Меню

Как «ЦБО» зарабатывает на бизнес-гуру

эксперты Александр Денисов, генеральный директор компании «КСК» Ольга Жигальцова генеральный директор «ЦБО» Александр Курицын профессор Академии народного хозяйства Мария Пономарева управляющий па

Центр Бизнес-образования (ЦБО) с первого дня своей работы позиционировался как «компания, работающая с «тренерами-звездами». Фундамент маркетинговой стратегии центра — сборные программы с участием специально приглашенных гуру. Несмотря на перенасыщение рынка бизнес-образования сборными тренингами, «ЦБО» умело создает и продвигает все новые продукты. Правильная «подача» тренера и его курса гарантирует и отличные продажи, в условиях, когда конкуренты отменяют объявленные программы.
эксперты
Александр Денисов,
генеральный директор компании «КСК»
Ольга Жигальцова
генеральный директор «ЦБО»
Александр Курицын
профессор Академии народного хозяйства
Мария Пономарева
управляющий партнер «Класс!ного часа»
Владимир Тарасов
преподаватель «ЦБО»
Станислав Хайниш
визит-­профессор «ЦБО» 
Как выглядят образовательные курсы для топ-менеджеров «с изнанки»?
Зачем делать тренера «модным»?
На что реагируют покупатели бизнес-программ?

С одной стороны, российским операторам бизнес-образования (БО) не нужно изобретать велосипед — достаточно посмотреть, какие темы были популярны на Западе лет пять назад, провести их экспертизу и выбрать ноу-хау и методики, адекватные сегодняшнему уровню развития отечественного бизнеса. С другой стороны, из-за молодости российского БО (16 лет, из них самостоятельным сектором экономики оно признано Минэкономразвития только в 2002 году) нашим операторам значительно сложнее обосновывать бизнесменам ценность очередной программы.

Одному из лидеров уральского бизнес-образования — «ЦБО» — за 12 лет своего существования удалось разработать собст- венную многоэтапную маркетинговую стратегию продвижения образовательных программ — от мониторинга рынка до продажи услуги. Но слова «стратегия» здесь стараются избегать, называя свои фирменные маркетинговые находки «слониками».


На шаг впереди клиента

В БО традиционно предложение формирует спрос. Бесполезно продавать знания, которыми клиент уже владеет. Операторам приходится опережать потребности клиентов, формируя интерес к темам, которым еще только предстоит стать по-настоящему актуальными.

Как вспоминает генеральный директор «ЦБО» Ольга Жигальцова, такой подход практикуется с начала 90-х, когда самого термина «бизнес-образование» еще не существовало — только-только появилось понятие «образовательная услуга», отличавшееся от привычных курсов повышения квалификации акцентом на поиск резервов развития бизнеса и, в конечном итоге, на увеличение прибыли учащегося-предпринимателя: «В то время не было оформленной потребности в специальных знаниях, потому что бизнес был принципиально другим: тут купил, там продал, главное — дельта цен (понятия маржинальной прибыли еще не было в обиходе). Чему тут учиться? Услуга появилась на рынке раньше, чем потребность ее потребления».

Одной из первых программ «ЦБО» в 1996 г. стал «Эффективный менеджмент» профессора Академии народного хозяйства АЛЕКСАНДРА КУРИЦЫНА — пионера в области интеграции восточной и западной систем управления персоналом. Рекламные растяжки с названием курса и телефонами Центра висели по всему городу, на них сразу начали реагировать — правда, иначе, чем рассчитывали организаторы. «Сначала чаще всего спрашивали: «А «менеджмент» — это что такое?», — рассказывает г-жа Жигальцова. — Мы разъяс- няли. За любопытством, как правило, следовало недоумение: «Я руковожу заводом уже 25 лет, вы можете еще чему-то меня научить?!» И снова шли пояснения. Если звонивший дослушивал, то, как правило, уточнял детали и дальше мы уже обсуждали его регистрацию на курс». В результате программа собрала 45 человек — в два раза больше, чем рассчитывали организаторы, ориентируясь на московский стандарт в 20–25 человек.

Ситуация полностью повторилась, когда «ЦБО» вывесил растяжки с рекламой своей следующей программы — на сей раз по маркетингу. Первой реакцией было любопытство, выяснение, что значит слово «маркетинг», затем удивление, зачем это нужно в условиях имеющегося дефицита, когда товар не залеживается в принципе, и, наконец, уточняющие вопросы и заявка на программу.

