Меню

Компании используют квартирный вопрос для мотивации сотрудников

эксперты Татьяна Заречная директор «Единого ипотечного центра» при агентстве недвижимости «Лэндлорд» Владислав Клименко управляющий ростовским филиалом «Банк жилищного финансирования» Александр Ос

Корпоративная ипотека в Ростове набирает обороты. Иногда это единственный способ привлечь и удержать ценного специалиста. Но даже самым крупным компаниям не справиться с этим в одиночку. Помочь им смогут банки и ипотечные агентства.
эксперты
Татьяна Заречная
директор «Единого ипотечного центра» при агентстве недвижимости «Лэндлорд»
Владислав Клименко
управляющий ростовским филиалом «Банк жилищного финансирования»
Александр Осокин
заместитель управляющего ростовским отделением Сбербанка РФ
Сергей Рубанов
заместитель директора по персоналу агрохолдинга «Юг Руси»
Любовь Федосеева
главный бухгалтер ЗАО «Трест «Южстальконструкция»
Дмитрий Флоренко
эксперт группы по обслуживанию физических лиц ростовского филиала «Московского Международного Банка»
Вадим Хобта
генеральный директор ОАО «Ипотечно-инвестиционное агентство города Ростова-на-Дону»
Зачем помогать сотрудникам с жильем?
Как превратить затраты на корпоративную ипотеку в прибыль?
Кто помогает компаниям решить жилищные проблемы сотрудников?

В борьбе за человеческие ресурсы ростовские компании вынуждены пересматривать содержимое своих соцпакетов. Установившимся на рынке минимумом – обязательным медицинским и пенсионным страхованием, стабильной заработной платой – ценного работника к себе не заманишь. Требуются иные стимулы, и самые лучшие из них – жилищные. В компаниях говорят, что они действуют безотказно. Редкий человек откажется от предлагаемой ему возможности улучшить жилищные условия.

Компании возрождают советские традиции

Первыми помогать работникам решать квартирный вопрос в Ростове стали крупные предприятия. Именно они почувствовали на себе последствия дефицита высококвалифицированных кадров – слесарей, сварщиков, монтажников-высотников, инженеров и т.д. Главный бухгалтер ЗАО «Трест «Юж­стальконструкция» ЛЮБОВЬ ФЕДОСЕЕВА: «Мы начали улучшать жилищные условия сотрудников, потому что объемы работ растут, предприятие остро нуждается в профессиональных кадрах, особенно молодых. Многих новичков трест приглашает к себе без опыта работы, вкладывает силы в обучение и при этом очень рискует. Фирмы-конкуренты переманивают к себе готовых специалистов более высокими зарплатами. Закрепить молодых работников можно решением их жилищных вопросов». Таким же способом агрохолдинг «Юг Руси» привлекает редких специалистов по нефтепереработке из других регионов на строящийся нефтезавод в Новошахтинске.

Эксперты вспоминают, что в советские времена предоставление жилья на работе было делом обычным и привычным. Сегодня компаниям остается только адаптировать былую практику под новые условия: сейчас получить бесплатную квартиру почти невозможно, а приобрести ее самостоятельно не могут ни предприятие, ни работник. Остается единственный путь – рассрочка.

В числе первопроходцев, по словам генерального директора Ипотечно-инвестиционного агентства Ростова-на-Дону ВАДИМА ХОБТЫ, оказались «Юг Руси», «Донэнерго», «Балтика», «Ростсельмаш», «Южстальконструкция», «Ростовпасажиртранс», «Бизон», «Роствертол» и бюджетные организации города. В «БанкЖилФинансе» сообщили, что в прошлом году тоже проводили активные переговоры по организации корпоративной ипотеки с рядом крупных предприятий города и области, в частности с «Роствертолом». Первые сделки заключили в нынешнем году. Счет предприятий, с которыми «Банк­ЖилФинанс» до конца года продолжит сотрудничество в этом направлении, идет на десятки. Заместитель управляющего ростовским отделением Сбербанка РФ АЛЕКСАНДР ОСОКИН стартом активной ипотеки назвал 2004 г. Сейчас его банк взаимодействует с 27 предприятиями и организациями города. Их сотрудники получили кредиты на общую сумму 150  млн руб.

Консультанты по ипотеке приходят на предприятия

Руководители предприятий, разрабатывающие жилищные программы для своих сотрудников, находят все новые преимущества этих, казалось бы, непрофильных вложений. «Человек, который ощущает, что о нем заботятся, будет соответствующе относиться к своей фирме, – уверен заместитель директора по персоналу агрохолдинга «Юг Руси» СЕРГЕЙ РУБАНОВ. – Он проникается ценностями компании. Предприятие становится для него настоящим «вторым домом», а не просто местом, где он провел трудовой день».

Эксперты соглашаются, что корпоративная ипотека формирует новую корпоративную культуру, так как стимулирует работников лучше трудиться и больше получать. «Человек, стремящийся получать 20-25 тыс. руб. в месяц, для нас более интересен, чем тот, кого устраивают и 10  тыс. Нам нужны люди, которых не пугает напряженный трудовой ритм», – поделился размышлениями Сергей Рубанов. В компаниях также отмечают, что участие в кредитовании улучшает семейные отношения сотрудников, а это – фундамент благополучия предприятия.

По мнению экспертов, реальные материальные и нематериальные дивиденды корпоративная ипотека может принести предприятию, только став массовой. Трест «Южстальконструкция» нашел баланс между материальным и нематериальным стимулированием работников к участию в ипотеке. По словам Любови Федосеевой, трест готов разделить с работником кредитное бремя, например, взять на себя часть первого взноса. Сейчас руководство продумывает, какими должны быть отношения с заемщиками. Скорее всего, специалисту предложат выдержать испытательный срок, достигнуть высоких показателей и затем, согласно контракту, проработать на производстве лет десять. Каждый случай индивидуален. Например, технический директор треста, приглашенный в Ростов из Дагестана, получил помощь сразу. «Есть и другие варианты помощи, – сообщил Вадим Хобта. – Например, оплата ежегодного страхового взноса по кредиту или процентов по ипотечному кредиту».

