эксперты Юрий Богданов советник председателя Совета директоров банка «Центр-инвест» Виталий Воронин руководитель отдела проектных решений компании «ЮБиТек» Андрей Иванов генеральный директор ГК БИС
эксперты
Юрий Богданов
советник председателя Совета директоров банка «Центр-инвест»
Виталий Воронин
руководитель отдела проектных решений компании «ЮБиТек»
Андрей Иванов
генеральный директор ГК БИС
Павел Литвиненко
директор ООО «Комплексные системы»
Константин Олехнович
директор ростовского представительства компании «Аксофт»
Евгений Рыбасов
директор «IT-центра Рыбасова»
Сергей Ткаченко
региональный IT-директор ОАО «Вымпелком»
Евгений Троицкий
IT-директор ГК «Санта»
Виталий Фуников
замдиректора «Южной софтверной компании»
Андрей Шеремет
генеральный директор ГК «Гэндальф»
Инна Штепа
руководитель интернет-проектов компании «Красный квадрат»
Как IT-технологии могут оптимизировать работу компании?
Что предлагают для снижения расходов местные IT-фирмы?
Генеральный директор ГК БИС АНДРЕЙ ИВАНОВ отметил, что не удивляется снижению числа заказов. «В отличие от кризиса 1998 года, рубль стабилен. Но как и тогда, так и сейчас первая реакция бизнесменов на кризис: панический страх и стремление вывести капитал из проектов. Компании замораживают инвестиции и ждут развития ситуации. Рождественские распродажи сгладят первые последствия страха и позволят бизнесменам немного расслабиться», — считает г-н Иванов. КОНСТАНТИН ОЛЕХНОВИЧ, директор ростовского представительства компании «Аксофт», оптимистично добавил, что со временем рынок поймет: паника — паникой, а работать все-таки нужно. «К тому же, если компания развивается, ей в любом случае необходимо совершенствовать и свою IT-структуру», — заключил г-н Олехнович. Его поддержали и представители компаний из других секторов рынка. Советник председателя Совета директоров банка «Центр-Инвест» ЮРИЙ БОГДАНОВ заметил, что в нынешней ситуации на IT-отдел банка ложится дополнительная нагрузка, а средств и ресурсов на безопасность и отказоустойчивость систем направляется больше. «Для банков кризис ликвидности превратился в кризис доверия. Это значит, что все репутационные риски, связанные с обеспечением отказоустойчивости и безопасности, которые были всегда, повысились. Теперь, если в каком-то офисе банка на 15 минут пропадет связь, эта четверть часа может стоить банку примерно 150 вкладчиков, которые отнесутся к этому сбою, как к следствию кризиса и расскажут с добавлением черных красок еще 15 тысячам ростовчан», — пояснил он.
Модератор дискуссионного клуба ВЛАДИМИР КОЛОДКИН в качестве примера удачного использования IT привел опыт ростовского интернет-портала, который предложил своим клиентам нанимать сотрудников для филиалов удаленно — через интернет при помощи видеосвязи. Тем самым компания может экономить на командировочных расходах при подборе персонала и собеседованиях. «Наша компания, имеющая восемь филиалов, использует такую технологию уже полтора года. Она основана на общераспространенных продуктах, а потому сейчас удаленный набор сотрудников будет особенно актуален, — заметил г-н Фуников. — То, что раньше было диковинкой, сейчас становится реальным инструментом повышения эффективности бизнес-процессов». Также, по его мнению, сейчас на рынке возрастает интерес к автоматизации процессов, связанных с менеджментом качества. «У нас за это отвечает всего один человек, который ведет всю документацию в электронном виде. Однако я знаю массу примеров, когда за этим следит целый отдел, вынужденный ворошить тонны бумаги, — сообщил Виталий Фуников. — Думаю, наш пример наглядно демонстрирует, что на обслуживании процессов, связанных с менеджментом качества, можно ощутимо экономить уже сейчас».
