ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Николай Сходняк - генеральный директор Максим Думкин - бывший коммерческий директор Степан Залесов - директор по производству Игорь Семеряков - эксперт по продажам Равшан Нигма
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Николай Сходняк - генеральный директор
Максим Думкин - бывший коммерческий директор
Степан Залесов - директор по производству
Игорь Семеряков - эксперт по продажам
Равшан Нигматуллин - партнер, соучредитель
Алексей Носырев - коммерческий директор
ДОСЬЕ
«ЛюбоДорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товаруслуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
***************************************************************************************************************************************
Бессонница свалилась на Николая Сходняка внезапно, словно чья-то невидимая рука нажала клавишу Enter. Две недели он ходил на работу с красными глазами и, уснув на переговорах, решил обратиться к медикам. Психоневролог с анекдотичной фамилией Рабинович рекомендовал занятия живописью. «С вашей г`аботой, батенька, надо бег`ечь нег`вишки, — сказал он, сличив визуальный диагноз с данными томографа. — Купите мольбег`т и г`исуйте — чег`ез два дня будете спать как младенец». Сходняк мысленно послал Айболита по старой трассе, но образ мольберта запал в подсознание и тонким зуммером давал о себе знать. Не прошло и трех дней, как генеральный директор «Любо-Дорого & Ко» сдался: купил бумагу для акварели и приступил к делу, обратившись в поисках образов к журналу «Веселый художник». Первые две недели он учился рисовать яблоки и граненые стаканы. Как ни странно, доктор оказался прав — бессонница отступила. Воодушевившись, Сходняк замахнулся на эпическое полотно. Каждый день, оставаясь после работы в кабинете, он выписывал кисточками очертания камней и деревьев. В среду вечером этой идиллии пришел конец.
Зазвонил сотовый. На дисплее высветилось: Максим Думкин. «С чего бы?» — спросил себя Сходняк и поначалу решил не отвечать, но любопытство взяло верх. «Николай Евгеньевич, вы в офисе? — поинтересовался Думкин и, не дождавшись ответа, добавил: — Есть информация, которая покажется вам важной». Это звучало как «предложение, от которого вы не сможете отказаться». Сходняк с сожалением бросил взгляд на сельский пейзаж с недорисованной изгородью и сказал: «Приезжай».
Максим Думкин появился через 15 минут. Сходняк отметил, что бывший начальник отдела продаж «Любо-Дорого & Ко» носит костюм от Армани («Бонд, Джеймс Бонд») и часы «Патек Филипп», как у президента России (тоже на правой руке). «Подделка», — решил Сходняк и даже приподнял жалюзи, чтобы утвердиться в своих выводах. На парковке стояла зеленая «четверка». «Вот и все понты», — сказал себе генеральный директор, протягивая ладонь для рукопожатия.
— Вас можно поздравить: продажи совершенно атомные, — говорил тем временем Думкин, усаживаясь в кресло напротив окна и устремляя взор на стену, где висела фотография «Степан Залесов делится производственным опытом с немецкими бизнесменами». — Не боитесь, что Семеряков дров наломает? Впрочем, пока вы стоите у руля «Любо-Дорого & Ко», за судьбу фирмы можно не беспокоиться.
И посмотрел в глаза бывшего шефа с безудержной нежностью.
Сходняку вспомнилась реплика из фильма «Шпионские игры»: «Ты собираешься всю ночь танцевать и лапать меня за задницу?» Вслух он сказал:
— Если хочешь, чтобы мы взяли тебя обратно, пиши заявление на имя HR-менеджера.
Думкин, похоже, не расслышал.
— Ваши конкуренты из Перми, изучив обстановку, пришли в уныние, — развивал он заявленную тему. — Они даже не предполагали, что позиции «Любо-Дорого & Ко» столь незыблемы.
Сходняк так и не понял, издевается над ним Думкин или просто ударился в патетику, к чему был склонен и раньше. Ломать голову в поисках объяснений было неинтересно.
— Они приходили к тебе плакаться в жилетку? — осведомился генеральный директор, мысленно представив, как будет накладывать мазки гуашью, выписывая правый верхний угол картины.
— Нет, с нервами у них все в порядке, — наступил Думкин на больную мозоль. — Я бы даже сказал, ребята весьма агрессивны. Пока вы пытаетесь прощупать Челябинск, они решили прорваться на местный рынок.
