В современных условиях выстроить цивилизованный диалог с чиновниками крайне сложно— либо не хватает времени, либо связей и опыта. На Западе давно появилась прослойка специалистов— GR-менеджеров, ко
В современных условиях выстроить цивилизованный диалог с чиновниками крайне сложно— либо не хватает времени, либо связей и опыта. На Западе давно появилась прослойка специалистов— GR-менеджеров, которые профессионально помогают компаниям наладить связи с властью. По мнению экспертов дискуссионного клуба «ДК», спрос на GR-специалистов в Ростове только начинает формироваться, а значит, на региональном рынке начнут появляться профессионалы в GR-сфере.
Участники:
Алексей Гвинтовкин председатель регионального отделения Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) в Ростове-на-Дону
Геннадий Гордеев директор по связям с общественностью ЗАО «Эмпилс»
Игорь Зотов генеральный директор «Технологии бизнеса», исполнительный директор Южно-российского HR-клуба
Анна Каминская PR-директор Headhunter в Ростове-на-Дону
Любовь Солодовник пресс-секретарь минэкономики Ростовской области
Связи с властью не терпят публичности
В самом начале встречи эксперты и гости Дискуссионного клуба попытались определить различия в функционале GR-специалиста и PR-менеджера. Как отметил ГЕННАДИЙ ГОРДЕЕВ, директор по связям с общественностью ЗАО «Эмпилс», если PR— это публичная деятельность, то GR— это преимущественно скрытая от посторонних глаз, кропотливая, рутинная работа. «Для нашей компании конструктивные отношения с чиновниками крайне важны, поэтому мы уделяем взаимоотношениям с властями много внимания. Если деятельность компании понятна и предсказуема, это создает благоприятное поле для принятия судьбоносных решений»,— пояснил г-н Гордеев. Он добавил, что задача GR-специалиста в том, чтобы грамотно информировать представителей власти о том, что происходит в компании: почему принимаются те или иные решения, какова стратегия развития предприятия, ее социальная политика. «Когда власть осведомлена о деятельности компании, возникает меньше требований и вопросов: что у вас с производством, занятостью, с экологией, с социалкой... Взять, к примеру, благотворительность. Часто к предприятиям обращаются с предложениями по оказанию благотворительной помощи различным организациям. Очевидно, что всем помочь невозможно. Поэтому можно взять несколько объектов и работать только с ними. И если власти будут знать об этом, регулярно получать сведения о помощи, которую вы оказываете, то в результате вас не будут беспокоить по мелочам»,— пояснил г-н Гордеев. По его словам, человек, который отвечает за GR в компании «Эмпилс», решает довольно много ежедневных рутинных вопросов. Регулярно готовятся ответы на запросы различных министерств и ведомств, составляются статистические отчеты.
Пресс-секретарь министерства экономики Ростовской области ЛЮБОВЬ СОЛОДОВНИК добавила, что другая важная функция GR-специалиста— организация участия компании в гостендерах или получении грантов и субсидий: «Власть в последние годы разрабатывает массу целевых программ помощи бизнесу. Естественно, чтобы попасть в эти программы, предпринимателям приходится чаще обращаться к чиновникам. Но на сбор документов уходит много времени, и некоторые компании приходят к выводу, что заниматься этим должен отдельный специалист, в частности, GR-менеджер».
Как отметили эксперты, сейчас многие компании предпочитают иметь в своем штате человека, который при возникновении конфликтных ситуаций с правоохранительными органами, пожарной службой или с органами Роспотребнадзора, мог бы решить все возникающие вопросы без ущерба для предприятия. Зачастую это бывшие работники силовых структур. «Таких людей также можно назвать GR-специалистами, так как они помогают устранять всевозможные конфликты с властными структурами. А это одна из функций «джиарщика»»,— добавила г-жа Солодовник.
Все бывшие чиновники— потенциальные «джиарщики»
Во время дискуссии эксперты попытались дать характеристики потенциальному кандидату на должность GR-специалиста. По мнению Любови Солодовник, менеджер по связям с органами власти должен иметь высшее образование юриста, экономиста или государственного служащего. «Портрет хорошего «джиарщика» я бы обрисовал так: это немолодой, зрелый человек, успевший заработать безупречную репутацию и определенный авторитет в деловых и властных кругах, коммуникабельный, интеллектуально подкованный,— пояснил г-н Гордеев.— Он должен разбираться в экономике, политике, знать обо всех трендах в этих сферах и уметь правильно общаться с чиновниками». Геннадий Гордеев рассказал, что в «Эмпилсе» GR-направлением занимается заместитель гендиректора, депутат законодательного собрания Ростовской области, который 40 лет проработал на предприятии, пройдя практически все ступени карьерной лестницы. Эксперты отметили, что в большинстве случаев на такую должность хорошо подходит бывший чиновник.
