Меню

Кто заинтересован в порядке на дорогах?

Существует два варианта организации системы видеонаблюдения в городе - повсеместное внедрение систем наблюдения за транспортными средствами и локальная оперативная работа.

Существует два варианта организации системы видеонаблюдения в городе. Первый - это повсеместное внедрение систем наблюдения за транспортными средствами, пешеходами с видео- и фотофиксацией нарушений  и  консолидацией полученной информации в едином центре мониторинга. Другой – это локальная оперативная работа, которая в последствии приводит к общей системе, в которую возможно присоединять элементы и в дальнейшем развивать как единое целое.

В Краснодаре, например, начали с малого, т.е. поставили камеры с радарами.  Сейчас возможно все будет модернизироваться, развиваться и т.д. Но то, что организовано в Краснодаре, сложно в полной мере назвать видеоконтролем. Это скорее профилактика административных правонарушений на дорогах. Камеры установлены на наиболее оживленных и опасных участках – они фиксируют скоростной режим. Полученная информация стекается в центр мониторинга и оперативного управления дорожным движением, откуда на мониторах можно увидеть четкое изображение автомобиля, нарушившего правила и его государственный номер.

Насколько мне известна ситуация, в Ростове пошли первым путем, т.е. начали создавать ситуационный центр, после этого установили камеры на самых крупных магистралях города. Потом проект начал развиваться, и стали устанавливать не только камеры контроля скорости, но и видеонаблюдения. Однако сейчас все это вроде приостановилось.

В вопросе организации видеонаблюдения и контроля в городе есть несколько подходов, и каждый имеет право на жизнь при выполнении нескольких условий. Первое - это кто-то в такой системе должен быть заинтересован. Я так понимаю, что по сбору штрафов есть заинтересованность местного и государственного бюджетов. Второе – это профилактика правонарушений, т.е. должны быть заинтересованы органы, которые этим занимаются. Третье – должны быть заинтересованы муниципалитеты и правительства областей в том, чтобы видеть текущую ситуацию, оперативно реагировать на происшествия и вести профилактику.

Я видел одну удачную систему организации видеомониторинга. Может, она и не идеальна, но работает эффективно и оперативно. Создана она в Лондоне. Это действительно безопасный город, где в каждом квартале установлены камеры. Возможно, кто-то из лондонцев против такого повсеместного наблюдения, потому что человек имеет право на частную жизнь, но здесь правильно расставлены приоритеты. Я специально был в лондонской полиции, чтобы посмотреть на их ситуационный центр. Там действительно видно все! Благодаря этому можно оперативно реагировать на те или иные события: начиная от организации полос реверсивного движения, если произошло какое-то ДТП, или, например, проходит спецколонна транспортных средств, или организовываются какие-то дорожные работы и, заканчивая созданием подъездов, парковок при проведении праздников, когда перекрывается центр города. При таком подходе чиновников интересуют в меньшей степени их личные бюджеты, а в большей они озабочены государственным и социальным вопросами.

В России тоже есть примеры организации видеонаблюдения в городе в той или иной степени. Например, в Казани проект имеет неплохие перспективы. В Москве есть тоже удачные примеры, но там округи отдельно занимаются этим вопросом. В дальнейшем, думаю, они объединятся.

Уже сегодня российские производители научились делать программное обеспечение, которое может контролировать, сверять с существующей базой данных, фиксировать транспортные средства по номерному знаку с выдачей всей информации из базы данных ПТС. Я лично такую систему видел ни у одного производителя.

Если брать в целом, то это совсем не дешевые решения. Сюда ведь входит не только оборудование и подключение, но и адаптация, консолидация базы данных, организация центра обработки данных, ситуационного центра и обслуживание техники. Например, камеры работают в экстремальных условиях: где-то дождь пошел, где-то снег, ветер сильный, льдом покрылся объектив, оптика помутнела из-за выхлопных газов. Есть еще поворотные камеры, они находятся под куполами, которые иногда надо мыть. Необходим контроль за трущимися деталями, сложности в работе системы вызывает такой эффект как помутнение оптики из-за природных явлений, ведь экология в городах –влияет не только на человека, но и на механизацию. Все это необходимо учитывать перед организацией видеоконтроля в городе и закладывание бюджета на подобные системы.

 

Но повторюсь, не всегда есть заинтересованные лица, чтобы такие системы работали долго и хорошо. В России все достаточно быстро меняется, в том числе и приоритеты, и задачи, и люди, которые отвечают за те или иные направления на государственных постах. У нас редко кто-то что-то делает на долгосрочную перспективу, однако динамика развития систем видеонаблюдения в России уже есть, и я думаю, в будущем эта ситуация будет меняться к лучшему.