Меню

Клининговые компании

эксперты Дмитрий Болховский директор «TDO Клининг» Виталий Вишняков коммерческий директор ООО «Кристалл-Юг» Альбина Коптева начальник управления по персоналу Х5 Retail Group Сергей Острецов генерал

Ужесточившаяся конкурентная борьба за крупных клиентов на ростовском рынке клининга вынуждает его игроков существенно снижать цены на свои услуги. Самое парадоксальное в этой схватке то, что пока одерживают верх местные компании. Оперативно реагируя на запросы крупных торговых центров, ростовские клинеры отвоевывают заказчиков у неповоротливых федералов с их новейшими технологиями.

эксперты
Дмитрий Болховский
директор «TDO Клининг»
Виталий Вишняков
коммерческий директор ООО «Кристалл-Юг»
Альбина Коптева
начальник управления по персоналу Х5 Retail Group
Сергей Острецов
генеральный директор «С.О.Клининг»
Алексей Швецов
директор клининговой компании «АЛЬБАТРОС» 

Чем привлекателен рынок клининговых услуг для новых игроков?
Что вынуждает некоторые клининговые компании демпинговать?
Почему крупные федеральные ритейлеры перешли на обслуживание к местным мастерам чистоты?

Еще несколько лет назад первым ростовским клининговым компаниям приходилось объяснять своим потенциальным клиентам, чем именно они занимаются и почему работать с ними выгоднее, чем содержать в штате несколько уборщиц. Активное освоение нашего региона федеральными сетями, а также бурное развитие рынка торговых и деловых центров значительно ускорили становление сферы клининговых услуг. Сегодня клининг пользуется все большим спросом. Причем потребители становятся все более «грамотными» и взыскательными: зачастую они объявляют тендеры среди клинеров, предъявляя целый ряд непростых требований к потенциальному подрядчику. Игроки рынка клининговых услуг прогнозируют, что в ближайшие годы круг их клиентов будет только расти.

В борьбе за долю рынка клининговые компании снижают цены

Эксперты отмечают, что рынок клининговых услуг за последний год вырос на 40–50%. Рост рынка и появление большого количества игроков собеседники «ДК» связывают с растущими объемами строительства торговой и офисной недвижимости. «Клининговый бизнес развивается в любом регионе пропорционально его экономическому развитию»,  —говорит директор «TDO Клининг» ДМИТРИЙ БОЛХОВСКИЙ. По подсчетам экспертов, ежемесячный оборот этого рынка в донской столице составляет порядка 100 млн руб. «Средняя клининговая компания зарабатывает порядка двух миллионов руб. в месяц, — замечает коммерческий директор компании «Кристалл-Юг» ВИТАЛИЙ ВИШНЯКОВ. — Для сравнения: в Москве выручка за тот же период среднего игрока на рынке клининга составляет 10–15 млн руб.».

По подсчетам Виталия Вишнякова, количество игроков на рынке клининговых услуг за последний год выросло вдвое. «Если еще в начале 2007 г. их насчитывалось 35–40, то сегодня услуги по профессиональной уборке в Ростове предлагают порядка 80 фирм», — отмечает эксперт. Собеседники «ДК» отмечают, что на рост числа игроков по-прежнему влияет кажущаяся «незамысловатость» этого рынка и низкий порог вхождения. Ведь теоретически первоначальные вложения могут быть минимальными: достаточно ведер, тряпок и пары рабочих рук. Правда, по мнению экспертов, с таким подходом компания может рассчитывать только на то, что станет в итоге фирмой-однодневкой. Для построения серьезного бизнеса, по оценкам игроков, необходимы вложения в покупку профессиональной химии и оборудования, найм и обучение персонала. По словам экспертов, в зависимости от масштабов бизнеса новичку рынка потребуются вложения от 100 до 600 тыс. руб.

При бурном росте количества игроков, лидерами рынка участники рынка по-прежнему называют такие компании, как «ТDO Клининг», «Кристалл-Юг», «АЛЬБАТРОС», «С.О.Клининг». Эксперты отмечают, что многие крупные ростовские компании последние годы активно осваивают и соседние регионы. Так компания «Кристалл-Юг» уже открыла свои подразделения в 10 городах ЮФО.

По словам экспертов, значительную долю по объему обслуживаемых площадей на местном рынке (около 20%) занимают федеральные компании «Ронова Клининг», «Чистый свет», «Кристанваль-Ростов». «Все крупные федеральные клининговые компании уже пришли на этот рынок. В основном, они довольст- вуются обслуживанием своих клиентов из столицы. Если они переключат свое внимание на местных игроков и расширят свое присутствие на внешнем ростовском рынке, то не исключено, что конкуренция еще больше обострится», — рассуждает Дмитрий Болховский. В результате, по словам экспертов, многим мелким компаниям придется искать узкие ниши, покидать рынок или переходить под федеральные вывески.