По словам участников дискуссии, GR-специалист также должен быть отличным аналитиком, способным отслеживать законодательные акты, находящиеся в разработке. «Все законопроекты обязательно проходят процедуру общественной экспертизы,— сказала г-жа Солодовник.— К примеру, законодательные акты, изменившие земельный налог и ее кадастровую стоимость, были доступны на этапе проекта. Но представители бизнес-сообщества не проявили инициативы при его обсуждении. Когда же закон приняли, все ахнули. Профессиональный GR-щик не пропустил бы такой законопроект, спрогнозировав последствия его принятия».
Алексей Гвинтовкин добавил, что портрет, который обрисовали эксперты, подходит GR-специалисту очень высокого уровня. «Такой человек должен, как минимум, работать в «Газпроме». И получать зарплату 1-2 миллиона рублей. Но ведь есть много небольших предприятий, где компетенции такого менеджера могут быть не такими обширными»,— возразил г-н Гвинтовкин. По его мнению, подобный специалист может быть ответственным как за продвижение определенных решений на властном уровне, так и за то, чтобы прорыв водопровода рядом с вашим предприятием был ликвидирован в течение дня, а не недели.
Г-н Гордеев, описывая круг компетенций GR-менеджера, отметил, что подобный специалист может помочь и в мотивации персонала. «На прошлой неделе мы вручали сотрудникам, приближающимся к пенсионному возрасту, грамоты и удостоверения «Заслуженный ветеран труда», подписанные лично федеральным министром Виктором Христенко,— привел пример Геннадий Гордеев.— Такое признание на высоком государственном уровне получить рядовому сотруднику не только приятно, но и выгодно— оно дает определенные льготы на пенсии. Но чтобы организовать все это, кто-то должен был собрать документы, объяснить чиновникам федерального министерства, почему сотрудники именно нашего предприятия достойны получить звания».
Как отметили эксперты дискуссионного клуба, инструменты для общения с властью в профессиональном арсенале GR-менеджера стандартны: участие в форумах, круглых столах, конференциях, которые проводит администрация. Алексей Гвинтовкин констатировал, что при необходимости решать глобальные вопросы, стоящие не только перед компанией, но и перед всей отраслью, компании начинают объединяться в ассоциации. В качестве примера он привел российских фармпроизводителей. «В 2005 году доля отечественных фармпроизводителей на российском рынке составляла 20%, а в этом году она упала до 5%. Участники рынка решили сообща отстаивать свои интересы: сначала провели круглый стол в Москве, куда пригласили представителей федеральной антимонопольной службы и депутатов Госдумы, затем организовали подобные мероприятия в ключевых регионах. В итоге премьер-министр недавно принял новую стратегию развития отечественной фармпромышленности»,— рассказал г-н Гвинтовкин.
Хороший GR-специалист стоит дорого
Эксперты считают, что спрос на GR-специалистов только начал формироваться. По словам ИГОРЯ ЗОТОВА, гендиректора компании «Технологии бизнеса», исполнительного директора Южно-российского HR-клуба, в Ростове лишь несколько раз в рекрутинговые компании поступали запросы на профильного специалиста в области GR. «В основном подобных специалистов ищут крупные федеральные или транснациональные компании, выходящие в наш регион»,— сказал г-н Зотов. Слова коллеги подтвердила АННА КАМИНСКАЯ, PR-директор Headhunter в Ростове-на-Дону, которая добавила, что GR пока еще не добавлен в разбивку профобластей на интернет-порталах. «Пока что в Ростове и в других городах Южного региона вакансии GR-специалистов встречаются крайне редко. В нашем городе чаще всего GR-деятельность является частью компетенций таких сотрудников, как PR-директор, исполнительный директор, коммерческий директор. Наряду с этим столичный рынок более развит. Так, осенью 2009 года по Москве на одну вакансию GR-менеджера приходилось порядка пяти резюме»,— заявила г-жа Каминская.
По мнению экспертов, спрос на профессионалов в области GR будет активно формироваться уже в ближайшем будущем. «Всегда трудно оценить, сколько денег компании приносит PR-отдел. А вот полезность GR-отдела всегда «на лицо». Это, например, те деньги, которые предприятие может получить от власти в виде господдержки»,— уверил г-н Гвинтовкин.