По наблюдениям г-жи Жигальцовой, схема работает до сих пор, правда, с поправ- ками — во-первых, расширился бизнес-глоссарий клиентов, поэтому пояснение терминов требуется все реже, во-вторых, уже нет удивления, что управленца и предпринимателя можно научить чему-то новому. Спрос на программы бизнес-образования принял вполне осязаемые формы.

Этот спрос специалисты Центра тщательно изучают — но, отмечает г-жа Жигальцова, чаще как способ коррекции существующего учебного плана: «Инструменты изучения спроса мы использовали с самого начала. В 1997 году «ЦБО» впервые использовал «образовательные абонементы» — анкеты со списком тем, которые клиентам — действительным или потенциальным — предлагалось оценить по шкале «очень интересно, интересно, неинтересно». Заполненная анкета гарантировала участникам программ скидку. Присланные анкеты вызвали у нас замешательство: курс о соблюдении норм трудового законодательства (напомню: 1997 г.), который мы рассматривали как очень перспективный, оказался аутсайдером. Тема заинтересовала только крупные компании, подконтрольные Главтрудинспекции. А для молодых фирм гораздо актуальнее были темы, связанные с ростом продаж, с завоеванием места на рынке».

Ситуации, когда спрос обгоняет предложение, у центров БО возникают нечасто — и всегда неожиданно. Ольга Жигальцова вспоминает, как в 2000 году в «ЦБО» позвонил серьезный клиент, уделяющий своему образованию большое внимание, и попросил помочь: «Ежеквартально бухгалтер приносит мне на подпись баланс, а я каждый раз изображаю понимание, что там в активах, что в пассивах Объясните мне на пальцах, что обозначают статьи документов, которые я подписываю!» Так в «ЦБО» появился курс «Финансы для руководителей».

Как зажигают звезды

Параллельно с выбором темы идет поиск тренеров и преподавателей-консультантов. В «ЦБО» преподавателей традиционно делят на «звезд» и «звездочек». Первые — это гуру с мировым именем, вторые — талантливые, но малоизвестные столичные преподаватели, а также живущие и работающие в Екатеринбурге и других крупных городах.

Чем отличается гуру от хорошего «обычного» преподавателя? По мнению г-жи Жигальцовой, тем, что «обычный» преподаватель дает информацию, инструменты, рекомендации, методологию, систему пошаговых действий — все на высоком уровне. А гуру на эту базу накладывает философию: «Современный опытный руководитель обладает большим багажом знаний и навыками самостоятельного поиска необходимой информации. Многие клиенты «ЦБО» занимаются самообразованием с помощью книг и интернета, посещая всего одну–две программы в год. Как правило, это «звездные» программы, которые объединены в «ЦБО» общей тематикой «Развитие менеджерской ментальности». В них поднимаются вопросы не только современных подходов к ведению бизнеса, нового инструментария и технологий менеджмента, но и развития личности, психологические и морально-этические аспекты управления».

Маркетинговая аксиома — даже классический продукт необходимо перио- дически обновлять — применима и к БО. Есть два сценария пополнения тренерского состава «ЦБО». Первый — когда специалисты Центра сами выходят к интересному преподавателю с предложением о сотрудничестве. Второй — когда тренеры сами присылают резюме в Центр. В обоих случаях отношения выстраиваются поэтапно. На собеседовании выясняется, насколько ценности сторон, стилистика взаимоотношений с клиентом, и уже потом обсуждаются цели и условия предполагаемого сотрудничества. Затем запускается «пилотный» проект преподавателя. Как правило, это корпоративная программа для проверенных клиентов. В случае успешного «пилота» с преподавателем заключается годовой контракт. Контракты для приглашенных и местных тренеров различны. С первыми обязательно оговаривается эксклюзивность продукта — подготовленную бизнес-программу тренер имеет право проводить только через «ЦБО». Тренеры из Екатеринбурга тоже подписывают документ без пункта об эксклю- зивных правах оператора на продукт — по словам Ольги Жигальцовой, Центр не всегда заинтересован в привлечении большого количества участников на «простые» курсы: «Все-таки мы позиционируемся как компания, работающая со «звездами», и основные усилия мы направляем именно на такие проекты». Соотношение «простых» и «звездных» программ в «ЦБО» составляет 35 на 65% соответственно.

Каждому менеджеру — свою программу

Одним из самых важных аспектов стратегии продвижения программы в «ЦБО» считают грамотное определение ее целевой аудитории. Как говорит «звездный» преподаватель «ЦБО» ВЛАДИМИР ТАРАСОВ, «не надо учить впрок». Неправильно адресованная или несвоевременная информация может пойти и во вред.

