Меню

Ирина Козинченко: «Набором знаний уже никого не удивишь»

В Ростове в одном из частных секторов стоит небольшой и с виду жилой дом. Но это не совсем так. В доме находится единственный в городе центр поддержки семейного образования «Свирель».

Ирина Козинченко — мама двоих детей, в прошлом — юрист, а в настоящем — руководитель центра «Свирель», который был создан для учащихся, находящихся на семейном обучении. В августе этого года Центр вошел в полуфинал конкурса фонда «Навстречу переменам».

О центре, детях и ответственности

Центр «Свирель» располагается в частном доме, который одновременно вмещает 15-20 детей. Сейчас центр посещает около 40 ребят с 1 по 9 класс — они приходят на тематические встречи, которые им интересны. Обычно это 2-3 раза в неделю на несколько часов. В центре «Свирель» нет ни школьного формата уроков, ни учителей в привычном понимании. Дети собираются для совместной деятельности, которой им не хватает при обучении в семье. Занятия и совместные встречи проводят сами родители, при этом такой вид обучения, по словам Ирины Козинченко, не требует лицензирования, и ее дети также посещают центр «Свирель».

Центр создавали мы сами — семьи, которые увидели, что школа не может решить вопросы с обучением их детей. Просто в какой-то момент стало понятно, что дальше тянуть некуда, нужно брать и делать, — рассказывает Ирина Козинченко. — Проект существует на средства родителей, заинтересованных в работе центра. В целом это очень небольшие деньги. Внешнего финансирования у нас нет.

Официально дети находятся на семейном обучении, которое нельзя путать с домашним обучением. Это разные виды образования, хотя во многом похожие. На домашнее обучение ребенка переводят по справке, если состояние здоровья не позволяет ему посещать школу. На семейное — по желанию родителей. А в 10-11 классе — по желанию самого ученика. Ежегодно дети проходят аттестации в школах, к которым они прикреплены, и получают оценки, а школа заносит их в личное дело ученика. Аттестат ученики получат точно такой же, как и те, кто ходил в школу. На этом контроль со стороны образовательного учреждения заканчивается.

Родители не стремятся оценивать знания детей. У них другая задача.

Для нас самое главное, чтобы нашим детям хотелось погружаться в мир науки, чтобы они видели вокруг себя увлеченных взрослых, которые находят интерес и радость в познавательной и исследовательской деятельности, — поясняет Ирина Козинченко. — Мы не ставим перед собой цели заменить школу, даже частично. Иначе мы бы и развивались как частная школа. Мы консультируем родителей, как оформить документы для перехода на семейное обучение, как спланировать первые шаги по обучению ребенка дома. Организовываем встречи родителей для обмена опытом. Ну и конечно собираем вместе ребят на увлекательные занятия, чтобы они могли получить опыт общения и взаимодействия в группе, опыт обсуждения важных тем и совместной реализации проектов. Мы стараемся идти от запросов и интересов ребят, поэтому иногда можем уйти глубоко в какую-то определенную тему. Например, дети изучают создание шифров, черные дыры, антиматерию — это те темы, в которые ребята уводили нас сами. Или вот Игорь, очень серьезный 7-летний ученый, он ведет программу о редких животных. Это небольшие доклады, которые он готовит к каждой встрече, просто потому что ему это очень нравится. Ребята слушают с его с большим интересом.

Родители, по ее словам, приводят своих детей в центр поддержки семейного обучения по разным причинам — у каждого своя история. Центр открыт для всех в нем заинтересованных.

Чаще всего родители видят, что обучение в школе для ребенка неэффективно, и дома он освоит программу глубже и быстрее, с меньшим количеством стресса. Есть семьи, которые много путешествуют. Для них семейное обучение — это способ не быть привязанными к одному городу. Кроме того, многим детям чем-то не подходит традиционное школьное обучение. Среди тех, кто к нам приходит, много увлеченных талантливых детей, которые не совпадают со школьным темпом обучения. Он для них слишком медленный или, наоборот, слишком быстрый. Иногда это очень чувствительные и ранимые дети, которые неуютно чувствовали себя в традиционной системе. Иногда это родители, которые, сталкиваясь с неэффективностью школы, увидели семейное обучение как возможность выстроить обучение своих детей иначе.