Андрей Иванов обратил внимание собравшихся на возможности технологии «умного офиса». По его словам, она позволяет удаленно контролировать не только работу подчиненных, но даже их телефонные переговоры, компьютеры. «Как «умный дом», так и «умный офис» — это набор определенных решений, в которых нет ничего сверхъестественного. Здесь вопрос, скорее, в другом: насколько руководитель согласен изменить подход к вложениям и к контролю за их возвратом», — сказал г-н Иванов. Например, сейчас у ГК БИС есть заказ от московской компании на установку подобной системы для удаленного мониторинга гостиницы в Пятигорске. «Если учесть, что командировка топ-менеджера из Москвы для проверки объекта в провинции обходится примерно в 20 тыс. руб. в день, то экономия налицо. При наличии системы удалённого мониторинга начальство может приезжать не 5-6 раз в год, а 1-2 и при этом контролировать работу удаленного офиса с нужным ему уровнем детализации», — рассуждает Андрей Иванов.
Гендиректор ГК «Гэндальф» АНдРЕЙ ШЕРЕМЕТ рассказал, в каких областях можно, по его мнению, использовать IT как один из важных инструментов для повышения эффективности бизнеса в усложнившихся экономических условиях. Прежде всего, это анализ деятельности компании с целью оптимизации ее работы. «Естественно, IT могут служить и для увеличения доходности компании. Если ничего не менять в работе, то будешь только сокращаться, и сокращения вряд ли помогут. Нужно менять способ ведения бизнеса, для чего необходимы быстроэффективные технологии. Внедряя их, во-первых, можно увеличивать прибыль, а во-вторых — сокращать издержки, упрощая и оптимизируя бизнес-процессы», — поведал г-н Шеремет. Кроме того, он порекомендовал использовать механизмы контроля для обеспечения безопасности и непрерывной работы, а также для сохранения баз данных, кража которых в случае увольнения сотрудников весьма вероятна, а также посоветовал IT-компаниям обратить внимание на такую услугу, как обучение. «Сейчас у нас пик обращений по 1С. Почему? Люди обучаются, чтобы им было легче найти работу, а, возможно, компаниям из-за сокращений штата нужны универсальные сотрудники со знанием 1С», — пояснил Андрей Шеремет.
Константин Олехнович предположил, что из-за сложившихся экономических условий российские компании, возможно, перейдут на общемировые стандарты работы на IT-рынке. «У нас рынок построен следующим образом: каждая компания содержит свой штат «айтишников». Именно поэтому IT-компании продают «железо» и софт, но не предоставляют услуг IT-консалтинга. На IT-рынке России большую долю занимает продажа «железа», на втором месте — софта и далеко позади — IT-консалтинг. Во всем мире это не так, поскольку там руководители предпочитают привлекать на аутсорсинг специализированные компании. Хотелось бы думать, что и у нас скоро все изменится, тем более, в условиях кризиса аутсорсинг станет еще дешевле», — надеется г-н Олехнович. Юрий Богданов на это заметил, что перед IT-отделом «Центр-инвеста» уже давно не стоит задача справляться своими силами — службе поручено обеспечить стабильность бизнеса. «В связи с этим у нас давно исчезла боязнь аутсорсинга, и мы успешно привлекаем сторонние компании», — резюмировал он. А IT-директор ГК «Санта» ЕВГЕНИЙ ТРОИЦКИЙ добавил, что их компания не только пользуется услугами аутсорсеров, но и сама собирается выступить IT-консалтером. «Некоторое время назад в нашей компании сформировалось устойчивое представление о том, что интеллектуальный потенциал, накопившийся у нас, можно постепенно выводить на рынок. Мы сейчас готовимся к выходу на рынок IT-консалтинга, будем диверсифицировать бизнес. Сейчас это актуально, так как в городе наблюдается серьезный дефицит подобных услуг», — поделился планами компании г-н Троицкий. При этом некоторые участники дискуссионного клуба признались, что для рынка IT-консалтинга выход непрофильного игрока — это крайне нетипично.
