Меню

Когда приходит время продавать свой бизнес

Любой владелец бизнеса рано или поздно приходит к определенной черте развития и задается вопросом— продавать ли свое дело или продолжать работать самостоятельно? У меня в карьере таких моментов был

Любой владелец бизнеса рано или поздно приходит к определенной черте развития и задается вопросом— продавать ли свое дело или продолжать работать самостоятельно? У меня в карьере таких моментов было несколько, и каждый раз решение давалось с большим трудом.
Первый опыт бизнеса, как и большинство людей в нашей стране, я получил в начале 90-х, когда только делающий первые шаги Интернет и электронная почта появились у нас в Ростове. Тогда это не было интересно крупным инвесторам, и мы фактически в экспериментальном порядке учились этим технологиям и воспитывали своего клиента.
Помню, к нам пришел один бизнесмен и попросил отправить письмо в Америку. Попросил доставить его за полдня и предложил за срочность большие деньги. Мы сказали, что доставим его за полчаса и никаких бумаг и конвертов нам не нужно, все доставит компьютер. «Вы быстро разоритесь»,— сокрушенно покачал он головой и ушел. Постепенно, однако, появлялась у нас абонентская база (в основном— энтузиасты-интеллектуалы), а коммерческие фирмы быстро разглядели большой потенциал электронной площадки— появились виртуальные биржи, которые заполняли информационный вакуум и хорошо помогали продавать. Появление WEBа сделало Интернет массовым, и наше развитие пошло в геометрической прогрессии. В 1996 году нам предложили влиться в состав холдинга ААА, чтобы у одной из их компаний— «ЦТС»— появилось провайдинговое подразделение. О различных схемах слияния и поглощения тогда мало кто знал— я и мои коллеги просто в полном составе перешли на работу в ЦТС.
Для меня началась эра масштабного развития телефонии. Несмотря на то, что «Электросвязь» (нынешняя «ЮТК») была на тот момент абсолютным монополистом, мы, благодаря правильно выбранной стратегии развития и грамотному менеджменту, сумели серьезно закрепиться на этом рынке. В короткий срок мы превратились в крупного альтернативного оператора России и стали очень интересным активом. Предложений о покупке «ЦТС» было несколько. Фактически, об этом серьезно задумывались все крупные федеральные телекоммуникационные компании, которые выходили на рынок Ростова в начале 2000-х годов.
Выходить на рынок всегда легче, опираясь на абонентскую базу и собственные, уже построенные сети, но мы, тем не менее, не торопились продавать компанию. Наилучшее предложение сделал «КОМСТАР»— владельцы получили за свой актив хорошую сумму, а развитие компании продолжилось, фактически, в том же русле. Каждый раз, присоединяясь к более крупной компании, мы получали ряд неоспоримых преимуществ. К примеру, акционеры «ЦТС», благодаря устойчивому финансовому положению, позволяли нам развивать сеть без заимствований. Я всегда считал, что бизнес должен сам обеспечивать свое развитие за счет прибыли и средств собственников.
C недавнего времени компания «КОМСТАР—Регионы», и, соответственно, Южный филиал, вошла в Группу МТС. Войдя в группу этого оператора, мы получили возможность и право использовать бренд компании, который на сегодняшний день является одним из ведущих и входит в число ста самых дорогих брендов мира. Это, безусловно, свидетельствует о высоком потенциале. Конечно же, под таким брендом работать очень почетно, но это накладывает на нас большие обязательства.
Естественно, приходилось и чем-то жертвовать. Мы, маленькая «Интерсвязь», были клиентоориентированы, знали своих абонентов в лицо. В начале это был, можно сказать, клуб единомышленников, мы знали проблемы каждого, консультировали их, решали все вопросы в режиме личного общения. Конечно, это стало невозможным в «ЦТС», пришлось перестраиваться.
В «КОМСТАР» общение с клиентами идет не только через специалистов-консультантов, но и с помощью электронных систем. Но при хорошем уровне подготовки сотрудников качество обслуживания клиентов не должно снижаться.
Нахождение в составе крупной публичной компании предполагает большое количество отчетности. Конечно, на ее подготовку тратится достаточно много времени. Но она необходима— ведь акционеры должны видеть, куда идут их ресурсы. А для нас вхождение в группу компаний федерального уровня означает не только дополнительные финансовые возможности, но доступ к новейшим технологиям.