Классно-урочная система, существующая сейчас, — продолжает Ирина, — была создана Яном Коменским в 17 в. в ответ на запрос общества в обучении большого числа детей грамоте. Эта система прекрасно показала себя как способ дешево обучать большое количество детей, особенно в условиях труднодоступности книг. Сейчас изменился и запрос, и обстоятельства. Быть просто грамотным, для многих уже не достаточно. Нет проблемы и с доступом к информации. Поэтому нужно дать возможность ребенку и его родителям определять тот набор навыков, знаний и умений который, по их мнению, необходим.

Сейчас очень много говорится о том, что наши дети будут жить совсем в другом мире, мы не знаем даже, какие профессии из существующих сейчас в нем останутся. К чему их готовить? Поэтому в Центре мы делаем упор на умение работать в группе, самим ставить себе задачи и решать их всеми доступными способами. Важно только, чтобы задачи по возможности были жизненные, а не оторванные от реальности. Например, очень любопытно изучать процент, разбираясь в условиях скидок, также большой простор для геометрических задач дает тема ремонта, а доли можно вспоминать, деля на всех шоколадку. Или другой пример. Когда в нашем небольшом дворике стали частенько бегать дети, мы столкнулись с проблемой опустынивания земель. Изучили этот вопрос, наметили стратегию решения. Посадили траву, поливали ее и берегли от вытаптывания, а получив красивый мягкий газон увидели, как наши действия привели к результату. Решая настоящие задачи, ребенок получает уверенность в своих силах и мотивацию к дальнейшим действиям, потому что видит результат. Думаю, на этом будет строиться все образование будущего. Просто набором знаний уже никого не удивишь.

 

Кроме того, Центр обращается и к профильным специалистам, которые могут посвятить детей в тайны той или иной науки. Почти каждое занятие в «Свирели» — практическое. Также Центр организовывает экскурсии и тематические встречи. В октябре ребята ходили в поход, в котором пробовали добывать огонь, изготавливать каменные топоры и прочие предметы, использовавшиеся людьми первобытного строя. Недавно мы приглашали специалиста из Южно-Российского отделения Академии наук с микроскопом и образцами одноклеточных организмов, ребята смогли посмотреть вживую то, что уже видели на страницах учебников. Кроме этого, «Свирель» сотрудничает со специалистами по вопросам профориентации из центра MamaPro.

Но не все дети готовы отказаться от школы в пользу семейного обучения.

Самая большая сложность — взять ответственность за свое обучение на себя. Есть дети, которые попробовав, говорят — лучше я пойду в школу. Там меня будут заставлять, а когда я сам занимаюсь, мне себя трудно заставить. Это, конечно про старших, с начальными классами эту роль приходится брать на себя родителям. Самоорганизация многим дается с трудом, — считает Ирина Козинченко.

Ученик и закон

Такие объединения, как центр «Свирель», по словам Ирины, есть уже во всех крупных городах России. Также по стране проводятся и фестивали семейного обучения, в том числе и в Ростове, где, по данным г-жи Козинченко, за последние пять лет количество детей на семейном обучении увеличилось в 12 раз. При этом иногда случается, что родители, которые обращаются в «Свирель» за консультациями, сталкиваются с негативным отношением в школе. Поэтому г-жа Козинченко считает, что разумный диалог между родителями и системой образования просто необходим.

Как необходим и областной закон о компенсационных выплатах тем родителям, чьи дети находятся на семейном обучении. На сегодня такие компенсации предусмотрены только в трех субъектах РФ — в Омской и Свердловской областях, а также в Пермском крае. При этом в ноябре 2013 г. Минобразование РФ опубликовало письмо, где говорилось, что субъекты РФ могут вводить компенсации, но не утверждалось, что они действительно обязаны это делать:

«Учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки»

Для наглядности стоит отметить, что сумма компенсации зависит от регионов, например, в Омской области их размер выглядит так:

  • 1 ступень (начальное общее образование) — 7 816 руб. в месяц;
  • 2 ступень (основное общее образование) — 9 770 руб. в месяц;
  • 3 ступень (среднее общее образование) — 11 724 руб. в месяц.

Добавим, что для страховки от недобросовестных родителей компенсация в этих регионах выплачивается после успешной сдачи ребенком всех аттестаций.

Управление образования Ростова-на-Дону сообщает

 
В общеобразовательных учреждениях Ростова-на-Дону на 1 октября 2018 г. обучаются на дому 639 человек, а на семейной форме обучения находятся 515 человек.
В 2015-2016 учебном году на семейной форме обучения находился 251 человек, 2016-2017 году — 353 человека, 2017-2018 году — 500 человек.
 

Фотографии предоставлены героем статьи из собственного архива.