Эксперты отметили, что внедрению новых технологий по разным причинам часто препятствуют сами руководители. «Если посмотреть на маленькие компании, где работают 5–10 человек, то они привыкают к своему софту, к определенной технологии работы, и эта привычка отрицательно влияет на развитие бизнеса», — считает директор ООО «Комплексные системы» ПАВЕЛ ЛИТВИНЕНКО. Его поддержал и Андрей Иванов, считающий, что к интеллектуальному росту бизнеса, который обеспечит активное использование IT-технологий, должен быть готов, прежде всего, собственник бизнеса. В случае, если собственник не готов к переменам, их необходимость должен доказать IT-директор. «Ведь когда все хорошо, деньги идут, многим кажется, что ничего менять и не надо. Правда, в последние месяцы собственники начали задумываться, рассматривать IT как способ повышения эффективности и оптимизации работы, — подытожил г-н Рыбасов. — Стоит заметить, что многие компании уже имеют довольно большое количество лицензионного софта, который может повысить эту эффективность. Другое дело, что ПО используется на 10—20% своих возможностей. Я знаю примеры, когда та же 1С применяется лишь в качестве печатной машинки — в ней сотрудники набирают накладные».
После обсуждения общих рекомендаций участники дискуссионного клуба перешли к конкретным решениям, которые с успехом применяются в различных компаниях. Павел Литвиненко рассказал присутствующим об IP-телефонии. «К сожалению, многие привыкли, что IP-телефония — это только карточки, причем хуже обстоят дела в мелких компаниях, где нет квалифицированных IT-специалистов, которые способны рассказать о преимуществах IP-телефонии руководителям», — сетует г-н Литвиненко. Однако, по его мнению, эта технология достаточно развита, чтобы ею мог воспользоваться и малый бизнес, тем более преимущества IP-телефонии видны невооруженным глазом. «Сейчас почти все компании, имеющие филиалы, работают в своей виртуальной сети. На базе VPN вполне возможно настроить услугу голосовой связи, что позволит значительно экономить на разговорах. Стоимость одной минуты разговора обойдется примерно в 10 коп., вне зависимости от удаления филиалов друг от друга», — заметил Павел Литвиненко. К примеру, ООО «Комплексные системы» в начале лета реализовало подобный проект в компании численностью 500 человек с 60 филиалами. Объединение всех филиалов в сеть потребовало 550 тыс. руб. вложений, но при этом расходы компании на связь значительно сократились: теперь вместо 60–70 тыс. руб. компания ежемесячно тратит на связь 4–5 тыс. руб. Некоторые участники клуба выразили сомнения в качестве такой связи, что признал и сам г-н Литвиненко. «Конечно, IP-телефония — это не панацея от всех бед, и речь об отказе от обычной телефонии не идет. Лучше использовать их параллельно, чтобы в случае проблем с интернетом, вы всегда могли позвонить по обычному телефону», — посоветовал он.
Руководитель отдела проектных решений компании «ЮБиТек» ВИТАЛИЙ ВОРОНИН вместе с Юрием Богдановым рассказали присутствующим о технологии «тонкий клиент», которую «ЮБиТек» внедрял в банке «Центр-инвест». Для пользователей «тонкий клиент» и обращение с ним выглядит следующим образом: человек приходит на свое рабочее место и вместо системного блока видит на своем столе небольшую коробочку возле монитора — это и есть «тонкий клиент». «В специальный слот сотрудник вставляет свою электронную карточку, что дает ему доступ к его информационному пространству — рабочему столу, почте и сервисам. Все порты там закрыты, и ничего другого вставить в терминал нельзя, а потому принести и забрать файлы работник не может. При этом, в какой бы терминал карточка не была вставлена, сотрудник получит доступ лишь к своей части информации, — описал технологию г-н Богданов. — Для IT-управления «тонкий клиент» — это минимизация ресурсов на обслуживание. IT-отдел централизовано управляет всеми приложениями и ресурсами и если, например, для каких-то компьютеров нужно больше оперативной памяти, вы ее ставите не во все машины, как это было бы с обычными ПК, а в одну, выполняющую функции сервера».
Виталий Воронин добавил, что «тонкий клиент» отличается своей надежностью — срок эксплуатации терминала примерно 25 лет, и неисправности возможны только в случае обрыва связи с сервером. «Фактически «тонкий клиент» — это транспорт до центра обработки данных, поэтому его стоимость фиксирована — $500 за терминал. Для комфортной работы «тонкого клиента» в локальной сети достаточно выделить 300 кбит/сек», — рассказал г-н Воронин.
