Меню

Куда уходят донские чиновники

Как рассказывают эксперты кадрового рынка, чаще всего основными причинами перехода госслужащих в частный бизнес выступают невысокий уровень зарплат, множество рутинной работы, плохая репутация «б

В России госслужба всегда считалась апофеозом карьерного пути. Попавший в эту «касту» получает привилегии, стабильный официальный, а зачастую и неофициальный заработок. Уходить с таких насиженных мест по своей воле решаются немногие. Тем более, если речь идет об уходе в бизнес. «ДК» собрал наиболее яркие примеры подобных перемещений среди донских чиновников.


Как рассказывают эксперты кадрового рынка, чаще всего основными причинами перехода госслужащих в частный бизнес выступают невысокий уровень зарплат, множество рутинной работы, плохая репутация «бюрократа», а также частые стрессы. «Безусловно, госучреждения привлекательны стабильностью и соцобеспечением,— отмечает МАРИНА АЛЕКСАНДРИНА, директор ростовского филиала HeadHunter.— Чиновники уверены в завтрашнем дне, им часто намного дешевле обходятся путевки в санатории, билеты на поезд, медицинское обслуживание и образование, однако все эти положительные моменты с трудом могут оправдать минусы государственной службы». Чаще всего предложения от частных компаний поступают представителям государственных структур, имеющим многолетний опыт работы и обладающим высоким уровнем профессионализма.
Если рассматривать чиновников среднего уровня, то, по наблюдениям кадровиков, они чаще всего являются желанными партнерами или топ-менеджерами в сфере налогового консалтинга, аудита, юриспруденции, финансов, госзакупок. Г-жа Александрина говорит, что одним из новомодных направлений в карьерном пути бывшего чиновника становится уход в бизнес специалистом по связям с органами власти (government relations). «Это направление становится все более популярным среди крупных компаний, консалтинговых и PR-агентств. Не удивительно, что бывшие госслужащие все чаще становятся GR-специалистами, ведь кто как ни они умеют эффективно взаимодействовать с органами власти, с некоммерческими организациями, с различными обществами потребителей? Именно у бывшего чиновника без особых усилий получается быть с властью «на одной волне»». Но если в столице это действительно характерный тренд и многие чиновники профессионально выстраивают отношения нанявших их компаний с властью, то на Дону зачастую все ограничивается ролью «свадебного генерала», на которую приглашают престарелого, но многоуважаемого номенклатурщика.

