детали Андрей Руденко Родился 5 октября 1963 г. в г. Кунгур (Пермская область). Образование: Окончил Белгородский университет потребкооперации, по специальности «Экономика и управление на предприят
детали
Андрей Руденко
Родился 5 октября 1963 г. в г. Кунгур (Пермская область).
Образование: Окончил Белгородский университет потребкооперации, по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Карьера: С 1993 по 2000 гг. индивидуальная деятельность – торговля и обслуживание кассовых аппаратов, в 2000 г. основал ООО «Дон-Электроникс», в 2003 г. – фирму «Смарт-Дон», в 2004 г. стал учредителем рекламного агентства «Красный квадрат».
Дети: Воспитывает двух дочерей 20 и 13 лет.
Хобби: Горные лыжи, русская баня.
Любимый афоризм: «Человек, который хочет что-либо сделать, находит способ, а который не хочет – ищет причину».
Свой бизнес Андрей Руденко построил на искусстве переговоров. Он умеет убеждать людей и ценит, когда его словам верят больше, чем документам. В начале предпринимательской карьеры Андрей ничего не имел, поэтому многие сделки совершал в буквальном смысле под честное слово. «Создавая фирму, – вспоминает Руденко, – я хотел понять, на что способен, чего могу достичь в жизни. Бизнес помог ощутить безграничность возможностей. Правда, есть минус – заводя собственный бизнес, ты становишься трудоголиком и мало времени уделяешь близким. К счастью, плюсов больше. Работа, которой отдаешься, помогает справляться с жизненными трудностями и структурировать происходящее».
Фирму «Дон-Электроникс» Андрей Руденко основал в 2000 г. Как говорит, его утомила роль наемного топ-менеджера в последней компании, где он работал. Учредителей было несколько, причем все они были разными по духу и непредсказуемыми людьми. «В компании все происходило стихийно. Собственники не могли договориться друг с другом. После многих попыток добиться улучшений понял, что самое лучшее – придумать свои правила», – вспоминает он.
Андрей Руденко уверен: чтобы стать успешным, бизнесмен должен отказаться от переживаний «то ли будет, то ли нет». В противном случае, ему уготована вечная роль наемного работника. Либо его бизнес все время будет раскачиваться, как лодка на волнах.
На момент открытия «Дон-Электроникс» вопрос «чем заниматься» перед ним не стоял. Андрей с 1993 г. торговал контрольно-кассовыми машинами, и за семь лет хорошо узнал структуру рынка и особенности товара. В 90-х гг. в России был острый дефицит кассовых аппаратов: государство обязало предпринимателей обзавестись ими, а производство было неспособно удовлетворить мгновенно выросший спрос.
Друзья Андрея привозили в Ростов кассовые аппараты из Курска, и он решил к ним присоединиться. Товар продавали буквально «с колес». Со временем техника менялась, совершенствовалась. Руденко следил за новинками и хорошо знал, что и кому предложить в Ростове первым.
«Всему тому, чем сейчас занимается «Дон-Электроникс», – говорит предприниматель, – положили начало кассовые аппараты. Новые направления появлялись по ходу дела. Сменился, например, на предприятии-производителе собственник. Новый владелец организовал выпуск автомобильной электроники, датчиков, маршрутных компьютеров. Мы попробовали взять их в качестве попутного груза. Удачно продали. Постепенно сформировали направление автоэлектроники». На этой продукции специализируется подразделение «Дон-электроникс» – фирма «Смарт-Дон». Примерно так же появилось другое направление – торговля счетчиками и детекторами банкнот. Помимо продаж, «Дон-Электроникс» осуществляет пусконаладку и сервисное обслуживание техники. Предприниматель говорит, что прибыль от реализации какого-то одного товара с каждым годом падает, нельзя до бесконечности увеличивать объемы продаж и делать наценку. Гораздо перспективнее – осваивать новые направления.
В поиске идей Андрей Руденко сначала был охотником-одиночкой. Затем понял, что «добыча» может прийти сама, если внимательно прислушиваться к клиентам. «Покупатели любят, чтобы их обслуживали комплексно, – делится опытом Андрей. – Они стали жаловаться, мол, кассовые аппараты продаете, а почему у вас нет чековой ленты. Потом начали спрашивать у нас и обычную бумагу формата А4. В результате, мы завязали отношения с английской фирмой «Lomond» и дополнили свой ассортимент расходными материалами. Сейчас «Дон-Электроникс» – официальный представитель англичан в Ростове. Теперь мы стремимся упрочить наши позиции в ЮФО».
По словам г-на Руденко, официальное представительство дает фирме большие преимущества. Можно вести выгодную ценовую политику, создать склад за счет производителя, быть упомянутыми в каталогах и презентационных материалах. «Мы в курсе всех новинок, развиваемся вместе с производителями, знаем тонкости и особенности изготовления продукции, – подчеркивает бизнесмен. – Это дает конкурентные преимущества, повышает лояльность клиентов, которых мы всегда держим в курсе всех новинок».