После названных сумм многие присутствующие на дискуссионном клубе решили высказаться. Например, региональный IT-директор ОАО «Вымпелком» СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО поставил под сомнение эффективность «тонкого клиента». «Честно говоря, я поражен ценами. Я всегда думал, что стоимость «тонкого клиента» гораздо ниже. На $400 я смогу купить нормальный офисный компьютер с монитором и со всеми лицензиями. Тем более, я так понимаю, что при работе на «тонком клиенте», если «упадет» сервер, всё просто остановится, тогда как при использовании ПК, даже если с сервером проблема, все продолжат работу на своей машине. В этих условиях, по моему мнению, «тонкий клиент» должен стоить значительно дешевле. А данное предложение мне видится не очень выгодным», — рассудил г-н Ткаченко.
На это Юрий Богданов ответил, что не стоит искать экономии на рабочем месте: устанавливая «тонкий клиент», можно сэкономить на обслуживании. «Есть случаи, когда сети в тысячу рабочих мест обслуживают два человека. Причем, два — лишь потому, что когда один уходит в отпуск или на больничный, второй его заменяет», — добавил г-н Воронин. На это г-н Ткаченко заметил, что у них в отделе тоже два человека, которые также успешно работают почти с тысячей обычных компьютеров. «Стоит учесть еще три преимущества, — парировал Юрий Богданов. — Это экономия места, энергоэффективность и отсутствие шума». На это Андрей Иванов иронично заметил, что стоит тогда говорить еще и о тепловыделении. «На самом деле, мы здесь не на том внимание заострили. Мы торгуемся, что дешевле — 400 или 600 долларов, а ведь никто не сказал, что 90% расходов при реализации в компании технологии «тонкий клиент» составляет организация центра обработки данных. И речь тут будет идти уже не о четырех сотнях долларов, а о четырех сотнях тысяч. Поэтому и клиентов на такие проекты у нас крайне мало, — заметил г-н Иванов. — Хотя, на самом деле, я бы хотел выступить в защиту «тонкого клиента». Он может быть очень полезен развитому бизнесу, так как это хорошо защищенная от взломов, проникновений и хищений система».
Евгений Рыбасов посоветовал ростовским бизнесменам обратить внимание на тот софт, который уже есть в компании. «Например, у 1С и Microsoft есть множест во решений, которые тем или иным образом влияют на эффективность деятельности компании. Главное — научиться их правильно применять», — сказал он. Также г-н Рыбасов порекомендовал внедрить в компаниях технологии CRM (Customer Relationship Management), в чем его поддержал и Андрей Иванов. «CRM-система — это некий софт на обычном ПК, который позволяет реализовать много функций по работе с клиентами. В сложившихся условиях важно не гнаться за новыми заказчиками, а удерживать тех, кого уже удалось заполучить. CRM в этом может стать хорошим помощником», — добавил г-н Иванов.
Посоветовал не экономить на софте и Константин Олехнович, который рассказал, что у многих производителей ПО есть программы, позволяющие покупать софт в рассрочку, без всяких процентов, фиксированными платежами. А Андрей Шеремет предположил, что некоторым компаниям, возможно, есть смысл организовать свой интернет-магазин. По его мнению, это дополнительный канал сбыта, который может быть эффективным: он даст возможность продавцам продавать, а не терять время на ответы на стандартные вопросы.
ИННА ШТЕПА, руководитель интернет-проектов компании «Красный квадрат», в свою очередь, рекомендовала компаниям обратить внимание на интернет-рекламу как перспективный и недорогой маркетинговый инструмент. «Интернет-маркетинг — достаточно новое явление, и многие воспринимают его как исключительно баннерную рекламу, которая к тому же очень дорога. Но посмотрите на статистику — из всех источников рекламы именно интернет показывает наибольшую динамику: рост рекламного рынка в сети в 2008 г. составит 52%», — рассказала г-жа Штепа.