Стройкомплексу нужны такие кадры
Что касается ростовских госслужащих более высокого полета, то они значительно реже меняют кабинеты местных управлений федеральных ведомств, городских и областных администраций на офисы коммерческих структур. А если это происходит, да еще и по воле самого чиновника, то не остается незамеченным. За последние несколько лет произошло несколько таких заметных перемещений. Примечательно, что все они касаются строительной отрасли— по всей видимости, именно здесь ощущается наиболее острый дефицит управленцев с опытом работы во власти, связями и знанием постоянно меняющейся нормативной базы. Безусловно, самым ярким из них стало возвращение в строительный бизнес экс-вице-губернатора Ростовской области ИВАНА СТАНИСЛАВОВА. Как известно, в конце 2008 г. он покинул пост первого заместителя главы администрации Ростовской области (вице-губернатора) в связи с достижением предельно максимального возраста для госслужбы. А в феврале 2009 г. стало известно, что Иван Станиславов возглавил созданный совет директоров ГК «Ростовгорстрой». Таким образом, он вернулся на предприятие, на котором 11 лет назад работал генеральным директором. Стоит отметить, что «Ростовгорстрой»— крупное строительное объединение, включающее в себя 12 компаний, специализирующихся на застройке, девелопменте, строительном инжиниринге, проектировании и т.п. Предприятия, входящие в эту ГК, реализовали целый ряд проектов в сфере промышленного и коммерческого строительства: торговые центры «М-видео», «Старик Хоттабыч», «Орион», гипермаркет «О'кей», производственно-складской комплекс ООО «НЛК-Батайск» и др.
Вторым знакомым перемещением можно считать уход ИГОРЯ ДАЛАКСАКУАШВИЛИ поста замминистра территориального развития Ростовской области на должность директора по развитию ЗАО «Патриот» (дочерней структуры холдинга «Интеко») в конце 2009 г. Теперь бывший замминистра развивает девелоперские проекты компании в российских регионах. «Десять лет я занимался одним видом деятельности, работая в областном министерстве. Статистика, показатели по вводу жилья, по ипотеке, соцпрограммы, в разработке которых я участвовал, говорят о том, что занимался я этим, видимо, неплохо. Но иногда необходимо менять сферу деятельности, выходить на новые интересные уровни,— объяснял свое перемещение сам г-н Далаксакуашвили.— Предложение от «Интеко» поступило ко мне давно, но некоторое время я не решался его принять. А вот когда мне предложили работу не только в Ростовской области, но и в других интересных регионах, я согласился перейти в эту корпорацию». Гендиректор «Патриота» ВАДИМ ДОГАДАЙЛО объяснял выбор компании так: «У Далаксакуашвили большой опыт взаимодействия с органами государственной власти и управления, в том числе на федеральном уровне, к тому же он признанный эксперт в сфере жилищной политики и недвижимости».
Стоит отметить, что критически настроенные руководители некоторых строительных компаний трактовали это перемещение по-своему: якобы г-н Далаксакуашвили не смог реализовать себя в администрации, не став ключевой фигурой, поэтому решил сменить вид деятельности на более творческий. Правда, в интервью «Ведомостям» сам Игорь Далаксакуашвили не исключил возможности своего возвращения в госструктуры. Кстати, подобный пример возвращения в донской администрации уже есть: в 2007 г. ВЛАДИМИР БАРТЕНЬЕВ ушел с поста замминистра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности РО, возглавив завод «Красный котельщик» (входит в «Эмальянс»), а весной 2008 г. был назначен министром экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей.
И еще одним ярким примером перехода чиновника в строительный бизнес стало назначение бывшего директора департамента архитектуры и градостроительства Ростова АНДРЕЯ ШУМЕЕВА на должность гендиректора российско-финской строительной компании «ЮИТ ДОН» (интервью с ним— на стр. 22).
Талантливый банкир и влиятельный речник
