Два года назад Илья Костинкин еще был управляющим партнером строительной компании, а уже в этом году стал инвестором и художественным руководителем частного театра.
Илья Костинкин — соучредитель успешной компании «ОК Групп», которая занимается полным спектром услуг по строительству и отделке помещений. В портфеле «ОК Групп» — двадцать завершенных объектов жилой и пятнадцать — коммерческой недвижимости общей площадью более 10 тыс. кв. м.
В марте этого года Илья Костинкин презентовал частный театр: камерная сцена в спальном районе города и труппа, в которой только половина профессиональных актеров. Так Илья Костинкин стал идейным вдохновителем, инвестором и художественным руководителем РНДТ. Однако уже спустя полгода второй сезон Ростовский независимый драматический театр (РНДТ) открыл премьерой на большой сцене Лендворца в зрительном зале на 716 мест.
Ответ на вопрос, зачем строителю театр, у г‑на Костинкина прост: «Это тот случай, когда во взрослой жизни воплощаются детские мечты. Много лет назад я давал спектакли маленького кукольного театра, единственным зрителем в котором была моя бабушка».
Театр начинается с кино
Появлению РНДТ предшествовало кино, а до кино Илья Костинкин еще снимал клипы и занимался рекламой. Эту деятельность он совмещал со строительным бизнесом. Выдавать качественный продукт позволяло режиссерское образование. «Производство клипов было чем‑то вроде хобби, это помогло в свое время набить руку. Уже несколько лет я этим не занимаюсь. Клипы — это не то занятие, которому я хотел бы посвятить свою профессиональную жизнь», — рассказывает Илья Костинкин.
Сейчас кинопроизводство ведется на студии «Правильные две полоски». «Среди всего медийного разнообразия мало кинолент, постановок, которые заставят задуматься. Я предпочитаю работать именно над теми проектами, которые поднимают тему жизни отдельно взятых людей. Каждый человек примечателен в разрезе происходящих вокруг него событий. Например, драматургия Антона Павловича Чехова посвящена проблеме личности, особенностям русской души, которая интересность свою не утратила», — продолжает г‑н Костинкин. Он считает, что помимо идеи должна быть команда, как и в любом другом бизнесе: «В Ростове не так много профессионалов с образованием и реальным знанием дела, зато есть вполне компетентные и толковые любители, которые не менее ответственно действуют по заданному вектору».
Работу с непрофессиональными актерами Илья Костинкин начал с бюджетного интернет‑проекта «Вещь». Позже был полный метр под названием «Охота», у которого оказалась сложная судьба: планировалось выпустить ее в прокат в этом году, но процесс растянулся. «Я — не Спилберг, поэтому нужно постоять в очереди. Как и во многих других инстанциях, приходится ждать ряд документов и решения представителей кинопроката», — поясняет г‑н Костинкин, добавив, что премьера «Охоты» состоится через месяц, а до конца этого года его команда собирается начать съемки картины под названием «Психопат».
Театр Илья Костинкин открыл в марте этого года. Изначально площадка называлась «Другой театр». Но, по словам художественного руководителя, проводились неявные параллели с частным «Театром 18+» Евгения Самойлова. Тогда было решено сменить вывеску: так появился РНДТ. «Конечно, наши двери открыты и для искушенных интеллектуалов, однако мы больше ориентированы на тех, кто ходит в театр имени Максима Горького, Молодежный театр», — добавил Илья Костинкин.
«Сперва я представлял себе свою театральную деятельность как антрепризу, организованную на небольших площадках. Со временем понял, что хочу не экспериментировать, а создать театр в классическом его понимании», — вспоминает Илья Костинкин.
Уже к концу весны ему стало очевидно, что театру нужны новые лица — с этой целью он организовал актерскую студию, таким образом избавив своих артистов от ярлыка «непрофессионал». «С людьми без профильного образования интересно работать. Они бывают талантливы, и им нужно придать правильное направление. А где их взять, если не растить в собственной театральной студии? Хотя, конечно, до сих пор основной костяк труппы составляют профессиональные актеры», — продолжает худрук.
Сцена как бизнес
Илья Костинкин смог позволить себе заниматься театром и кино, когда уже получил бизнес‑опыт и капитал в строительной отрасли, благодаря чему финансирование театра ведет из собственных источников. Сейчас г‑н Костинкин отошел от дел в «ОК Групп» и является скорее соучредителем, чем управляющим партнером. В следующем году он планирует запустить новые строительные проекты в Москве и Подмосковье.
«Частный театр — это тоже бизнес», — заявляет он. В донской столице все или почти все объекты культуры сконцентрированы в центре, поэтому появление частного театра в спальном районе города стало неожиданностью. Илья Костинкин отметил, что с помещением повезло: театр расположился на территории бывшего фитнес‑центра.
