Меню

Кейс: «Назад из декрета»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Татьяна Шумилина - заместитель директора по работе с персоналом Светлана Петляева - экс-маркетолог Алексей Носырев - коммерческий директор Юлия Белоусова - маркетолог Николай Сход

Год назад маркетолог компании ушла в декретный отпуск. На ее место взяли новую сотрудницу, которая весьма успешно проявила себя в этой должности, более того, сравнение явно не в пользу ее предшественницы. Но молодая мать решила вернуться на работу — основания законны. Надо решить, кого выбрать, поскольку двух маркетологов фирме не нужно.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Татьяна Шумилина - заместитель директора по работе с персоналом

Светлана Петляева - экс-маркетолог

Алексей Носырев - коммерческий директор

Юлия Белоусова - маркетолог

Николай Сходняк - генеральный директор

Игорь Семеряков - эксперт по продажам

ДОСЬЕ

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

************************************************************************************************************************************************

Решение предыдущей серии

Николай Сходняк проводит с начальником производства «воспитательную» беседу. Они решают воспользоваться левой системой сбыта, организованной Залесовым, для продаж настоящего ТОВУСа. Степан Залесов начинает готовить производство к выпуску ТОВУС-премиум.

 **********************************************************************************************************************************************

«Так, все, хватит, а то я сама скоро так же кудахтать начну!» — выдохнула Татьяна Шумилина, спуская вниз монитора страницы «мамско-детских» интернет-ресурсов. Полтора дня она убила на чтение этих сайтов и прекратить смогла только усилием воли, да и то потому, что стало стыдно: дескать, такая карьеристка, как она, и так непрофессионально тратит рабочее время. По правде сказать, ее очень захватили все эти материнские разговоры, а главное — как женщины могут без оглядки растворяться в своих детях. Шумилина полтора года назад родила дочку, но через три месяца после родов уже вышла на работу. Ей казалось, что в компании, где она работала до «Любо-Дорого & Ко», без нее все развалится, она потеряет квалификацию, да и вообще активная деятельность вызывала в ней почти физиологическую зависимость, и Татьяна внутренне не могла принять ту жизнь, которая свалилась на нее с рождением ребенка. Но в результате получилось, что вскоре с работы она уволилась — сказалась нагрузка, которую она сама на себя взвалила, и внутреннее разочарование в собственной незаменимости. К тому же сильно испортились отношения с мужем, которого не устраивало, какая из Татьяны мать («Сам он… тот еще отец!»), и они вступили в затяжную, выматывающую полосу ссор и упреков, которые легко могли привести к разводу.

Впрочем, на сайты для мамашек Шумилину залезть заставила не жалость к себе и не желание посоветоваться с «опытными детоводами» (все это накрыло ее позже, через полдня), а опять-таки производственная необходимость. Накануне из приемной ей перевели звонок Светланы Петляевой — бывшего маркетолога «Любо-Дорого & Ко», которая год назад ушла в декрет, а теперь хочет восстановиться в должности. Когда Татьяна решила выяснить роль и заслуги Петляевой в фирме, Алексей Носырев, удивленно подняв брови и собрав лоб в зигзагообразную складку, сказал: «Света?! Она что, вернуться хочет?! Ну не знаю… Она тут у нас такой муар вокруг своей персоны разводила, корчила из себя невесть что, концепции дикие клепала, а когда конкретные вопросы надо было решать, так ее пинать все время приходилось. Короче, когда Юля Белоусова на ее место пришла, мы поняли, что такое небо и земля». Шумилина осознавала, что второй маркетолог «Любо-Дорого & Ко» не требуется, по крайней мере сейчас. По трудовому законодательству получалось, что фирма обязана взять Петляеву взамен Белоусовой. Но после работы, которую Юля проделала для изучения региональных рынков и запуска ТОВУС-премиум, обмен казался явно невыгодным. К тому же Шумилина испытала приступ женской зависти вперемежку со злобой: одним приходится жертвовать семьей ради карьеры, а другие норовят успеть на «две ярмарки».

Изучение «мамских» сайтов, а точнее, подразделов «Работа, карьера» показало, что легкого разговора со Светланой ожидать не приходится: под ником ***_** Шумилина по профессиональной привычке натолкнулась на реальное имя Петляевой: та была активной участницей форумов, где специализировалась на консультациях товарищей по счастью в вопросах трудоустройства в пред— и постдекретный период, и, стоит заметить, весьма грамотных. Кроме того, в свободное от стирки пеленок и варки каши время Петляева вела несколько рекламных проектов для не последних в городе фирм… Ну или говорила, что вела. Шумилина предположила, что Света наблюдала за развитием «Любо-Дорого & Ко» и, проследив траекторию роста фирмы, прикинула, что возвращение в штат будет повыгоднее случайных заработков.