— Я читал об этом в «Деловом квартале», — нетерпеливо отрезал Сходняк. — Причин для паники пока не вижу.
— Собственно, я вот что хотел сказать... — Думкин помолчал три секунды, формулируя новую фразу. — Позавчера они предлагали мне деньги за инсайд о «Любо-Дорого & Ко». Я пока торгуюсь, но, думаю, с вами мы договоримся быстрее. Если сойдемся в цене, вы получите уникальный шанс прокачать «дезу». Это нелишне, если учесть, что одна «крыса» в «Любо-Дорого & Ко» уже завелась.
«Как ее фамилия?» — чуть было не спросил Николай Сходняк, но усилием воли взял себя в руки.
— Вряд ли это топ-менеджер, — рассуждал Думкин, не отрывая взгляда от фотографии с немцем. — Скорее, кто-то из снабженцев. Мне так кажется. Стратегической информацией он не владеет, но запах денег быстро приведет его к секретным файлам. Я бы на вашем месте кричал: «Alarm!» — но по-тихому так, шепотом…
— А может, и нет никакого «крота», и пермяки к тебе не обращались, просто хочешь бабок срубить? — поинтересовался Николай Сходняк. — Поставь себя на мое место: приходит бывший сотрудник, плетет небылицы и просит… Кстати, сколько ты хочешь?
— $10 тыс., — не моргнув глазом сказал Думкин. — На самом деле я просто хочу помочь. Странно, что от вас ускользает патриотическая сторона моего предложения. А деньги — это плата за ювелирную работу. — Он снова бросил взгляд на фото. — Как по-вашему, что это за тип рядом с Залесовым?
— Райнер… Вернер… — Сходняк полез в ящик стола за визиткой. — Райнер Вернер Фассбиндер, короче, исполнительный директор немецкой фирмы, производящей аналог ТОВУС-премиум.
— Откуда он взялся?
— Откуда-откуда... — Сходняк занес руку, чтобы почесать в затылке, но передумал. — В городе был форум с бизнесменами из Германии. Им захотелось посмотреть предприятия Екатеринбурга, в том числе «Любо-Дорого». Нам звонили из приемной губернатора, просили организовать встречу.
— Николай Евгеньевич, — с некоторой даже укоризной протянул Думкин. — Райнер Вернер Фассбиндер — это кинорежиссер, ныне покойный. А человек, которому Степан Залесов расписывал тонкости производственного процесса, работает у пермских конкурентов.
— Где он тогда по-немецки говорить научился? — спросил Сходняк первое, что пришло в голову. — И кто звонил от губернатора?
— Этот тип, наверное, и звонил. Главное в другом. Конкурентов больше интересуют не технологии, а ваши финансовые показатели. Ищите «крысу»!
Как только Думкин ушел, не получив, однако, конкретного ответа, Сходняк набрал номер Равшана Нигматуллина.
— Хорошо, что ты дал о себе знать, — сказал тот, нимало не удивившись. — А то я уже сам хотел звонить. В двух словах: твой коммерческий директор в минувшее воскресенье полдня просидел в «Дольче Вита» с человеком, который у пермяков отвечает за безопасность. Они что-то горячо обсуждали, хватали друг друга за руки. Много выпили. Ты меня знаешь: я в совпадения не верю.
— По моим данным, у нас действительно есть «крыса», но это не Носырев, а кто-то другой, — возразил Сходняк, впрочем, не очень решительно.
— Ну если ты так уверен, разбирайся со своими кадрами сам, — холодно сказал Нигматуллин. — Только я думаю, это лишнее.
Сказав, что перезвонит, Сходняк взял тайм-аут. С одной стороны, он не сомневался в словах Нигматуллина, с другой — не мог игнорировать сведения Думкина. Если Алексей Носырев — предатель (хотя сам Николай в это не верил), ситуация близка к катастрофической. Но даже более мелкий «крот», оставаясь безнаказанным, мог нанести «Любо-Дорого & Ко» серьезный ущерб. Вопрос, запускать ли дезинформацию, отступил на второй план, но тоже требовал решения. У Сходняка появилось чувство, что сегодня ночью заснуть ему не удастся. Чтобы успокоить нервы, он достал из шкафа-купе пейзаж с изгородью и, макнув кисточку в коричневую краску, нанес сочный мазок.
Как Николаю Сходняку вычислить «крота», не обидев сотрудников напрасными подозрениями? Стоит ли ему принять предложение Думкина о запуске дезинформации?