Фото: Андрей Бойко/ДК
В первый театральный сезон было вложено 4 млн руб. Сейчас у инвестора нет прямой задачи окупить первоначальные вложения в проект — они заморожены. «Театр — это производственная площадка, поэтому расходы в течение сезона не ограничиваются зарплатой актеров и арендой помещения. Костюмы, грим, а также незаметные с первого взгляда лампочки, провода и кабели выливаются в круглые суммы. В этом понимании кино далеко не столь затратно, — продолжает г‑н Костинкин. — Без источника инвестиций не обойтись».
Перед театром стоит задача выйти на самоокупаемость. В этом сезоне дотации заводить уже не планируется. «Я не ставлю задачу окупить стартовые вложения, но в настоящее время театр должен обеспечивать свои ежедневные расходы, — поясняет инвестор. — Хорошо, если выручка позволяет покрыть расходы. Гораздо больше примеров, когда театры — будь то государственные, коммерческие или частные — сидят в долгах. То же самое и в киноиндустрии. У меня пока что слишком маленький разбег для статистики: театр существует чуть больше года. Мы работаем согласно плану продажи билетов и привлечения спонсоров, поэтому должны выйти хотя бы на небольшую прибыль. Наш бизнес‑план позволяет выплачивать артистам приличную зарплату. Они замотивированы рублем, т. к. действует система штрафов. Поэтому у нас жесткая дисциплина».
Монохромный город
У коллектива РНДТ впереди плотный гастрольный график. Заманить людей на спектакли в других городах проще, чем «прибить» зрителей к постоянному месту, ведь в организации гастролей задействованы специалисты, которые заинтересованы в том, чтобы получить свои проценты, рассказывает Илья Костинкин.
В ноябре РНДТ собирается дать два спектакля в Москве, запланированы постановки в Санкт‑Петербурге, Краснодаре, Пятигорске. «Театр несет ощутимые расходы на трансфер, проживание, питание. Больший профит имеют артисты, кроме того театр заявляет о себе в регионах. Впереди у нас премьера мюзикла «Птицы», поэтому необходимо заранее прощупать разные площадки. Чего ждать от столичной публики? Среди наших земляков есть мнение, что если что‑то сделано в Ростове, то это сделано плохо. Эта фишка работает только в Ростове. Зрители в других городах реагируют иначе», — продолжает Илья Костинкин.
По его словам, в государственном театре неизгладимый отпечаток оставляет само присутствие государства: «Гостеатр — это аморфный, неповоротливый механизм. Там постоянно какие‑то интриги, брожения, нет гибкости в выборе репертуара. В частном театре этого не может быть априори. Какой смысл моим артистам устраивать бунт и снимать художественного руководителя, который является генеральным директором. Если им что‑то не нравится, они должны уволиться и уйти, ведь это частное предприятие».
Илья Костинкин называет Ростов монохромным городом, где театры похожи один на другой, рестораны одинаковы. «В городе есть все, но не хватает, как ни странно, потребления. Ростовчане редко ходят в кино даже по сравнению с Краснодаром. Напомню, Ростов — город‑миллионник. В то же время в Саратове функционируют 18 театров при численности населения в 840 тыс. человек», — продолжает он.
Обычно двигателем субкультуры является молодежь, в южной столице молодому поколению это не нужно, рассуждает Илья Костинкин: «Расстановка целей и задач у ростовчан страдает. Мне обидно, что в городе, где я родился, все так непросто с театрами. Открытие частной сцены в Ростове — это действие на сопротивление людям, которые меня не любят, сопротивление неподъемному городу. Мне театр дает возможность высказаться, не оглядываясь на мнение надзорных органов. Городу театр дает возможность выбора. Чем больше будет открываться театров, тем лучше. Когда частный театр формирует свою нишу и аудиторию, это подстегивает к развитию и государственные театры».
Путь современного экспериментального искусства в Ростове непрост. И Ростовский независимый драматический театр — это эксперимент. «У нас задействовано много непрофессиональных артистов, некоторые из них учатся в нашей театральной студии. Мне эта школа нужна для того, чтобы готовить кадры. Здесь мы пытаемся создать свою атмосферу, ведь я противник антрепризы и считаю, что актеры должны находиться здесь, вариться здесь, и тогда я смогу уже что‑то из них лепить», — объясняет инвестор.
Пять фильмов киностудии «Правильные две полоски» были номинированы на национальную кинопремию «Страна». В каждом из них снимались артисты РНДТ. «Любой актер, который выходит на эту сцену, выносит на нее меня. Если актер играет хорошо, скажут: он играет хорошо. Если сыграет плохо, скажут, что Костинкин поставил спектакль плохо. Это неблагодарная профессия, но мне нравится».