Татьяна набрала внутренний номер Носырева. «Ну что, идем?» — напомнила она о совещании со Сходняком на тему возвращения маркетолога. Получив утвердительный ответ, зам по кадрам поправила съехавшую набок юбку и твердой походкой направилась в кабинет шефа. Мужчины молча поглядели на Шумилину — было ясно, что оба были в курсе, и это их не радовало.

— Юлю-то позовем? — с грустью спросил Сходняк.

— Давайте попозже, сперва все обсудим, — бодро парировала Татьяна и передвинула стул так, чтобы собравшиеся образовали равнобедренный треугольник.

После краткого обмена мнениями у Шумилиной сложилось двоякое впечатление: хоть Света в свою бытность маркетологом и была не подарком, но кое-какие успехи за ней числились. Работая в связке со сбытом, она очень помогла продвинуть ТОВУС среди оптовиков Екатеринбурга, с ее подачи приняли несколько «докруток» к продукту, чтобы выделить его из массы аналогов, да и просто долгое время она была неотъемлемой частью «Любо-Дорого & Ко» — любимой, к слову, многими сотрудниками, с которыми поддерживала контакт во время отпуска. Ощущение было такое, что Сходняк и Носырев скорее за Юлю, чем против Светы. Основные претензии к Петляевой были в том, что она никакой исполнитель (а именно этого требовали от нее полтора года назад), в то время как тогдашние ее идеи сейчас могли показаться здравыми.

— Но Юля-то объективно лучше — она закрывает весь объем работ, которые нам сейчас нужны в маркетинге, — Носырев внезапно сделался резким и категоричным. — Она пашет, она растет, она хочет большего, и у нее получается. Скажем, Света смогла бы придумать ТОВУС-премиум, но подготовить его к выпуску… Сомневаюсь. А сейчас она с ребенком — это ее надо будет отпускать постоянно… И потом, Татьяна говорит, что она с форума не вылазит… Что вы думаете, она тут не будет в нем зависать? Напрасно! Кроме того, у Юли с Игорем Семеряковым роман серьезный наклевывается, если мы ее обижать начнем, он так взовьется…

— Так мы, значит, женщину с дитем обижать будем, — улыбнулся горячности подчиненного Сходняк. — Леша, сейчас не то время, да и я не такой человек, чтобы так поступать.

Сходняк предвидел такую ситуацию еще полгода назад. Когда в коллективе все были молодыми да рьяными и ничего, кроме денег и карьеры, никого не интересовало, подобных проблем не возникало. Однако постепенно коллектив обновлялся, в том числе и за счет женщин, которые оказывались в естественном положении и принимали естественные решения.

— Нам, Леша, нужно возвести эти материнские дела в ранг стратегии. Прикинь, вернется Люся-бухгалтер, Вера, которая раньше начальника сбыта замещала, Ольга Петровна, после которой Женя Банько стал магазином управлять… Мы что, по каждому поводу чрезвычайку будем устраивать?

— Николай Евгеньевич, решать, конечно, вам, — Шумилина опустила уголки губ и стала похожа на охлажденную рыбу в супермаркете, — но второго маркетолога не нужно. Повода для угрызений совести нет — многие женщины после родов начинают с нуля и на работу выходят гораздо раньше, взять хотя бы меня… С другой стороны, если мы неаккуратно откажем Светлане, она, я уверена, доведет до суда и скорее всего выиграет. Сами понимаете, национальный демографический проект, новый Трудовой кодекс — в подобных спорах судьи всегда на стороне работника.

— Может, мы аттестацию проведем Свете?.. — задумчиво протянул Носырев. — И ей, и Юле. Покажем, что сравнение не в пользу Петляевой, объясним, что от паровоза она отстала и нам нужен совсем другой человек и т. д.

— Сейчас мы нафантазируем! — пожурил Алексея шеф. — Давай их еще на остров в Баренцевом море забросим! Леш, у нас тут не спецназ — мы с людьми работаем. Короче, вызывай Юлю, посмотрим, что она думает, а вы, Татьяна, свяжитесь со Светой — пусть приходит. Поговорим, поймем, чего она хочет, может, на другую должность сможем ее определить.

