Генеральный директор агентства моделей «Имидж Элит» Михаил Степура рассказал корреспонденту ДК, чем модельный бизнес в Ростове ответил на вызовы времени.
-Модельный бизнес сегодня: как он меняется в непростой экономической ситуации?
-Безусловно, изменения произошли. Отнюдь не в лучшую сторону. Сказалось резкое сокращение рекламных бюджетов компаний. В особенности реклама с участием моделей. Намного меньше стало проводиться оплачиваемых показов бутиков и брендов. Компании чувствуют необходимость в показах и выкручиваются, пытаются уменьшить расходы. А еще лучше – избежать их. Это касается не только fashion, но и показов мастер-классов по прическам, конкурсов парикмахерского искусства.
Там, где представлены крупные мировые бренды, какие-то бюджеты есть. Но когда деньги доходят до непосредственных исполнителей, то почти ничего не остается на оплату моделей. Через рекламное агентство, к примеру, проходил показ на то или иное мероприятие. Свой процент рекламщики закладывали, что-то доставалось рекламному агентству, до которого этот заказ доходил. Сейчас при усеченных бюджетах и увеличивающихся интересах рекламных агентств, почти ничего не остается оплату моделей. Но мы выиграли при работе с зарубежными партнерами. Потому что в Европы, Азии бюджеты остались на прежнем уровне. Так как рубль дешевле почти вдвое, чем год назад, гонорары моделей за зарубежные контракты в российской валюте выросли вдвое.
-Каким странам интересен ростовский модельный рынок?
-Наши модели всегда были интересны всем странам. В первую очередь, восточным. Я бы назвал Японию, которая давно развивается в рекламном направлении с помощью модельных агентств. Очень много компаний, которые приглашают нас на контракты от трех до шести месяцев - американских, европейских, латиноамериканских, филиппинских. И Россия там всегда котируется. Работать с Японией стало несколько проще. Раньше без приезда японского скаута в агентство, без проведения кастинга модель не выезжала. Они доверяли только собственным глазам, даже фотоаппаратам не доверяли. Им нужно увидеть модель вживую, тогда они будут уверены в том, что затраты, которые они несут на ее приглашение, авиабилет, визы и так далее, окупятся. Сейчас они почти не ездят, потому что тоже средства сократились. Стали принимать моделей по фотографиям, видео. Вместе с тем отбор стал жестче и требовательнее. Раньше с ними можно было разговаривать, объяснять: модель приведет себя в порядок, выполнит ваши требования, выучит язык. Сейчас они ищут идеал. Если вкладываются, то пытаются выбрать ту единственную, которая поможет им экономически оправдать свой заказ. В Японии сокращают количество приглашаемых моделей.
Китай, Таиланд, Гонконг, Южная Корея позитивнее в этом плане. Там спрос на моделей не упал: финансовое благополучие этих стран не изменилось. Может быть, даже улучшилось за последние полгода, поэтому здесь много заказов.
-Как себя ведет Европа?
-Европа всегда избирательна. Там нужны взрослые, более опытные модели, чтобы они по всем категориям подходили под формат «топ». Если в Азии может поработать модель от 170 см, то в Европе меньше 175 см – нереально. Работы там достаточно много: в Европе снимается вся реклама, проходит большинство показов, неделей мод. В Италии, например, очень развита работа в бутиках, даже для обычных покупателей. Хотя модели получают меньшие гонорары на неделях моды, съемках в каталогах, шоу-показах.
-Сколько получает модель в Европе?
-Работает гонорарная система. Гонорар определяется по итогам срока действия контракта, по результатам выигранных кастингов и проведенных работ. Если будет пять работ за три месяца, к примеру, то модель будет в минусе. Если это 15 работ, то нужно считать, какого уровня, какой стоимости она выполняла работу. Если за три месяца будет 20-30 работ, то модель будет в хорошем плюсе, но гарантий при приглашении нет ни у кого. Особенно у начинающих моделей. Заработать в Европе можно больше 1000-1500 евро за срок контракта для новичка. В Азии отдельные модели и 3000, и 5000 долларов зарабатывают. И это не предел. Но можно и ничего не заработать.