Но не только в строительной отрасли есть примеры вполне успешных управленцев, пришедших из государственных структур. Наиболее известный из них— ИГОРЬ ПЯТИГОРЕЦ. В начале 90-х ему довелось поработать заместителем директора департамента социальной защиты, а в 1993 г. он стал первым в истории Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования исполнительным директором. Проработав на этом посту до 1997 г., г-н Пятигорец кардинально поменял сферу деятельности, перейдя сначала на должность заместителя председателя Ростовского Сберегательного банка России, а в 2000 г.— председателя правления «Ростпромстройбанка». В настоящее время Игорь Пятигорец руководит ростовским филиалом ЗАО АКБ «Промсвязьбанк» и среди банкиров считается достаточно влиятельным бизнесменом и политиком (с 1994 г. г-н Пятигорец избирался депутатом во все созывы Законодательного собрания РО).
Еще один известный бизнесмен, засветившийся в свое время на высоком посту в обладминистрации— ФЕДОР ШВАЛЕВ, человек, по мнению политологов, близкий к губернатору ВЛАДИМИРУ ЧУБУ (оба речники). С 1997 по 2002гг. он поработал заместителем главы администрации (губернатора) Ростовской области по промышленности, торговле, транспорту, связи и дорожному комплексу. Как писали в 2002 г. в некоторых деловых СМИ, уйти в отставку г-ну Швалеву пришлось из-за того, что губернатор поставил ему условие: либо сосредоточиться на работе в органах власти, либо— на семейном бизнесе, в котором у Швалева до сих пор заняты чуть ли не все члены его фамилии. Он выбрал второе и ушел в Волго-Донское пароходство, не утратив, впрочем, расположения губернатора. За пару лет он сумел консолидировать «Донречфлот», Волго-Донское и Кубанское пароходства, ряд небольших портов и подключился к деятельности Ассоциации судоходных компаний России, сведя свои активы в холдинг ЗАО «Азово-Донское пароходство».
А в 2004 г., будучи председателем Совета директоров ОАО «Волго-Донское пароходство» и гендиректором принадлежащего его семье ЗАО «Азово-Донское пароходство», Федор Швалев был избран депутатом Госдумы РФ четвертого созыва. Являясь членом партии «Единая Россия», он попал и в пятый созыв ГД в 2007 г.
Куда уходят не по своей воле
Однако в новейшей кадровой истории донской власти есть примеры чиновников, ушедших в бизнес, мягко говоря, не по своей воле. Самый «громкий» пример— НАДЕЖДА ЭРКЕНОВА, с 2003 г. стоявшая во главе муниципального унитарного предприятия «Чистый город». В мае 2005 г. по результатам совместной операции, проведенной сотрудниками областной прокуратуры и Управления ФСБ по РО в отношении г-жи Эркеновой было возбуждено уголовное дело. Директор МУП «Чистый город» была задержана с поличным в момент получения взятки в размере 155 тыс. руб. Ростовский областной суд признал ее виновной в получении взятки и приговорили к четырем с половиной годам заключения в колонии общего режима. Кроме того, г-жа Эркенова была лишена права занимать должности на государственной службе в течение трех лет. Вердикт был основан на решении присяжных заседателей. Однако в 2006 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда, рассмотрев дело, отменила это решение, не найдя в действиях Эркеновой состава преступления по ст. 290 УК «Вымогательство». Обвинение переквалифицировали, признав за ней лишь злоупотребление служебным положением. Некоторое время Надежда Эркенова даже намеревалась после такого вердикта вернуться на прежнее рабочее место и компенсировать моральный ущерб через суд, однако ей это не удалось. В итоге г-жа Эркенова занялась ресторанным бизнесом, открыв в конце 2007 г. в центре города кафе-бар острой кухни «Чили-Пеппер» совместно с АЛЕКСАНДРОМ ШАБАНОВЫМ, у которого был опыт руководства баром «Кино» и ночным клубом Genius.
В том же 2005 г. прокуратура Ростовской области направила в суд еще одно уголовное дело, где фигурировало слово «взятка» и еще один чиновник городской администрации— первый заместитель директора департамента ЖКХ Ростова-на-Дону ВЛАДИМИР АРЦЫБАШЕВ. Чиновник городской администрации был взят с поличным, когда пытался предложить деньги, чтобы попасть в больничную палату к своей гражданской жене, директору муниципального предприятия «Чистый город» Надежде Эркеновой, находившейся под следствием. Тысяча рублей предлагались милиционеру-конвоиру. В итоге г-н Арцыбашев вынужден был покинуть свой пост в городском департаменте ЖКХ. А в 2006 г. он вернулся в эту сферу, но только уже в качестве одного из игроков рынка управления жилым фондом— г-н Арцыбашев возглавил созданный им холдинг «Управляющие организации ЖКХ», который работает вполне успешно до сих пор.