Определить стоимость GR-специалиста на региональном трудовом рынке довольно сложно, считают участники встречи. Еще нет определившегося спроса, а значит и предложения. «В последний раз, когда на моей памяти в Ростове искали GR-менеджера, его возможная зарплата не выходила за рамки 100 тысяч рублей»,— вспомнил Игорь Зотов. В Москве подобным специалистам предлагают зарплаты от 300 тыс. руб., в Питере— 200 тыс. руб., добавила г-жа Солодовник. Однако эксперты подчеркнули, что это ориентировочные расценки, поскольку еще рано говорить о сложившейся цене на услуги специалиста по связям с властными структурами— пока компании руководствуются собственными расчетами в подборе таких сотрудников в регионах.
Участники:
Алексей Гвинтовкин председатель регионального отделения Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) в Ростове-на-Дону
Геннадий Гордеев директор по связям с общественностью ЗАО «Эмпилс»
Игорь Зотов генеральный директор «Технологии бизнеса», исполнительный директор Южно-российского HR-клуба
Анна Каминская PR-директор Headhunter в Ростове-на-Дону
Любовь Солодовник пресс-секретарь минэкономики Ростовской области
Связи с властью не терпят публичности
В самом начале встречи эксперты и гости Дискуссионного клуба попытались определить различия в функционале GR-специалиста и PR-менеджера. Как отметил ГЕННАДИЙ ГОРДЕЕВ, директор по связям с общественностью ЗАО «Эмпилс», если PR— это публичная деятельность, то GR— это преимущественно скрытая от посторонних глаз, кропотливая, рутинная работа. «Для нашей компании конструктивные отношения с чиновниками крайне важны, поэтому мы уделяем взаимоотношениям с властями много внимания. Если деятельность компании понятна и предсказуема, это создает благоприятное поле для принятия судьбоносных решений»,— пояснил г-н Гордеев. Он добавил, что задача GR-специалиста в том, чтобы грамотно информировать представителей власти о том, что происходит в компании: почему принимаются те или иные решения, какова стратегия развития предприятия, ее социальная политика. «Когда власть осведомлена о деятельности компании, возникает меньше требований и вопросов: что у вас с производством, занятостью, с экологией, с социалкой... Взять, к примеру, благотворительность. Часто к предприятиям обращаются с предложениями по оказанию благотворительной помощи различным организациям. Очевидно, что всем помочь невозможно. Поэтому можно взять несколько объектов и работать только с ними. И если власти будут знать об этом, регулярно получать сведения о помощи, которую вы оказываете, то в результате вас не будут беспокоить по мелочам»,— пояснил г-н Гордеев. По его словам, человек, который отвечает за GR в компании «Эмпилс», решает довольно много ежедневных рутинных вопросов. Регулярно готовятся ответы на запросы различных министерств и ведомств, составляются статистические отчеты.
Пресс-секретарь министерства экономики Ростовской области ЛЮБОВЬ СОЛОДОВНИК добавила, что другая важная функция GR-специалиста— организация участия компании в гостендерах или получении грантов и субсидий: «Власть в последние годы разрабатывает массу целевых программ помощи бизнесу. Естественно, чтобы попасть в эти программы, предпринимателям приходится чаще обращаться к чиновникам. Но на сбор документов уходит много времени, и некоторые компании приходят к выводу, что заниматься этим должен отдельный специалист, в частности, GR-менеджер».
Все бывшие чиновники— потенциальные «джиарщики»
Во время дискуссии эксперты попытались дать характеристики потенциальному кандидату на должность GR-специалиста. По мнению Любови Солодовник, менеджер по связям с органами власти должен иметь высшее образование юриста, экономиста или государственного служащего. «Портрет хорошего «джиарщика» я бы обрисовал так: это немолодой, зрелый человек, успевший заработать безупречную репутацию и определенный авторитет в деловых и властных кругах, коммуникабельный, интеллектуально подкованный,— пояснил г-н Гордеев.— Он должен разбираться в экономике, политике, знать обо всех трендах в этих сферах и уметь правильно общаться с чиновниками». Геннадий Гордеев рассказал, что в «Эмпилсе» GR-направлением занимается заместитель гендиректора, депутат законодательного собрания Ростовской области, который 40 лет проработал на предприятии, пройдя практически все ступени карьерной лестницы. Эксперты отметили, что в большинстве случаев на такую должность хорошо подходит бывший чиновник.
По словам участников дискуссии, GR-специалист также должен быть отличным аналитиком, способным отслеживать законодательные акты, находящиеся в разработке. «Все законопроекты обязательно проходят процедуру общественной экспертизы,— сказала г-жа Солодовник.— К примеру, законодательные акты, изменившие земельный налог и ее кадастровую стоимость, были доступны на этапе проекта. Но представители бизнес-сообщества не проявили инициативы при его обсуждении. Когда же закон приняли, все ахнули. Профессиональный GR-щик не пропустил бы такой законопроект, спрогнозировав последствия его принятия».