-Какова доля ростовского рынка модельных агентств в российском?
-Минимальная доля. Больших, хороших заказчиков рекламы в Ростове нет. Если делаются какие-то сюжеты для телевизионных роликов, то – единичные. Местного эфирного времени практически ни у одного ростовского телеканала не осталось. Мало производителей, изготовителей рекламы у нас в регионе. Мало крупных компаний, которые планируют затраты на рекламу. К примеру, раньше «Аква-Дон» приглашала - через нас проходили заказы на Дмитрия Диброва, Татьяну Котову, которые рекламируют «Иверскую». Сейчас такого нет. В работе - менее известные, низкооплачиваемые модели. Платные показы бутиков в Ростове можно по пальцам пересчитать, поэтому многие наши проекты, к сожалению, или закрываются или не выходят с прежней интенсивностью.
-Что это за проекты?
- Например, более семи лет был востребован проект «Модные пятницы Ростова». По 10-12 проектов мы делали ежегодно. Сейчас это показ каких-то отдельных бутиков. Этот проект находится в замороженном состоянии, хотя мы готовы в любую минуту откликнуться и продолжить это направление. Стало трудно с фестивалем моды «Золотая молния». Он уже больше 20 лет проводится. К сожалению, сейчас количество модельеров сокращается, молодых начинающих дизайнеров не так много.
-Исчезновение профтехучилищ сказалось на отрасли? Сложно найти таланты?
-Еще продолжают готовить специалистов этой отрасли. Тяжело, когда студенту приходится самому оплачивать пошив, работу моделей. Не каждый студент может размахнуться на серьезную коллекцию. Некоторые идут по другому пути. Им предоставляют материалы, они изготовляют и отдают коллекцию в собственность кому-то. Автор коллекции при этом не может прокатывать одежду, не может делать себе имя. Эту коллекцию нужно каждый раз просить у своих кураторов.
-Кто из ваших партнеров занимается в регионе пошивом одежды?
-Безусловно, «Элегант» и его торговая марка «Элис». Про фабрику «Виктория», магазин мужской одежды «Модер» ничего не слышно в последнее время. Мало рекламируется, наверное. Значит, масштабы, явно уже не те.
-У вас в этом году юбилей?
-Да, «Имиджу Элит» исполняется в декабре 25 лет. Весь этот год проходит под флагом юбилейного события.
-Новые проекты будут?
-Специально мы новые проекты не выдумываем. Главное - мы не забрасываем традиционные проекты. Например, десять лет назад первыми в России стали проводить мужские конкурсы. Взяли лицензию на право проводить всероссийский финал конкурса «Мистер Вселенная». Также проводим конкурс для замужних дам. Приобрели лицензии от американского конкурса «Mrs. International». Проводим региональные отборы, потом собираем кандидаток на всероссийский этап. Это интересный конкурс с воспитанными, умными, успешными женщинами. Это, наверное, интереснее, чем конкурсы для молодых. Молодежь с них должна брать пример. И детская тема для нас - святая. Есть и благотворительные проекты. Например, «Принцесса и принц детского дома». Это не госзаказ, в этом мы видим потребность общества.
-Представители власти не теснят бизнес?
-Мы понимаем, по какому принципу финансируется сфера культуры. И, наверное, неправильно, когда частные компании просят финансирования у властей. Другое дело, когда власти - министерства культуры, образования Ростовской области, главы администраций, управление культуры города видят, что все делается во благо города и региона. Если просим поприветствовать гостей конкурса, поздравить участников, поощрить дипломами, - всегда идут навстречу. Мы живем на не навязанных друг другу правилах содружества и сосуществования.