Все программы, в том числе сборные, в «ЦБО» делят на две основные группы: для VIP- и для middle-менеджеров. Каждой группе соответствует свой тренерский состав и свои методы продвижения программ. «Как-то раз мы допустили ошибку, устроив бизнес-курс для бухгалтеров в пятизвездочном Атриум-Палас отеле, где традиционно проходят семинары для VIP, — делится Ольга Жигальцова. — В результате программа успеха не имела: бухгалтеров отпугнула площадка, а руководителей не привлекла тема».

Запланировав осенью 2007 года программу Джанелл Барлоу «Сегодня миром правят бренды», в «ЦБО» сознательно пошли на двойной риск: тема программы была «перспективно актуальной», а тренер — мировой гуру, местной аудитории неизвестный. Несмотря на это, руководст- во Центра рассчитывало на ажиотаж, полагаясь на свой опыт раскрутки тем и имен. Но в этот раз ажиотажа не произо- шло. На программу пришло около 80 человек — меньше, чем было запланировано. Выясняя причины непроявленного интереса, специалисты «ЦБО» пришли к выводу, что клиентов отпугнули цены. «Стоимость программы соответствовала уровню преподавателя — один день в зависимости от срока оплаты стоил от 17 до 20 тыс. руб., то есть полный двухдневный курс обходился порядка 1 тыс. руб., — говорит Ольга Жигальцова. — Многие просто не решились выложить такую сумму за незнакомого тренера и незлободневную тему».

Продвигать бизнес-программы для middle-менеджеров гораздо сложнее, чем для VIP, считают в «ЦБО». Если во втором случае воздействие рекламы идет непосредственно на потребителя, то в первом она должна пройти несколько инстанций. Сначала информация попадает HR-менеджеру, ответственному за развитие персонала и, к сожалению, не всегда обладающему достаточной экспертной компетенцией. Он должен заранее провести экспертизу программы и сделать соответствующие выводы — насколько тематика программы актуальна для компании на данном этапе, нужно ли принимать в ней участие, и если да, то какому именно специалисту. Затем он предоставляет свои аргументы руководителю, и тот принимает решение, насколько стои- мость участия в программе его специалистов соотносится с прогно- зируемой отдачей. «В рекламе программ для middle мы делаем основной упор на практическую пользу, — говорит Ольга Жигальцова. — Мы конкретизируем темы, предлагая клиентам не общие проблемы, а наиболее актуальные для него задачи. Двенадцать лет назад мы в течение двух дней объясняли, что вообще такое маркетинг. Десять лет назад мы рассказывали о технологии продаж для появившейся новой профессии менеджера по продажам. Сегодняшняя классика т.е. постоянно вызывающая интерес методика — это возражения по цене или работа с дебиторами».

Эксклюзив для VIP-персон

Работая с категорией «VIP», «ЦБО» делает акцент на эксклюзив: «Самые лучшие тренеры», «самые модные на Западе программы». Основная сложность — доказать клиентам, что предлагаемый продукт и есть то «самое-самое». «Что такое «Мерседес», знают не только те, кто на нем ездит, — говорит г-жа Жигальцова. — Имена эстрадных звезд тоже у людей на слуху. А фамилии тренеров, тем более никогда раньше Россию не посещавших, нашим бизнесменам ничего не говорят. Приходится каждый раз прикладывать усилия».

Основные трудозатраты «ЦБО» связаны с раскруткой состоявшихся звезд. Программы гуру, хорошо известного на весь мир, стоят дорого, от 1000 — за паблик-место. Но если в России этого гуру никто не знает, то, как бы ни была интересна покупателю его программа, заплатить за нее с ходу многие не готовы. И тогда в ход идут фирменные рекламные ходы — «слоники».

В «ЦБО» пришли к выводу, что самый действенный (хотя и самый дорогой инструмент (от 30 тыс. до 45 тыс. руб. за шт.) — уличные растяжки. Они большие, яркие, не заметить их сложно. Но простого внимания к самой растяжке недостаточно — важно, чтобы клиент ассоциировал себя с информацией на ней. Так как целевая аудитория гуру — это, прежде всего, первые лица, на растяжке обязательно располагаются буквы «VIP» и расшифровка: «Для руководителей и владельцев бизнеса». Дальше — краткая и емкая информация о тренере: «Международный консультант по управлению», при этом иногда указываются страны, в которых он работает.