Алексей Гвинтовкин добавил, что портрет, который обрисовали эксперты, подходит GR-специалисту очень высокого уровня. «Такой человек должен, как минимум, работать в «Газпроме». И получать зарплату 1-2 миллиона рублей. Но ведь есть много небольших предприятий, где компетенции такого менеджера могут быть не такими обширными»,— возразил г-н Гвинтовкин. По его мнению, подобный специалист может быть ответственным как за продвижение определенных решений на властном уровне, так и за то, чтобы прорыв водопровода рядом с вашим предприятием был ликвидирован в течение дня, а не недели.
Г-н Гордеев, описывая круг компетенций GR-менеджера, отметил, что подобный специалист может помочь и в мотивации персонала. «На прошлой неделе мы вручали сотрудникам, приближающимся к пенсионному возрасту, грамоты и удостоверения «Заслуженный ветеран труда», подписанные лично федеральным министром Виктором Христенко,— привел пример Геннадий Гордеев.— Такое признание на высоком государственном уровне получить рядовому сотруднику не только приятно, но и выгодно— оно дает определенные льготы на пенсии. Но чтобы организовать все это, кто-то должен был собрать документы, объяснить чиновникам федерального министерства, почему сотрудники именно нашего предприятия достойны получить звания».
Как отметили эксперты дискуссионного клуба, инструменты для общения с властью в профессиональном арсенале GR-менеджера стандартны: участие в форумах, круглых столах, конференциях, которые проводит администрация. Алексей Гвинтовкин констатировал, что при необходимости решать глобальные вопросы, стоящие не только перед компанией, но и перед всей отраслью, компании начинают объединяться в ассоциации. В качестве примера он привел российских фармпроизводителей. «В 2005 году доля отечественных фармпроизводителей на российском рынке составляла 20%, а в этом году она упала до 5%. Участники рынка решили сообща отстаивать свои интересы: сначала провели круглый стол в Москве, куда пригласили представителей федеральной антимонопольной службы и депутатов Госдумы, затем организовали подобные мероприятия в ключевых регионах. В итоге премьер-министр недавно принял новую стратегию развития отечественной фармпромышленности»,— рассказал г-н Гвинтовкин.
Хороший GR-специалист стоит дорого
Эксперты считают, что спрос на GR-специалистов только начал формироваться. По словам ИГОРЯ ЗОТОВА, гендиректора компании «Технологии бизнеса», исполнительного директора Южно-российского HR-клуба, в Ростове лишь несколько раз в рекрутинговые компании поступали запросы на профильного специалиста в области GR. «В основном подобных специалистов ищут крупные федеральные или транснациональные компании, выходящие в наш регион»,— сказал г-н Зотов. Слова коллеги подтвердила АННА КАМИНСКАЯ, PR-директор Headhunter в Ростове-на-Дону, которая добавила, что GR пока еще не добавлен в разбивку профобластей на интернет-порталах. «Пока что в Ростове и в других городах Южного региона вакансии GR-специалистов встречаются крайне редко. В нашем городе чаще всего GR-деятельность является частью компетенций таких сотрудников, как PR-директор, исполнительный директор, коммерческий директор. Наряду с этим столичный рынок более развит. Так, осенью 2009 года по Москве на одну вакансию GR-менеджера приходилось порядка пяти резюме»,— заявила г-жа Каминская.
По мнению экспертов, спрос на профессионалов в области GR будет активно формироваться уже в ближайшем будущем. «Всегда трудно оценить, сколько денег компании приносит PR-отдел. А вот полезность GR-отдела всегда «на лицо». Это, например, те деньги, которые предприятие может получить от власти в виде господдержки»,— уверил г-н Гвинтовкин.
Определить стоимость GR-специалиста на региональном трудовом рынке довольно сложно, считают участники встречи. Еще нет определившегося спроса, а значит и предложения. «В последний раз, когда на моей памяти в Ростове искали GR-менеджера, его возможная зарплата не выходила за рамки 100 тысяч рублей»,— вспомнил Игорь Зотов. В Москве подобным специалистам предлагают зарплаты от 300 тыс. руб., в Питере— 200 тыс. руб., добавила г-жа Солодовник. Однако эксперты подчеркнули, что это ориентировочные расценки, поскольку еще рано говорить о сложившейся цене на услуги специалиста по связям с властными структурами— пока компании руководствуются собственными расчетами в подборе таких сотрудников в регионах.