досье Йонас Риддерстрале (Jonas Ridderstrale) Профессор Стокгольмской Школы Экономики, ведет Advanced Management Program СШЭ и работает в Центре Углубленного Изучения Лидерства. Образование: име
Йонас Риддерстрале (Jonas Ridderstrale)
Профессор Стокгольмской Школы Экономики, ведет Advanced Management Program СШЭ и работает в Центре Углубленного Изучения Лидерства.
Образование: имеет степень МВА и доктора философии.
ДОСТИЖЕНИЯ: является советником, преподавателем и консультантом ряда международных компаний.
ХОББИ: в свободное время занимается коллекционированием предметов искусства и поддерживает одну из самых «прикольных» галерей в Швеции.
СЕМЬЯ: женат, двое детей.
Почему максимализация эффективности в бизнесе сегодня не гарантирует успеха?
Что позволяет существовать в симбиозе с олигархами?
Его называют гуру «фанк-бизнеса». Он соавтор «развлекательных по форме и смертельно серьезных по сути» произведений, а Business Week включил его в пятерку лучших в рейтинге International Guru League Table. Читает лекции по всему миру за гонорары с пятью нулями. Знакомьтесь: Йонас Риддерстрале, соавтор «Бизнеса в стиле фанк» и «Караоке-капитализма», идет по улице нестоличного российского города мимо рекламной растяжки «Невозможное – возможно». Самим фактом появления здесь и сейчас он доказывает, что так оно, в сущности, и есть.
– Мне не важно, нормальная я звезда или нет – в моей жизни меня обзывали и худшими словами. Может, вы обратили внимание, как на входе в редакцию «Делового квартала» я открыл дверь, чтобы пропустить вперед пожилую женщину. Так вот это важно, чтобы понять мое отношение к институту нормальных бизнес-гуру.
– В прошлом году я выступал на Украине перед большой аудиторией, довольно разношерстной – собрались представители и деловой прессы, и радиостанций, и телевидения. Всегда трудно выступать перед множеством людей, но в тот раз я был собой доволен и считал, что отлично справился. Но после выступления наткнулся на кислые мины организаторов. «Ваши идеи, конечно, интересны, – сказали они, – но гостям вы показались слишком скромным». Выяснилось, что незадолго до меня перед ними выступал американский «гуру». Он и просветил их, как определить, «настоящая» ли перед ними звезда менеджмента. Не поверите, но одним из признаков было то, что звезда не должна самостоятельно открывать двери. Если ты действительно большая звезда, это должен делать кто-то за тебя. А вот для меня это качество не звезды и не гуру, а осла и полного идиота.
Думаю, что единственным гуру был покойный Питер Друкер. Но и тот как-то сказал, что «гуру» – это слово, привнесенное в оборот журналистами, потому что «шарлатан» пишется длиннее и подчас не помещается в заголовки.
– Это уже доходит порой до абсурда! На сессии вопросов и ответов после выступления меня как-то спросили: «А что это у вас за браслет на руке?». Я бросил что-то вроде «Это работает на мой имидж», но по их разочарованной реакции сразу понял: это не был ответ гуру менеджмента. Поэтому решил пойти у них на поводу и вести себя, как «нормальная звезда». Я начал: «Вы помните сцену, которая открывает фильм «Гладиатор», когда Максимус идет по полю и его рука скользит по верхушкам колосьев? Так вот, когда я ношу этот браслет, я чувствую себя как Максимус». Забавно, но у этих нескольких сотен людей появились искорки интереса в глазах! Тогда я решился на следующий шаг и прокричал: «Я и есть Максимус!!!». И аудитория разразилась аплодисментами и воплями: «Ты Ма-а-аксимус! Ты Ма-а-аксимус!!!». Этот эпизод невольно возвращает меня к теме скромности: я ощущаю огромную ответственность за свое влияние на людей. Это тяготит, а иногда и пугает, особенно когда получаю в письмах фразы, вроде «Ваши книги изменили всю мою жизнь».
– Да, некоторые приводят такой аргумент, что нужно научиться ползать, прежде чем учиться ходить, и научиться ходить, прежде чем начать бегать. Но я с этим не согласен, потому что такой подход не учитывает одного: окружающий мир развивается с огромной скоростью и не будет ждать, пока вы научитесь всем необходимым базовым вещам. Особенно в тех сферах деятельности, где «победитель получает все» и конкуренты совсем не похожи на любящих родителей. Вторая опасность массового внедрения основ менеджмента заключается в пробелах этих самых основ: история традиционного менеджмента не подтверждает его эффективности. В «Караоке-капитализме» приведены такие данные: из ста лучших компаний в рейтинге «Форбса» за 1917 г. только одна компания сохранила в нем свое присутствие сейчас – американская General Electric. То есть в одном проценте случаев традиционный менеджмент с его неизменными постулатами побеждает рынок – это не самое фантастическое достижение.
– Внедрять основы нужно, но в них пора по-другому расставить акценты. Менеджмент прошлого века был искусством избавления от отклонений, так как он был сфокусирован на эффективности, для достижения которой нужна как раз «нормальность». Но мы пришли к выводу, что битва за эффективность уже давно находится не на первом месте. В условиях постоянных перемен намного лучше бороться за свою «уместность» в текущей обстановке, не имеющей порой ничего общего с «нормальностью». Если мужчина идет в бар с намерением с кем-нибудь познакомиться, а понравившаяся девушка произносит «Ты недостаточно эффективен», он с этим сможет смириться, взять пива и попробовать снова. Но вот если она скажет «Ты неуместен», то все, пора отправляться домой, потому что шансов у него нет.