Еще одна потребность клиентов – в торговом оборудовании – стала самостоятельным направлением. «Дон-Электроникс» договорился о его поставках из Петербурга в Ростов с фирмой «Гефест». Их модули – своеобразные конструкторы, из которых можно собрать любой стеллаж для товара. В ближайшее время г-н Руденко планирует наладить собственное производство торгового оборудования.
В итоге, Андрей Руденко хочет сделать из «Дон-Электроникс» своего рода магазин готового бизнеса. Чтобы сюда могли обращаться люди, которые только собираются открыть свое дело. Например, клиент имеет помещение и раздумывает, что в нем лучше разместить – кафе, магазин или гостиницу. Специалисты «Дон-Электроникс» покажут ему трехмерное компьютерное изображение будущего заведения. Человек увидит, какая мебель и оборудование будут здесь стоять, поместятся ли они в данном пространстве. Далее менеджер рассчитает, сколько все это стоит и сколько времени потребуется на установку. Если у клиента нет денег – предоставят кредит. Если нет помещения, его купят или возьмут в аренду. Раскруткой проданного бизнеса, если клиент пожелает, займется рекламное агентство «Красный квадрат», также принадлежащее г-ну Руденко.
Глядя со стороны, «Красный квадрат» можно назвать непрофильным активом в структуре компаний г-на Руденко. На самом деле, это подразделение тоже родилось из стремления к универсализации при обслуживании розничной торговли. Предприниматель видел большой спрос на подставки из оргстекла для нужд ритейлеров и понимал, что ниша свободна и с развитием цивилизованных форматов торговли количество покупателей будет расти. Давно хотел купить необходимый для производства подставок лазерный станок, но не знал, кому доверить руководство новым бизнес-направлением. Выход нашелся неожиданно. Выяснилось, что давний деловой партнер «Дон-Электроникс» Лариса Калугина, владевшая в тот момент РА «Красный квадрат», хотела наладить аналогичное производство, но не могла найти инвестора. В итоге, предприниматели договорились, что Руденко приобретет дорогостоящий станок, а Лариса будет возглавлять агентство, но уже в качестве наемного топ-менеджера.
Управление другими своими подразделениями Андрей Руденко тоже строит на основе принципа единоначалия. Он стремится, чтобы все подразделения его компании – торговое, производственное, рекламное – работали самостоятельно. Но делать топ-менеджеров соучредителями Андрей не хочет. Перед созданием ООО «Дон-Электроникс» он проанализировал торгово-промышленную статистику и увидел: большинство компаний, где учредителей несколько, со временем распадаются. Руденко уверен: учредитель должен быть один, как своеобразное ядро компании, дающее толчок к развитию другим людям – руководителям направлений (отдельных бизнесов). Те растут, каждый в свою сторону, укрепляя центр. Ядро сохраняется, объемы компании увеличиваются.
Второй принцип – работа по наитию, а не по заранее разработанной бизнес-схеме. Создавая бизнес как систему, Руденко пока не спешит излагать ее на бумаге. Принципиально. «Технологии – это потом, – объясняет он. – Изначально ведь бизнесом занялись в России все, кто хотел и не ленился. Гораздо позже торговлю превратили в технологию. А сначала ее чувствовали. Многие предприниматели пока не сделают, ничего не скажут. Не смогут. Теория подводится под то, что уже сделано».
Более эффективно дело развивается, как считает Андрей Руденко, если предприниматель постоянно расширяет свои знания, всегда готов увидеть интересное и новое, что может стать полезным для дела. Свои мысли Руденко проиллюстровал недавним случаем. Он участвовал в семинаре по автоматизации торговли и услуг, проходившем в Подмосковье. В перерыве разговорился со специалистом-москвичом. Заядлый грибник, Андрей, беседуя, успевал замечать на аллее лесопарка грибы под деревьями. Его коллега ни разу ничего не увидел. Грибы были ему неинтересны. Примерно так же и в предпринимательстве, говорит герой. «Тот человек и я – мы занимаемся одним и тем же, нам техника интересна. Но с разных сторон. Коллега – технарь, он сконцентрирован на деталях своего дела, я – продавец и продвиженец, должен видеть больше, чем одно направление», – объясняет Руденко.
Следующим условием успеха он считает трудолюбие. По первости, вспоминает Андрей, в «Дон-Электроникс» пытались разработать должностные инструкции и «подвести их под людей». «Должностные инструкции у нас не выполняются», – признается Руденко. – Потому что в маленькой и развивающейся фирме работы очень много. Людям приходится совмещать обязанности». По его мнению, досконально расписанная инструкция стимулирует работника искать лазейки, типа «а это не мое», да такие, что не подкопаешься. А по-настоящему трудолюбивый сотрудник сделает гораздо больше, чем указано в инструкции.
