этот период необходим большой товарный запас, который поддерживается либо за счет банковского кредита, либо за счет увеличения отсрочек платежа со стороны поставщиков. Так, многие производители и импортеры ежегодно предоставляют своим клиентам отсрочку с 15 октября до 15 января. В этом году ряд компаний отказались от таких предновогодних программ.
Еще одна существенная проблема, которая, вероятно, будет только усугубляться, — ослабление денежного потока в сегменте розничных операторов. Крупнейшие национальные и транснациональные ритейлоры своевременно расплачиваются за товар и даже пока не просят увеличения отсрочек платежа. Но это только 30% нашего розничного товарооборота! Что касается остальных 70%, то мы, с одной стороны, вынуждены ужесточать финансово-кредитную политику, контролировать состояние дебиторской задолженности, чтобы ее рост не стал толчком к росту кредиторской. С другой стороны, ситуация требует гибкости, ведь если мы, а за нами и другие поставщики, перекроем поставки компаниям с просроченной задолженностью, то шансы, что они смогут в ближайшее время ее погасить, уменьшатся. Торговые предприятия просто обанкротятся — кому мы тогда будем продавать свою продукцию?
Кризисная ситуация требует снижения расходов. На чем сэкономить? На логистике? Невозможно. На фонде оплаты труда? Ну, это вообще последнее дело. Остается маркетинг. Сейчас многие компании сворачивают свои маркетинговые программы; мы — не исключение.
Долгосрочные последствия кризиса ликвидности для алкогольного рынка предсказать несложно: сильные, технологичные компании выживут и станут еще сильнее, слабые уйдут с рынка. Я почти уверен, что количество игроков в итоге сократится. При этом процесс слияний и поглощений на период кризиса приостановится, зато потом число подобных сделок может резко взлететь вверх.
ПЛЮС
Радует то, что пока нам удается поддерживать продуктивные связи с ключевыми поставщиками и клиентами. Налаженная система работает; компании доверяют, ее продукция востребована. Да, нам приходится оперативно пересматривать условия сотрудничества с партнерами, что-то менять в организации деятельности, но мы по-прежнему можем ставить перед собой коммерческие задачи и выполнять их.
У нас многопрофильная компания: мы занимаемся всеми видами деятельности, связанными с оборотом алкоголя. В каком-то смысле нам легче, чем узкоспециализированным фирмам, противостоять возникшим проблемам, поскольку существуют механизмы перекрестного кредитования, взаимной поддержки.
Также надо отметить, что каждое бизнес-направление в рамках холдинга развивается в значительной степени самостоятельно. Например, наша розничная сеть получает продукцию не только через наше оптовое звено, но и сотрудничает с другими дистрибьюторами. В этом смысле наше «преимущество» — способность увидеть ситуацию под разными углами зрения.
А вообще — любой кризис способствует оздоровлению экономики. Если только не сжигает все дотла. Вскрываются различные теневые схемы — все это идет на пользу серьезному бизнесу. И точно можно сказать, что кризис научит нас лучше считать деньги и сделает каждого более эффективным предпринимателем (в широком смысле этого слова). А главное — мы станем куда более эффективными переговорщиками. В период кризиса умение договариваться с людьми, находить компромиссы ценится особенно высоко.