МИНУС Больше всего от кризиса пострадают простые люди — конечные потребители. Будет уменьшаться их покупательская способность. Да и со страхом жить не очень легко, а сейчас все сильно напуганы.
Александр Дорохов
генеральный директор компании «БАЗА Дизайн»
МИНУС
Больше всего от кризиса пострадают простые люди — конечные потребители. Будет уменьшаться их покупательская способность. Да и со страхом жить не очень легко, а сейчас все сильно напуганы.
Компании же будут заниматься сокращением издержек. Не исключены увольнения сотрудников, урезание бюджетов на развитие, маркетинг и т.д. Нужно будет научиться жить по средствам, а если кризис затянется — и довольствоваться малым.
Спрос на бизнес-планы очень сильно зависит от кризиса: чем он сильнее, тем меньше у нас заказов. Это, пожалуй, главный минус для нас. Вряд ли стоит ожидать ухода с рынка консалтинговых компаний, однако сохранить темпы роста последних лет им не удастся. Скорее всего крупные консалтинговые проекты будут приостановлены.
С рынка, возможно, уйдут игроки, у которых нет личных хороших отношений с заказчиками. В условиях ужесточения конкуренции во время кризиса, клиенты будут отдавать предпочтение тем консалтерам, которых они знают лично.
И хотя массовых закрытий компаний я не жду, дальше, как мне кажется, будет еще хуже. Почему? Ну, вот в Библии Петра 4:7 написано «Близится конец всему». В рамках нашей экономической системы не существует безболезненных путей выхода из такого кризиса. Все экономисты понимают, что это только начало кризиса и дальше будет еще хуже.
ПЛЮС
В отличие от крупных консалтинговых компаний, независимые консультанты, такие как я, в кризисе видят даже больше плюсов, чем минусов — у нас нет лишних расходов, а доходы, вполне вероятно, даже увеличатся. Когда кризис дошел до нас, я даже немножко обрадовался, ведь если в компании все идет хорошо, меня не зовут, а вот когда начинаются проблемы, у меня появляется работа. И сейчас я в ожидании звонков с вопросами, что делать и как развиваться дальше. Компании-клиенты откажутся от масштабных проектов и сосредоточатся на чем-то малом, что под силу не только лидерам рынка.
Здесь, правда, есть и небольшой минус, о котором я говорил — не стоит ждать стандартных заказов, к которым мы привыкли. Но этот минус рождает еще один плюс: отсутствие спроса, например, на бизнес-планы будет мотивировать нас осваивать и развивать другие направления деятельности. Сейчас мы серьезно занялись системой сбалансированных показателей, чему раньше не уделяли большого внимания. К тому же в условиях кризиса, вероятно, появится спрос на антикризисные решения. Потому как, например, то же сокращение издержек компаниями явно приведет к повышению эффективности их работы. Мы будем предлагать рынку новые актуальные продукты.
В отличие от других сфер бизнеса, в консалтинге вряд ли возможен дем пинг. Во-первых, это не тот продукт, где цена — определяющий фактор при выборе консалтинговой компании. Во-вторых, консультанты, как правило, — люди, знающие цену своим услугами, и на искусственное занижение цен не пойдут.