Как отмечает генеральный директор компании «С.О.Клининг» СЕРГЕЙ ОСТРЕЦОВ, новых игроков привлекает не только приличная доходность клинингового бизнеса (12–15% годовых) и низкий порог вхождения, но и быстрая окупаемость инвестиций — полтора–два года. Рост числа клининговых компаний приводит к усилению конкурентной борьбы, что, естественно, отражается на ценовой политике. «Нередко компании готовы сокращать свою маржу чуть ли не до себестоимости услуги, рассчитывая на компенсацию потерь за счет большого количества обслуживаемых площадей. Это все приводит к демпингу на рынке», — говорит г-н Острецов. С его наблюдениями согласен и Виталий Вишняков, который отмечает, что если еще год назад рентабельность клинингового бизнеса составляла 20–30%, то сегодня из-за демпинга она упала до 10–15%. По его словам, демпингуют, в основном, мелкие компании и новички на рынке, которые, установив цены на свои услуги примерно на 15% ниже среднерыночных, быстро завоевывают свои позиции в Ростове. Сергей Острецов считает, что демпинг может негативно повлиять на клининговый бизнес: «Компаниям, которые пытаются демпинговать, приходится «резать» свои затраты, что неминуемо ведет к снижению качества услуг и бьет, прежде всего, по имиджу этой компании и дискредитирует этот бизнес в целом».


В портфеле клиентов клининговых фирм растет доля госструктур

Основные клиенты клининговых фирм — управляющие компании объек- тов коммерческой недвижимости. «Сегодня клининг, безусловно, наиболее востребован в офисных и торговых центрах. Чуть меньше — в индустрии развлечений и складских помещениях», — делится наблюдениями Сергей Острецов. При этом, по его данным, клининговые компании обслуживают всего лишь 5–7% коммерческих площадей из всех существующих в городе. По мнению г-на Острецова, потенциал рынка огромен: «Проблема в том, что собственники коммерческой недвижимости зачастую недооценивают значимость профессиональной эксплуатации и ухода за здания- ми. Некоторые до сих пор считают, что для наведения чистоты и порядка достаточно позвать уборщицу. В результате, например, новые бизнес-центры и другие объекты деловой и коммерческой недвижимости выглядят значительно старше своего года постройки и через короткий отрезок времени требуют замены дорогих отделочных материалов».

И все же, отмечают эксперты, спрос на клининговые услуги за последний год вырос почти на 50%. Главная причина — увеличение количества сдающихся в эксплуатацию объектов коммерческой недвижимости и становление самой культуры потребления клининговых услуг. «Еще год–два назад наши менеджеры были вынуждены объяснять каждому, что такое клининг, активно искать и уговаривать потенциальных клиентов на предоставление им своих услуг. Сейчас уже достаточно разместить о себе информацию в справочных службах, — замечает Виталий Вишняков. — Клининг развивается вслед за остальными рынками. Все больше компаний хотят получать достойное качество уборки. На первое место выходит не только сама по себе чистота помещений, но и сервис». По его словам, многие компании осознали, что набирать и обучать собственный штат уборщиков — куда накладнее, чем брать на аутсорсинг специалистов с профессиональным оборудованием и химическими препаратами. Эксперты отмечают, что крупные клининговые компании, делая большие оптовые заказы, имеют возможность закупать оборудование и сопутствующие материалы с большими скидками и таким образом снижают стоимость своих услуг.

Игроки рынка отмечают, что за последний год частично изменилась и структура спроса: стабильно увеличивается доля заказов со стороны госструктур. По мнению директора клининговой компании «АЛЬБАТРОС» АЛЕКСЕЯ ШВЕЦОВА, бюджетные организации все чаще прибегают к услугам специализированных компаний по уборке, стремясь уйти от содержания большого количества штатного персонала. «Сейчас у нас доля клиентов из госсектора достигает 20%. Хотя еще год назад их было не больше 10%», — отмечает Виталий Вишняков.

Также игроки выделяют небольшой рост спроса со стороны частных заказчиков. Однако сегодня компании не стремятся развивать работу в этом направлении, поскольку заинтересованы в долгосрочных контрактах с крупными корпоративными клиентами, обеспечивающими стабильный фронт работ и постоянный доход. Впрочем, игроки рынка не исключают, что с увеличением конкуренции, эту нишу начнут осваи- вать специализированные игроки.

Местные игроки «отбивают» клиентов у федералов

Алексей Швецов вспоминает, что еще в 2006 году, приходя на ростовский рынок, крупные федеральные ритейлеры и торговые операторы даже не рассматривали ростовские клининговые компании в качестве партнеров. Они предпочитали работать со столичными игроками, заключая с ними договоры на обслуживание в регионах. «Сейчас ситуация меняется, — отмечает он. — Крупные торговые центры, выходя на ростовский рынок, начинают постепенно отдавать предпочтение местным клининговым компаниям. Московские фирмы, хоть и обладают серьезными мощностями и технологиями, не всегда способны обеспечить надлежащий уровень услуг в регионе, поскольку работают через головную компанию, территориально удаленную от клиентов». С его наблюдениями согласен и Виталий Вишняков: «Заказчик начал понимать, что когда руководство клининговой компании рядом, то многие вопросы по снабжению и качеству работ решаются гораздо проще. Одно дело, когда ростовский клиент пытается добиться желаемого через Москву и совсем другое, когда прямо на месте».