В органах муниципального управления Ростова АНДРЕЙ ШУМЕЕВ проработал более 15 лет, дослужившись до должности главного архитектора города. По словам г-на Шумеева, уходя в 2008 г. с этой должности, он точно не знал, чем будет заниматься дальше. Уходил он потому, что выполнил поставленную перед ним задачу— создание в донской столице нормативной базы для градостроительной деятельности. Но хорошо отдохнуть от управленческой работы у него не получилось— уже в июле, находясь в отпуске, Андрей Шумеев получил предложение возглавить донское подразделение российско-финского строительного концерна «ЮИТ».
Почему концерн «ЮИТ» пригласил возглавить ростовский филиал именно вас?
— Я полагаю, одним из существенных факторов стало, во-первых, хорошее знание специфики города и перспектив его развития, а во-вторых, отличное понимание федерального, регионального законодательства и нормативных актов органов муниципальной власти о градостроительной деятельности.
Сложно ли работать в бизнес-структуре после госслужбы? Какого рода эти сложности?
— В органы муниципального управления я пришел со «строительной площадки», где с 1987 по 2003 год занимался организацией строительства молодежного жилого комплекса на всех этапах: от сбора исходных данных для проектирования до ввода жилых домов в эксплуатацию. А в свободное от управленческой работы время я трудился непосредственно на площадке: зачищал до проектной отметки котлованы, устанавливал опалубку, монтировал сборные железобетонные конструкции, возводил кирпичную кладку и выполнял другие работы,— словом, строил дома.
Работа в органах муниципального управления позволила мне получить понимание структуры управления жизнью города, изучить на практике законы и нормативные акты, регламентирующие строительную деятельность, а также принимать участие в их подготовке и утверждении.
Следовательно, я могу сказать, что чиновнику, который на базе практического опыта в той или иной отрасли сумел повысить свою юридическую и экономическую грамотность, отточить дисциплину и получить опыт организаторской и управленческой работы, не составит большого труда работать в бизнес-структуре. Помимо этого, важна способность человека учиться новому: осваивать современные методы и технологии.
Помогает ли Вам опыт работы в госаппарате сейчас?
— Проработав какое-то время в органах управления, начинаешь понимать, у кого из руководителей государственных и муниципальных структур можно получить квалифицированную консультацию, а с кем— просто потерять время. Это позволяет значительно экономить ресурсы. С прежнего места работы я взял также знание нормативной градостроительной базы, планов застройки территории города и перспектив его развития. А отказался от огромного количества совещаний, когда не оставалось времени на работу, на проверку электронной почты, на то, чтобы передать поручения, которые прозвучали на совещаниях.
В чем отличия между работой в государственном учреждении и коммерческой структуре?
— В коммерческой структуре основной целью деятельности является положительный экономический результат. Соответственно, чем меньше материальных и человеческих ресурсов затрачено на его получение и чем проще и короче процесс достижения результата, тем лучше.
В деятельности органов госуправления результат так же важен, и зачастую цели по его достижению ставятся федеральным законом прямого действия. Однако в развитие федерального закона принимается региональный закон, затем нормативный акт регионального органа государственной власти, затем нормативный акт органа местного самоуправления, утверждаются положения, разрабатываются регламенты, стандарты. И чем больше человеческих и материальных ресурсов задействовано, тем значительнее процесс достижения результата, а зачастую бывает и так, что сам процесс становится важнее результата. И крайне редко можно встретить решение органа государственной власти или органа местного управления, где в первом пункте отменяются полдюжины утвержденных ранее в последнем десятилетии нормативных актов и положений, а во втором (и последнем) пункте предписывается государственному или муниципальному учреждению руководствоваться прямой нормой федерального закона.
Чиновники с каким опытом работы, на ваш взгляд, наиболее интересны коммерческим структурам в качестве потенциальных сотрудников?
— Интерес для коммерческих организаций могут представлять чиновники, имеющие до работы в органах управления производственный стаж, соответствующий профилю их высшего образования.
Что посоветуете госсужащим, которые хотят уйти в бизнес?
— Прежде чем готовить проекты нормативных актов, положений, регламентов и стандартов, устанавливающих процессы достижения того или иного результата, подумайте, что, возможно, завтра по этим лабиринтам придется пробираться вам, нынешним чиновникам.
Павел Иванов*, Елена Яковлева

Андрей Шумеев
гендиректор «ЮИТ ДОН»
Образование: 1982 г.— Ростовский инженерно-строительный институт.
Карьера: 1993–1995гг.— заместитель главы администрации Железнодорожного р-на Ростова по строительству; 1995–2006гг.— начальник инспекции Госархстройнадзора Ростова-на-Дону; 2006–2008гг.— директор департамента архитектуры и градостроительства Ростова; 2008— по наст. время— гендиректор «ЮИТ ДОН».

У Андрея Шумеева солидный стаж работы в ростовской администрации. Но это не помешало ему в определенный момент уйти с госслужбы и возглавить местный филиал транснациональной компании. В интервью «ДК» г-н Шумеев рассказал об основных отличиях в работе чиновника и топ-менеджера.

У чиновников часто процесс важнее результата * - выполняет функции иностранного агента