В РФ не было удобного интернет-сервиса для выбора грузоперевозчика. Когда один из будущих основателей сервиса «Везёт всем» не нашел подходящей транспортной компании, возникла идея нового сервиса.
Успешный стартап трех молодых людей занял свою нишу и стал приносить доход.
При переезде и отправке груза каждому хочется найти идеального перевозчика — надежного и недорогого. Отсутствие ресурса, аккумулирующего информацию о конкурирующих друг с другом транспортных компаниях, их возможностях, маршрутах, ценах, привело к идее проекта, позволяющего перевозчикам и их клиентам находить друг друга. Сначала была создана база данных о перевозчиках, в течение года она дорабатывалась и проверялась. Сейчас в системе более 8 тысяч грузоперевозчиков. Каждый участник системы при регистрации проходит верификацию. Для частных лиц достаточно паспорта и водительского удостоверения, для компаний необходим более объемный пакет.
«Подвальный» стартап
У сервиса «Везёт всем» три основателя: Иван Пластун, Дмитрий Криворучко и Алексей Козлов. Первоначальная версия проекта была реализована за счет их личных вложений, в том числе г-ну Козлову пришлось продать машину. Как тогда казалось основателям сервиса, они собрали гигантский капитал — 350 тыс. руб. Сначала проект в тестовом режиме работал только по Ростовской области и Краснодарскому краю. Тогда, в 2011 году, первый офис компании «Везёт всем» расположился в маленьком подвале, вспоминает Иван Пластун.
«Идея ресурса проста. Скажем, человек задумал переезд из одного города в другой, у него много коробок с вещами. Он размещает запрос на сайте «Везёт всем» с описанием груза, указанием маршрута, дат, необходимостью услуг грузчиков, возможно, прикладывает фото тюков и коробок. Запрос приходит зарегистрированным перевозчикам, работающим на этом маршруте. Меньше чем за сутки клиенту приходит не менее 5-7 ценовых предложений. Начинается открытый аукцион: заказчик и перевозчик обсуждают все детали, и заказчик выбирает наиболее привлекательное предложение по цене и условиям.
Мы продумали, как обезопасить нашу базу: перевозчик получал возможность пользоваться сервисом полноценно, только введя код, который мы ему отправляли обычным письмом. Таким образом, мы проверяли фактический адрес. Сейчас через систему ежедневно проходит 135 и больше заказов по различным категориям, на сумму примерно 10 млн руб. в месяц, наш доход — 8-9%, то есть 400-500 тысяч в месяц. Мы начинали с месячного объема заказов в 800 тыс. Фактически за полгода мы выросли в 20 раз. И динамика роста сохраняется. Наш хлеб, в основном, — это переезды и перевозка мебели, очень развит сектор перевозки автомобилей. Много других видов перевозок. Помимо переездов, мебели, автомобилей, есть пассажирские перевозки. И даже отправка животных, например коров. А в последнее время стало много заказов поступать на перевозку кошек и собак на большие расстояния.
В нашем проекте есть экологическая идея: с нашей помощью перевозчик находит груз в обратную дорогу или берет какой-либо дополнительный заказ в качестве попутного. Полностью загружая машину, он сокращает выброс вредных веществ в воздух. То есть если раньше три машины везли три груза, то теперь это может сделать одна. Кроме того, если перевозчик поедет в обе стороны с грузом, то получит в два раза больше прибыли.
Сначала мы разработали бесплатную версию продукта для того, чтобы понять, будет он работать или нет. Так сформировалась первая база перевозчиков. Потом увидели перспективы и поняли, что с нарастающими объемами не справиться своими руками, и начали искать людей и инвестиции, которые помогут нам охватить всю Россию.
Нам помогает финансовый директор Антон Коновалов, который является представителем частного инвестора. Процесс поиска технических специалистов в регионе достаточно проблематичен. Если программист хороший, его сразу забирают в Москву. Если специалист плохой, то зачем он нужен проекту? Поэтому это тонкий момент — найти человека, который разбирается в отрасли, и заинтересовать его своим проектом.
Wow-эффект как способ покорить инвестора
Чтобы заявить о проекте, еще в 2010 г. мы решили поучаствовать в Донской венчурной ярмарке. Оказалось, что получить площадь на выставке не так просто, как кажется. Мы обратились в Комитет по молодежной политике РО и попросили выделить хоть какую-нибудь площадь. На этом этапе нам пришлось очень красноречиво описать свой проект и его перспективы, а также объяснять необходимость презентации для потенциальных клиентов. В переговорах с чиновниками мы говорили о том, что наш проект уже реально работает и нам нужно громко заявить о себе. Они нам поверили и дали небольшой стенд в самом дальнем углу. Тут скромность сменила агрессивная демонстрация — мы позаимствовали у знакомых большие мониторы, чтобы показывать принцип работы сервиса онлайн, но этого было мало, ведь наш стенд все равно располагался вдали от основного потока. Мы взяли большие игрушечные радиоуправляемые машинки, нагрузили их коробками с нашими логотипами и запустили по всей площади выставки. Они утыкались людям в ноги, те оборачивались и высматривали, что за транспорт, что за компания. Так мы достигли своего — создали информационный шум. Выставка прошла для нас более чем успешно. Вдобавок мы познакомились с нашим будущим финансовым директором Антоном Коноваловым. После выставки мы временно подзаморозили проект, чтобы довести до ума функционал и выйти на всю Россию. А в июле 2011 г. была запущена полноценная версия.
Нам есть куда расти, потому что нынешние цифры — даже не 0,1, а 0,01% от общего объема рынка грузоперевозок в России. Ростовская область для нас не самая значимая. Наш проект изначально был ориентирован на большие расстояния, и сейчас к нам приходят заказы по всей России и странам СНГ. Часто поступают заказы на перевозку авто из Литвы и Германии или переезд в Финляндию или Эстонию. Поэтому региональных конкурентов у нас нет. Есть пара команд, которые делают подобные проекты по России, у них свои преимущества, у нас свои. Да и конкуренцией это назвать трудно, потому что рынок относительно новый, и мы рады, что у нас есть коллеги — это значит, что мы не одни, что услуга востребована.
Чтобы оценить перспективы идеи, нужно погуглить и выяснить, есть ли аналоги. Если есть и они успешны, это здорово. Значит, вы придумали что-то хорошее. Надо понимать, на чем идея может зарабатывать. Потому что инвестируют не из альтруистических соображений, а для получения прибыли. Надо учитывать наличие аналогов в России и за рубежом, иметь четко продуманный бизнес-план. Необходимо готовиться фундаментально к разговору с инвестором, чтобы ответить на любой вопрос, понимать то, с чем пришел. Отдельный момент — наличие в проекте изюминки, которая может удивить, например впечатляющие цифры трафика. Мы давим на эффективность, на величину рынка, на уже работающий прототип. Если есть технологическая новинка, то ее нужно продемонстрировать и доказать, что она целесообразна. Если добьетесь эффекта «удивленных глаз», это 50% успеха. Как найти бизнес-ангела? Постарайтесь стать № 1 в своем сегменте, и за вами выстроится очередь.