Примечательно, что сразу несколько крупных федеральных торговых сетей, таких как «Мега» или «Перекресток», после проведения тендеров стали клиентами местных клининговых компаний. Начальник управления по персоналу компании Х5 Retail Group АЛЬБИНА КОПТЕВА: «Мы отказались от услуг одной из столичных клининговых компаний, поскольку нам не выставлялся персонал в должном количестве. Были даже случаи, когда персонал не выходил на работу. А при возникновении различных проблем представительство в Ростове не могло оперативно реагировать на наши запросы, согласуя свои действия с московским головным офисом». По ее словам, проведя тендер, Х5 Retail Group остановила свой выбор на ростовских мастерах чистоты, которые знают специфику местного рынка и способны оказать услуги более высокого качества.

Ростовские мастера чистоты присматриваются к сектору ЖКХ

Как считает Виталий Вишняков, цены на клининговые услуги прекратят падение и стабилизируются в ближайшее время, иначе бизнес станет низкорентабельным и непривлекательным. «Сегодняшние цены продержатся еще год–два, а потом, возможно, пойдут вверх. Динамика роста спроса будет оставаться на прежнем уровне в течение пяти ближайших лет. Это значит, что клиенты все меньше будут обращать внимание на цену клининговых услуг и все больше — на их качество», — пояснил он. С его мнением согласен и Дмитрий Болховский: «Заказчик начал понимать, что такое клининг, и стал подходить к нему уже не только исходя из цены за услугу, а из качества, которое может предоставить ему компания и из того, насколько оно соответствует его запросам. Все чаще клиенты обращают внимание на рекомендации и репутацию компании на рынке».

Сергей Острецов считает, что перспективным сектором рынка для дальнейшего развития станет работа в сфере ЖКХ — уборка целых домов. «Это огромная ниша, заняв которую, многие компании смогли бы себя обеспечить большим объемом работы, — считает он. Но пока на этот рынок никому не удается выйти: ЖЭКи и ДЭЗы продолжают осваивать бюджетные деньги и не собираются делиться с более агрессивными и приспособленными к рыночной экономике «частниками». Он также прогнозирует, что следующими этапами для амбициозных клининговых компаний станет освоение направлений по управлению объектами коммерческой недвижимости, ее эксплуатации и обслуживанию инженерных систем.

Еще одним перспективным направлением, сопутствующим клинингу, эксперты называют обучение пользованию современными химическими средствами и оборудованием. Некоторые ростовчане уже развивают это направление: компания «TDO Клининг» планирует уже в ближайшие месяцы вывести внутрикорпоративный образовательный центр на внешний рынок. «Пока в ЮФО крайне мало компаний, которые бы проводили открытое обучение клинингового персонала. В этом мы существенно отстаем от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других крупных городов», — рассказал Дмитрий Болховский.

Игроки рынка уверены, что в этом году местные клининговые фирмы продолжат выходить в соседние регионы Южного федерального округа, завоевывая крупных клиентов Краснодара, Сочи и Ставрополья.

По словам Виталия Вишнякова, вслед за развитием клинингового рынка будут активно развиваться и смежные рынки, например, стоит ожидать роста количества компаний-поставщиков химических препаратов и оборудования. «Уже за последние годы их число значительно выросло, — говорит эксперт. — И если раньше на этом рынке работали только федеральные компании, то сейчас появляется больше региональных поставщиков. Кстати, наша компания также планирует в ближайшие годы открыть магазин профессионального оборудования для клининга».

дмитрий болховский: «Пока в ЮФО крайне мало компаний, которые бы проводили открытое обучение клинингового персонала. В этом мы существенно отстаем от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других крупных городов».алексей швецов отмечает, что бюджетные организации все чаще прибегают к услугам специализированных компаний по уборке, стремясь уйти от содержания большого количества штатного персонала.сергей острецов: «Компаниям, которые пытаются демпинговать, приходится «резать» свои затраты, что неминуемо ведет к снижению качества услуг и бьет, прежде всего, по имиджу этой компании, дискредитируя этот бизнес в целом».

дмитрий болховский: «Пока в ЮФО крайне мало компаний, которые бы проводили открытое обучение клинингового персонала. В этом мы существенно отстаем от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других крупных городов».алексей швецов отмечает, что бюджетные организации все чаще прибегают к услугам специализированных компаний по уборке, стремясь уйти от содержания большого количества штатного персонала.

дмитрий болховский: «Пока в ЮФО крайне мало компаний, которые бы проводили открытое обучение клинингового персонала. В этом мы существенно отстаем от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других крупных городов».

цитата

И пол отшлифуют, и снег уберут
Стандартный набор услуг, клининговых фирм ежедневная, генеральная и послестроительная уборка;
химическая очистка твердого напольного покрытия с нанесением защитного полимерного покрытия;
шлифовка мраморного пола, гранитного пола;
химчистка ковровых покрытий с выведением пятен;
мытье стеклянных поверхностей с помощью промышленных альпинистов;
устройство газона;
посадка деревьев и кустарников;
чистка офисной мебели;
очистка кровли от снега.
Источник: OfficeMart.Ru