Ипотечно-инвестиционное агентство города Ростова-на-Дону (ИИАР) предложило работодателям оформлять документы прямо на производстве, хотя в других регионах практиковалось обратное: работников организованно сажали в автобусы и отвозили в офис банка или ипотечного агентства. Эксперты говорят, что о существовании на предприятии корпоративной ипотеки должны знать все сотрудники – даже те, кто ею не воспользуется. Так повышается общая лояльность коллектива. Например, на «Юге Руси» рекламу о встречах с представителями ипотечного агентства опубликовали в корпоративной газете и вывесили в местах наибольшей проходимости – столовых и раздевалках. В результате, за первые две недели 17 человек оформили ипотечный кредит и еще около 100 – взялись собирать нужные документы.

Развитие корпоративной ипотеки стимулируют банки и посредники

По мнению экспертов, активному внедрению корпоративной ипотеки будут способствовать банки. ТАТЬЯНА ЗАРЕЧНАЯ, директор «Единого ипотечного центра» при агентстве недвижимости «Лэндлорд»: «Банки сейчас активно пытаются развивать ипотечные программы и ищут партнеров. С нами активно сотрудничает Международный Московский банк, «Центр-инвест» постоянно наращивает активность. «ПИК- регион» пытается развивать новые программы со своим партнером – «Банком жилищного финансирования». Эти банки не только предлагают ипотеку. Количест­во рассмотренных и удовлетворенных ими заявок уже значительно выше, чем у других. И условия выгоднее».

Вадим Хобта сообщил, что хорошие предложения по кредитованию на покупку жилья можно найти в банках «Возрождение», «КИТфинанс», «Уралсиб». А Татьяна Заречная отмечает, что с января 2006 г. Сбербанк заметно либерализовал условия ипотечного кредитования. До этого он был безусловным лидером жилищного кредитования, но без залога приобретаемого жилья, по более сложным схемам обеспечения кредитов.

Банки, предоставляющие ипотечные программы, приветствуют создание любых структур и программ, привлекающих новых клиентов и развивающих ипотечное кредитование. ДМИТРИЙ ФЛОРЕНКО, эксперт группы по обслуживанию физических лиц Ростовского Филиала «Московского Международного Банка», говорит о том, что система корпоративной ипотеки гарантирует надежную оценку платежеспособности клиентов. У банков есть опыт сотрудничества с ипотечными центрами, отделами и ипотечными брокерами при крупных агентствах недвижимости. Они берут на себя часть работы кредитных экспертов банка по оценке платежеспособности клиентов и документальному оформлению ипотечных кредитов. «Но такие отделы и специалистов могут себе позволить держать только крупные агентства недвижимости, такие как «Лэндлорд», «Дон МТ», «Альфа-Дон». Вряд ли имеет смысл содержать подобные структуры на предприятии, организующем корпоративную ипотеку, – говорит г-н Флоренко. – Вполне возможно, что им будет выгоднее заключить партнерские отношения с по­средником, подобным «Ипотечно-инвестиционному агентству».

По словам Вадима Хобты, задача ИИАР – довести количество выдаваемых в Ростове-на-Дону ипотечных кредитов до 10 тыс. к 2010 г. Это планируемая доля Ростова-на-Дону в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». По­этому ИИАР работает и с бюджетными организациями, и с предприятиями, и с физическими лицами. В месяц ИИАР намерено вовлекать в работу шесть-семь новых предприятий.

Между потенциальными союзниками даже наметилось соперничество. До февраля 2006 г. в узком сегменте корпоративной ипотеки на ростовском рынке доминировали прямые связи банков и компаний. Сейчас банкам приходится конкурировать с посредниками. Каждый ищет свои конкурентные преимущества. ВЛАДИСЛАВ КЛИМЕНКО, управляющий ростовским филиалом «Банка жилищного кредитования», уверен, что клиенту выгоднее обращаться напрямую в банк. Посредники, предлагая услугу по подбору банка, готового выдать ипотечный кредит, зачастую берут дополнительную комиссию в размере 1-2% от суммы кредита.

Вадим Хобта комментирует: «Мы проводим мониторинг банковских ипотечных программ каждые две недели, наша задача – помочь человеку выбрать оптимальную программу. Новичку тут разобраться трудно. Некоторые банки, например, не кредитуют работников игорного бизнеса, молодых людей, получивших отсрочку от армии. Бывает, что проценты по кредиту невысокие, но при открытии счета сразу взимаются 4% от суммы кредита или нужно платить за ведение ссудного счета».

А «Единый ипотечный центр» при агентстве недвижимости «Лэндлорд» гордится своей обширной базой данных по жилью. Татьяна Заречная: «Если даже у нас чего-то нет, мы работаем с другими агентствами, при этом делим комиссионные пополам».

ИИАР в скором времени обещает самостоятельно выдавать ипотечные кредиты и облегчить заемщикам поиск и выбор жилья. Сейчас формируются информационный банк данных о гражданах, желающих улучшить жилищные условия.

Александр Осокин считает, что у каждого участника ипотеки своя роль: «Пусть заемщик или его работодатель сами решают, куда им лучше обращаться. Кому-то удобнее заключать договор с застройщиками, кому-то – с агентствами, кто-то точно знает, какой конкретно банк нужен, и такому человеку посредники не требуются».