************************************************************************************************************************************************
Игорь Хмарук
президент компании Real Busness Consalting
Когда речь идет о жизни и смерти компании, не надо бояться обидеть сотрудников. Я бы рекомендовал собрать коллектив «Любо-Дорого & Ko» и сказать: «Коллеги, к сожалению, мы имеем подтвержденные данные о том, что через одного из наших сотрудников происходит утечка информации. Я прошу резко сократить количество посторонних людей в офисе, ограничить доступ к закрытой информации». Надо постараться активизировать и сплотить сотрудников, дать им понять, что компания представляет угрозу для конкурентов, поэтому на нее объявлена «охота». Вероятность обид со стороны членов коллектива, таким образом, может сойти на нет.
Если есть экономическая служба безопасности (в компании, численностью 100 человек, она обязательно есть), то надо, не поднимая волны, провести служебное расследование. Это займет не более 48 часов. Если же службы безопасности нет, нужно обратиться к специалистам.
Есть и другой вариант решения. На месте Сходняка я бы взял тайм-аут на 3-5 суток, чтобы «по-тихому» провести проверочные мероприятия. Ведь двойной агент в случае шумихи может моментально лечь на дно.
Предложение же Думкина принимать не стоит — это детский лепет. На всякий случай, можно потянуть время. Пока работают специалисты в сфере экономической безопасности.
Екатерина Комар
директор туристического центра «Гранд-Фиеста»
На первый взгляд предложение Думкина о запуске дезы кажется наиболее простым решением, но кардинально это не прекратит утечку информации. Предложение Думкина — это шантаж. Идти у него на поводу не к лицу гендиректору преуспевающей компании. К тому же если в компании существует какой-то коммерческий шпион, то ситуация будет повторяться. Каждый раз платить кому-то за дезинформацию — значит признавать собственную слабость. Надо разобраться с немцами. Если выяснится, что это все была инсценировка — Николаю Сходняку есть о чем беспокоиться. В этом случае необходимо подключать службу безопасности, чтобы вычислить, откуда идет утечка. Кроме того, я думаю, генеральному директору стоит поговорить без свидетелей с Алексеем Носыревым — одним из основных подозреваемых, поскольку он был замечен в компании конкурентов. На основании личной беседы можно составить представление, честен ли он по отношению к компании. Параллельно надо провести внутреннее негласное расследование. В зависимости от его результатов действовать. Обнаружив крота, либо его уволить, либо устроить публичную порку. Если расследование не даст результатов, — сообщить о возникших проблемах на собрании топ-менеджеров, и вместе попытаться найти виновного в сложившейся ситуации.
Андрей Масалков
директор охранного агентства «Виндекс»
Не допустить утечки информации из компании намного проще, чем потом устранять ее последствия. Я думаю, самый надежный вариант — доверить решение проблемы службе безопасности компании. Кроме того, сегодня существует масса детективных агентств, в которых квалифицированные люди подскажут, какие шаги принять в данной ситуации. Сходняк с помощью специалистов должен проанализировать, кто имел доступ к информации, какая именно информация могла уйти из компании, и что может интересовать конкурентов. Очертив круг подозреваемых, необходимо провести их проверку.
Вариант с дезинформацией, кстати, тоже неплох. Но «дезу» нужно запустить не через Николая Думкина. Ему ничего не мешает работать на два фронта. При этом важно создать условия, чтобы можно было отследить дальнейший путь дезинформации. Не исключено, что для этого придется завербовать кого-то из конкурентов. Но тут речь уже идет о действиях профессиона- лов. Самому гендиректору и топ-менеджменту вряд ли это под силу.
Вопрос о том, обидеть или не обидеть сотрудников, сейчас для компании не актуа- лен: судьба предприятия под угрозой. Многие компании заранее оговаривают в трудовых договорах , что сотрудник может проверяться на лояльность. И большинст- во понимает, что это необходимо.
решение предыдущей серии
Алексей Носырев решил два месяца давать откаты закупщику «А-Лиги», чтобы ТОВУС получил максимально возможное распространение в Челябинске. Тем временем «Любо-Дорого & Ко» договорится еще с рядом оптовиков региона. Когда это произойдет, менеджеру «А-Лиги» платить перестанут и, чтобы обеспечить дальнейшее сотрудничество, подготовят «предметный» разговор с его начальством.