Вернувшись в свой кабинет, Шумилина очень сухо поговорила с Петляевой и назначила ей на понедельник. Через пару часов, не удержавшись, она развернула окошко браузера и увидела новое сообщение от ***_**: «Народ, иду в понедельник к бывшему шефу, чтоб он снова стал будущим, ругните меня добрым словом». Через пару минут пришел первый ответ форумчанки: «Давай, Свет, растряси там этих куркулей — мы с тобой!»

Как поступить руководству «Любо-Дорого & Ко»?

************************************************************************************************************************************************

Алиса Гордеева
директор брендбилдинговой компании BrandHouse

Не понимаю, почему в бурно развивающейся компании, со штатом в сто человек, не нужен второй маркетолог. Компания недавно поменяла свою стратегию, переживает активный рост. При этом в штате, наверняка, куча складских работников, продавцов и сотрудников отдела сбыта, не меньше пятнадцати топ-менеджеров. При этом компания намерена занять серьезные позиции с новым премиальным продуктом. Как при этом они управляются с одним маркетологом?

В любом случае, по законодательству работодатель обязан Светлану принять обратно. Потом уже на их совести будет решение: оставить ее или под каким-либо предлогом впоследствии уволить. Я считаю, что люди — это основной капитал компании. Человека когда-то приняли, и тот, кто его принимал, несет ответственность за его профессионализм. Пока Светлана работала и не ушла в декрет, она всех устраивала. Значит уровень ее компетенций соответствовал компании. Я не понимаю позицию Татьяны Шумилиной, которая вместо того, чтобы сообщить руководству о выходе Светланы и обсудить, какой фронт работ необходимо поручить ей, начинает создавать ненужный негативный фон, демонстрирует свое предвзятое отношение. Я считаю, что из Светланы с ее способностями можно «выжать» максимум эффективности: назначить вторым маркетологом либо подобрать другой фронт работ, где ее знания и навыки могут быть полезны.

Елена Элерт
директор компании P&L consulting

Если женщина решила выйти из декретного отпуска, то, конечно же, ее нужно принять. Этого требует законодательство да и просто моральные нормы. На мой взгляд, нужно поддержать Светлану Петляеву и стимулировать ее на дальнейшую работу. Такая компания, как «Любо-Дорого & Kо» — численностью в 100 человек, вполне может позволить себе второго маркетолога. Если Юлия Белоусова со всем справляется, то можно подыскать какую-то другую должность для Светланы. Для этого стоит ее отправить на курсы повышения квалификации. В любом случае в компании напрасно делают из мухи слона. Светлана наверняка тот человек, который может быть очень полезным и эффективным. Главное — найти интересное для нее занятие, которое позволило бы ей себя проявить. Тем более, человек уже работал в фирме, знаком с коллективом, обладает хорошими знаниями о самой компании. Руководство должно дорожить такими сотрудниками. Проблема в том, что основная масса руководителей — это мужчины, которые видят в женщине с ребенком потенциальные проблемы: она будет чаще отпрашиваться, не сможет посвящать работе времени сверх нормы. Этого-то, на мой взгляд, и боится Носырев. Женщины, наоборот, притеснять сотрудницу, выходящую из декрета, не станут.

Татьяна Бурмистенко
генеральный директор компании «ТэраКонсалтинг»

Главный актив преуспевающей компании — это ее люди. Я не вижу причин, по которым компании необходимо портить отношения со Светланой. И, возможно, два маркетолога для такой быстрорастущей компании — не есть излишество. Светлана проявила себя как отличный стратег, а Юлия — как добросовестный исполнитель. Но даже если компании второй маркетолог не нужен, то со Светланой, в любом случае, необходимо найти общий язык: я не сомневаюсь в том, что она человек вменяемый и нормальный. Как правильно отметила Татьяна Шумилина, руководство не столько против первой, сколько за вторую. Поэтому я бы посоветовала оставить Юлию, а стратегические навыки Светланы использовать в дальнейшем. Со Светланой необходимо по-человечески поговорить и объяснить, что сейчас есть человек, устраивающий компанию как исполнитель. Я бы сказала: «Ваш уровень выше исполнительского. Вы хороший стратег. Но нам на данный момент на постоянную основу стратег не требуется. Давайте начнем работать проектно: вот у нас есть идея — вы разрабатываете для нее концепцию и стратегию. Это может быть значительно выгоднее и для вас и для компании». Нет смысла терять уже проверенный ресурс знаний и опыта Светланы. Необходимо открыть для нее видение ситуации развития предприятия топ-менеджментом компании, и, возможно, она сама предложит варианты взаимовыгодного сотрудничества.