– Тогда стоит попробовать попасть в другой бар! Давайте я вам расскажу о своем друге Кьолле, которого нормальным назвать очень сложно: он выглядит и одевается как нечто среднее между персонажем из семейки Адамс и вампиром Носферату, а двухметровый рост еще больше добавляет колоритности. Его как-то спросили, почему бы ему ни выглядеть немного «нормальнее»? На что он ответил, что поддерживает свой стиль совершенно осознанно. Когда он был нормально одет, причесан, гладко выбрит, большинство женщин считали его неуместным и неинтересным. Когда он теперь заходит в бар, одетый в своем оригинальном стиле, 98% женщин в ужасе убегают. Зато 2% женщин говорят «О-о-о!» и остаются с ним. И он прав, потому что быть уместным для 2% женщин намного лучше, чем вообще ни для кого.
– Если в конкурентной борьбе вы стараетесь больше стать похожим на других, то превратитесь в того, кого никогда не замечают! Нужны инновации и эксперименты, которые смогут подчеркнуть вашу уникальность. Здесь уже концепции традиционного менеджмента не сработают. Но это не такая уж и проблема – создать свои концепции. Если посмотреть, как компаниям удается разрабатывать новые продукты и услуги, то нельзя не признать: у многих это неплохо получается. Если мы можем экспериментировать на уровне технологии, почему мы не можем таким же образом рассматривать стратегические инновации, организационные и управленческие?
– Люди идут на риск в двух случаях. Либо когда стоят на краю пропасти и знают, что если прямо сейчас ничего не предпримут, то сорвутся вниз и разобьются. Либо когда чувствуют защищенность: даже если споткнутся и упадут, кто-нибудь обязательно поднимет. США попадают в первую категорию, а Швеция – во вторую. Шведы, в действительности, любят экспериментировать и делают это с успехом, например, по части наркотиков или разводов. По числу разводов мы уступаем разве что России, по крайней мере, большинство моих знакомых были женаты по пять раз!
Но так сложилось, что контроль над всеми сферами бизнеса у нас сосредоточился в руках нескольких семей – владельцев крупных шведских компаний, вроде Валленбергов. И доступа к ресурсам – капиталу и сырью – внутри страны для массы предпринимателей не стало. Да еще рынок отрегулировали так, что нельзя было получить доступ к капиталу за пределами Швеции. Идеи и креатив в Швеции «повисли в воздухе». Свою роль сыграла и социал-демократическая партия, определявшая себя как партия рабочих – людей, занятых физическим трудом, и не способствующая развитию предпринимательства. И высокие налоги – подоходный налог составляет сейчас 57%. И только в 90-е годы ситуация в Швеции изменилась, кредитный рынок отрегулировали, появился доступ к капиталу, и произошел просто взрыв предпринимательства.
– Швеция в этом плане на Россию похожа, просто наши олигархи постарше, но они по-прежнему контролируют значительную долю физических и финансовых активов. Они ошибутся, если так и не захотят «допустить» новое поколение к активам, это, в конце концов, приведет к уменьшению ценности того, чем они владеют. Но молодым людям не обязательно ждать, пока олигархи до этого додумаются. Цепочка создания материальной ценности длинная, а доступ к ресурсам нужен только на начальных этапах. Чем ближе к потребителю, тем важнее знания и нематериальные активы. Соответственно, молодым людям следует занимать свое место на последней стадии создания товаров и услуг и достигать всего самим. Другой вариант – бегать быстрее всех не самим, а посмотреть вокруг, выбрать того, кто бегает очень быстро, и «вцепиться ему в ногу». Я бы предпочел именно этот путь, потому что в этом случае у вас останется время, чтобы проводить его с детьми, смотреть телевизор.
– Позволит. Вцепляться в ногу олигарха нужно дружелюбно, добиваясь симбиоза, как это происходит в природе. Надо предложить то, чего ему не хватает: блестящий ум, бесконечное обаяние и восхищение.
– Я никогда не был практикующим менеджером. Коллеги – профессора менеджмента – периодически недоумевают: как ты можешь рассказывать людям об управлении компанией, если ты сам никогда ни одной компанией не управлял? Знаете, жена одного из них – профессор биологии – последние 25 лет своей жизни изучает маленьких червячков, которые живут в желудке полярного белого медведя. Мне вот интересно, он когда-нибудь спрашивал свою жену, как она может рассказывать о червях, если никогда не была червем?
– Проблемы возникли бы, если бы я говорил и писал в книгах менеджерам, что конкретно им делать. Как в основном это делается в американских книгах, полных ответов, исчерпывающих списков рекомендаций на все случаи жизни. Так писать нельзя! В этом случае ты передаешь читателю чувство, что у тебя есть ответы на его вопросы. Да даже если бы они и были, с коммерческой точки зрения они стали бы бесполезны: один день консультант работает с Nokia, другой – с Motorola и снабжает их одними и теми же ответами. Мы же фокусируемся на вопросах и добиваемся иной ситуации: предоставляем людям возможность думать креативно. А искать ответы – остается за ними. Это единственный способ, который поможет им стать более уникальными.
– «Бизнес в стиле «фанк» отражал дух времени. «Караоке-капитализм» был написан уже после массовых протестов против глобализации, против рыночной экономики. И несколько глав в книге ставят под вопрос базовые основы современного капитализма. У нее даже обложка задумывалась как более интеллектуальная. Книга должна заставлять задумываться, что мы просто караоке-копии друг друга, и поднимать вопрос: а кто из этих копий – настоящая версия? Впрочем, единственная реакция, который мы добились, была такая: «А чего это они костюмы в этот раз напялили»? Но мы понимаем, что должны двигаться дальше и ставить новые вопросы. Сейчас нас очень занимает «европейская модель управления». Сейчас мы работаем над двумя книгами, одна из которых обобщит опыт самых успешных европейских компаний и покажет, что же ведет к успеху в эпоху караоке-капитализма.