Андрей Руденко уверен: человек не имеет пределов своего развития. Ограничения каждый устанавливает перед собою сам. Потому что ленится развиваться. В свою команду г-н Руденко старается подбирать людей, любознательных и неленивых. Это тоже необходимое для успешного бизнеса условие. Здесь помогает интуиция. «Их качества я чувствую», – говорит Руденко. Чтобы улучшить кадровую работу, он хочет найти хорошего специалиста – идеолога. Идеолог, по его мнению, – это второй человек после учредителя. Учредитель организует бизнес – создает ядро, идеолог следит, чтобы оно не развалилось. Кандидаты на эту должность, с которыми уже состоялось собеседование, были в основном кадровиками. Демонстрировали хорошее умение оформить документы, провести психологическое тестирование. Но настоящего идеолога – личность – Андрей ни в одном кандидате еще не увидел. Поиски харизматичного специалиста по персоналу продолжаются.
Руденко говорит, что фирма, стремящаяся к лидерству, жить без рекламы не может. А вот «пиариться, ничего не имея», – значит причинять большой вред самим себе. Долгое время «Дон-Электроникс» обходилась без продвижения, по правилу Андрея Руденко: «Сначала хорошая работа, потом реклама». Недавно назрела необходимость в грамотной рекламной кампании. Однако создавать собственный отдел рекламы предприниматель не хотел. Точнее не хотел иметь проблем с отделом рекламы. Как правило, реклама в компаниях – это отдельная статья расходов, источник позитивных и негативных эмоций. Эффективность от затрат всегда под вопросом. Наихудший вариант – текучка в отделе рекламы и «деньги в никуда». Наилучший – отдел, который перерос в рекламное агентство, потому что его руководитель стремился к развитию. Это еще одна причина приобретения РА «Красный квадрат»: «Зачем делать корабль маленьким? Пусть он сразу будет большим».
В агентстве есть специальный менеджер, который занимается только фирмой-учредителем. Он работает со СМИ, типографиями. Но главные идеи все равно идут в основном от Андрея Руденко. Он не хочет оставаться в стороне: искать, слушать и изобретать ему очень интересно. Сейчас Руденко хочет инвестировать средства в изготовление уличных аншлагов (табличек на жилых домах) в Октябрьском районе. На каждом рядом с названием улицы должно быть имя фирмы «Дон-Электроникс». Собственник хочет, чтобы его компания была известна потенциальным клиентам и населению как «фирма, которая хорошо работает», которая учит этому других, оказывает поддержку предпринимателям.
Руденко с разными клиентами работает по-разному. Он говорит, что к сетевым операторам, в крупные торговые центры нужно идти с деловым предложением. Мелкие клиенты придут сами, «по совету соседа». «Все лучшее в мире держится на искусстве переговоров, – подчеркивает Андрей. – Где не смогли договориться дипломаты, там начинается конфронтация и война. Научившись договариваться, надо также научиться понимать, что всем мил не будешь».
Умению договариваться и брать, например, товарные кредиты без документов по телефонному звонку, Руденко учился три года. Именно столько времени ему потребовалось, чтобы привыкнуть к Ростову и ростовчанам. Андрей родился и вырос на Урале. Там, по его словам, иной менталитет. Уральцы живут по правилам, южане – по понятиям.
«Урал – это оборонные предприятия, военный режим. Там – умей слушать и исполнять. Здесь – умей понимать и договариваться. Там – если не сумел сделать, тебя накажут. Здесь – если не сделал, с тобой просто больше не будут иметь никаких дел. Зато простят, если ты чего-то не понял и спросил. Спросил – тебе охотно еще раз расскажут, что надо делать».
В подтверждение своих слов Андрей приводит местные автомобильные трассы. По Ростову, например, нельзя ездить, соблюдая дорожные правила, потому что у каждого водителя свое понятие. Соблюдая правила, Руденко часто попадал в мелкие аварии. Когда же «стал ездить по системе выживания», неприятности на дорогах прекратились.
Сейчас Руденко думает, как распространить его «личное искусство понимания» на людей внутри компании. Пока это отражено в инструментах мотивации: в «Дон-Электроникс» нет, например, штрафов. Вместо них Руденко собирается ввести систему общественного порицания. В публичном месте будут вывешивать стенгазету с фотографией провинившегося сотрудника и описанием его проступка. По убеждению г-на Руденко, это работает лучше, чем материальное наказание. А публичное награждение эффективнее, чем премия, за которую человек расписался в бухгалтерии, в одиночестве. Ведь любой сотрудник не только работник, он еще и член общества.