Очень важно правильно сформулировать лозунг мероприятия и его тему. Пятидневный курс СТАНИСЛАВА ХАЙНИША «ЦБО» продвигал под лозунгом «Пять дней, которые изменят Ваш бизнес», а тема была сформулирована как «От стратегии выживания к стратегии активного развития». «Слова «изменение», «выживание» стали настоящим инсайтом — драматические, агрессивные, они сразу привлекли внимание аудитории», — вспоминают в «ЦБО». И курс прошел также ярко, с инсайтами участников.

Следом за растяжками появляются рекламные материалы в деловых изданиях и на бизнес-порталах. «Начинать с этого неэффективно, — предостерегает г-жа Жигальцова. — К моменту публикаций фамилия тренера должна немножко «намозолить» глаза с растяжек, отложиться в памяти клиента».

Когда гуру приезжает в Екатеринбург, «ЦБО» устраивает пресс-конференции, куда помимо журналистов приглашает HR-менеджеров и руководителей служб персонала, чтобы они оценили преподавателя и его курс и могли рекомендовать его начальству.

Последний этап — активные продажи. Если клиента заинтересовала информация, и он позвонил, как правило, его первый вопрос «сколько стоит?». По мнению Ольги Жигальцовой, важно понимать, что без знания: за что вы собирае- тесь платить, этот вопрос некорректен: «Представьте, что вы позвонили в магазин с вопросом, сколько стоит костюм. Ведь вас обязательно спросят, о каком костюме идет речь, от Пьера Кардена», Нины Риччи, летний-зимний, из какого материала Вот и сейчас позвольте спросить: вам имя (например) Владимира Константиновича Тарасова уже известно?..» Дальше необходимо «расширить картину мира» собеседнику. Важно, чтобы разговор не превратился в монолог — клиента нужно провоцировать на вопросы, чтобы он ощущал собственную заинтересованность. И только когда удалось сформировать понимание ценности обсуждаемой программы, можно переходить к конкретным цифрам».

Работоспособность такой методики проверена временем — программы «ЦБО» стабильно собирают своих слушателей, группы (в зависимости от формата) от 25 до 85 человек.

Бизнесменов везут учиться за границу

В последние годы «ЦБО» делает ставки на «звездные» сборные программы в выездном формате. Из последних — путешест- вие в Китай — Тибет с темой «Стрессменеджмент», в 2008 г. запланированы поездки в Индонезию и Сингапур, Индию, Непал, Японию. «В таких мероприятиях наиболее ярко проявляется важная тенденция — делать акцент на философском и психологическом аспектах менеджмента, — отмечает Ольга Жигальцова. По наблюдениям специалистов «ЦБО», сначала выездные мероприятия клиенты воспринимают как форму туризма, модное развлечение. По словам г-жи Жигальцовой, понимание практической пользы от программ приходит позже, через некоторое время после поездки, когда руководитель фиксирует изменение своего отношения к привычным явлениям. Генеральный директор компании «КСК» АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ, один из постоянных клиентов «ЦБО», рассказывает: «Раньше очень раздражала текучка кадров: я ращу специалистов, трачусь на их обучение, а они потом уходят. Вернувшись из поездки в Тибет, поймал себя на мысли, что стал воспринимать текучку как личный вклад компании в развитие цивилизованного, высокопрофессионального рынка».

Количество выездных сборных тренингов в «ЦБО» растет: если в прошлом году их было всего два, то на 2008 год их уже запланировано четыре, и руководство рассматривает вопрос о включении в программу дополнительных мероприя- тий такого формата. И это — несмотря на дороговизну: если стоимость сборных бизнес-курсов, проводимых в Екатеринбурге, не превышает 45 тыс. руб., то учебная поездка обойдется в 3–4 тыс. Цены могли бы быть и выше, но «ЦБО» работает напрямую с иностранными компаниями, обрезая посреднические звенья в виде российских турагентств.

«Доля выездных программ «ЦБО» будет только расти, — говорит Ольга Жигальцова. — Это продиктовано, во-первых, наблюдаемым высоким эффектом для слушателей, во-вторых, уже достаточной сформированной клиентской базой тех, кто нас «попробовал» в этой очень сложной зарубежной работе и проникся доверием».

ЦБО обеспечивает уверенность в аудитории

Дан Полонский: «Уровень развития ритейла в нашей стране не соответствует европейскому — количество торговых марок в России значительно меньше чем в Европе».